Меню

Игорь Иткин, владелец фитнес-клуба Prime:"Изучаем платежеспособность населения"

Иллюстрация: DK.RU

Три года назад рынок фитнес-услуг в Ростове-на-Дону оценивался приблизительно в 800 млн рублей в год. Что с тех пор изменилось?

- Три года назад рынок фитнес-услуг в Ростове-на-Дону оценивался приблизительно в 800 млн рублей в год. Что с тех пор изменилось?

- Я на этом рынке работаю с 2003 года. И все эти годы рынок рос. В 2008-ом было небольшое замедление - не глобальное: просто роста не было, но и падения тоже не было. И 2013-ый год был годом роста, и 2014-ый еще был "плюсовой". А в 2015-ом уже почувствовали... Старые "сетки" и клубы "упали" на 10-15 процентов, падение было по всей отрасли. Это было очень чувствительно, потому что доллар вырос в два раза, кредиты подорожали. Для открытия новых проектов год был наихудший, но они продолжили появляться. У меня сеть "не упала", а даже немного приросла - если в рублях считать. В рублях я даже, можно сказать, заработал, но реальный доход, конечно, снизился.

- Как вам удалось сохранить доход на определенном уровне и не упасть?

- В 2015-ом году количество клиентов не уменьшилось, и цены снижать мы не стали, даже наоборот - немного подняли цену. Где-то подняли средний чек, где-то увеличили дополнительные услуги, где-то сократили издержки. За счет того, что работаем в нескольких сегментах - и эконом, и бизнес, и премиум  - удалось даже нарастить обороты. В 2016-ом году ситуация ухудшилась. Падение рынка продолжается, рынок стоит. Надо понимать, что с конца 90-х он рос и рос очень интенсивно, увеличиловалось количество людей, готовых заниматься фитнесом. А сейчас все остановилось.

- Вы подсчитывали, какой процент населения Ростова занимается в фитнес-центрах?

- Если брать Ростов - а это крупный российский город - то можно сказать, что фитнесом у нас интересуется порядка 5% населения.

- А существующая сеть фитнес-клубов удовлетворяет этот спрос?

- Полноценно? Нет. Поэтому я и говорю, что потенциал у рынка есть.

- Ваши конкуренты тоже это видят: в "Горизонте" запускают новый проект, еще одна сеть фитнес-клубов уже запустила свою рекламу в городе. На что они рассчитывают?

- Как я и сказал, отрасль существует в России с конца 90-х годов. Т.е. по сути за это время целевая аудитория выросла с нуля до 5% населения. Это колоссальные цифры на самом деле. Т.е. вот сейчас в Ростове, городе-миллионнике где-то 70 тысяч человек хотят заниматься фитнесом. Более того: их количество не уменьшается. Спасибо СМИ и молодежной культуре, которые последнее время активно популяризируют здоровый образ жизни, учат людей правильно питаться, больше двигаться, следить за своим здоровьем. Эти люди работают, зарабатывают и понимают, что для дальнейшей работы надо заботиться о себе. А самое главное, что этот процесс уже не остановить. Если, конечно, не случится чего-нибудь глобального вроде ядерной войны и крупного вооруженного конфликта. Премиум класс будет развиваться, бизнес-сегмент никуда не денется, будут появляться фитнес-центры эконом-класса. В западных странах процент заинтересованного в фитнес-услугах населения - от 10 до 30 процентов. Да, сейчас мы не самая богатая страна, но нам есть куда расти и развиваться. Возможно, с падением платежеспособности населения часть наших клиентов уйдет на воркаут-площадки, на бесплатные стадионы. Но процент вовлечения будет все равно расти, и новые игроки индустрии именно на это и рассчитывают.

- Сколько сейчас стоит открыть фитнес-клуб?

- Конечно, все зависит от сегмента и площади клуба. Сумма может колебаться от 15 до 150 млн рублей. Я имею в виду - без стоимости приобретения помещения. Не важно : аренда это или собственность. Бизнес должен себя окупать в любом случае. Если ты не можешь окупить проект при такой стоимости денег на рынке - это будет нерентабельный бизнес. Если в конкретных цифрах, то 25 тыс рублей надо вложить в один квадратный метр клуба в нижнем ценовом сегменте. Если говорить о премиальном формате, то здесь все начнается от 50-60 тысяч рублей.

- Каков оптимальный срок окупаемости?

- В идеале проект должен окупаться за 2,5-3 года. Семь-восемь лет - уже сложнее. Оборудование изнашивается и морально устаревает, истекает срок договора с собственником и пр.

- А какие сейчас тенденции на рынке фитнес-услуг?

- Я за послднее время побывал на нескольких фитнес-конгрессах. Из основных тенденций - это тренировки с использованием собственного веса, функциональный тренинг и кросс-фит - большие, тяжелые нагрузки для молодых, здоровых людей. Функциональный тренинг делает тело функциональным - это не раздутый качок, которому тяжело шнурки завязать. Кроме этого, набирают популярность студийные занятия. Студии развиваются даже в рамках фитнес-центров. Т.е. вот нравится человеку заниматься только боксом и другой фунционал клуба ему просто не интересен. Таким образом студии успешно соседствуют с фитнес-клубами.

- А новые проекты будут?

- В следующем году мы планируем запускать новый проект, но пока нет готовой площадки, поэтому говорить рано. Мы изучаем финансовое состояние наших потенциальных клиентов. Ведь от платежеспособности населения сейчас зависит, в какой сегмент будет двигаться такой вид бизнес, как организация фитнес-клубов.