Меню

Инструмент для «прополки» вузов нужно искать на рынке труда

Однажды к барину нанялся на работу мужик. Самую тяжелую физическую работу он выполнял быстро и с идеальным качеством. Барин решил как‑то его поощрить - отправил мужика перебирать картошку в погребе.

Сиди себе в прохладе да кидай картошку: крупную — в левый угол, мелкую — в правый… Пришел вечером барин работу проверить и глазам не верит: лежит в полном изнеможении его трудяга на полу, а работа и на треть не сделана! «Как же так, -  удивился барин, - ты с картошкой не справился?» «Эх, барин, - с трудом ответил мужик, - как ты не понимаешь, мне же по каждой картохе надо было решение принимать…».

С тех пор прошло очень много лет, и самые разные решения, от незначительных до глобальных, стали приниматься с изящной легкостью. Хорошо это или плохо — тема отдельного исследования. Но в некоторых случаях эта изящная легкость вызывает определенное замешательство. Вот объявленная на днях программа развития высшего образования в стране. Самой программы еще нет. Ее еще только поручили разработать к маю следующего года. Но уже известно, что в течение трех лет будет сокращен каждый пятый государственный вуз и каждый третий филиал госвуза.

Что это означает конкретно для Ростовской области. По официальным данным Рособрнадзора, на территории нашей области действуют 14 государственных вузов и 25 их филиалов. Это значит, что только в нашем регионе в течение ближайших трех лет будет закрыто 3 вуза и 8 филиалов. Кто попадет под сокращение? Каким образом это будет решаться? Имущественный комплекс точно не пропадет, на него всегда найдутся желающие, но критерии, по которым будут составляться списки на ликвидацию, все‑таки хотелось бы узнать. Пока есть слова о слабых и сильных вузах. В чем заключается сила вуза, в каких единицах измеряется и какой прибор для этого нужен — еще неизвестно.

Прежде чем браться за прополку вузов в общегосударственном масштабе, надо вспомнить, что в былые времена система высшего образования формировалась исходя из потребностей конкретного региона в профессиональных кадрах. Если на Урале развивалась тяжелая промышленность, а Донбасс снабжал страну углем, то под эти задачи и готовились специалисты. Сейчас, когда решения вырабатываются в Москве, каким образом будут отражаться реальные потребности рынка труда в тех регионах, где будут сокращаться вузы?

И вообще, какие специалисты нужны в том регионе, где угледобывающая промышленность сократилась до уровня времен Донского казачьего войска, комбайностроительный гигант регулярно проводит сокращение трудового коллектива, а новые производственные мощности создаются в основном в области животноводства? При таких тенденциях в региональной экономике надо ли наращивать выпуск инженеров‑технарей в местных вузах?

Высшее образование как никакая другая сфера деятельности требует долгосрочного прогнозирования. Срок профессионального обучения составляет в настоящее время 4 года. Определяя план набора в текущем году, мы должны предвидеть ситуацию на рынке труда, которая сложится через 4 года. А это весьма длительный отрезок времени. Достаточно вспомнить, сколько событий уложилось в промежуток между январем 2008 г. и декабрем 2011 г. Вот поэтому, чтобы высшее образование в нашей стране было по‑настоящему эффективным, его деятельность должна опираться на долговременные прогнозы потребностей рынка труда. Опыт подобного прогнозирования уже накоплен в США, странах Евросоюза и многих других. В самом процессе прогнозирования нет ничего сверхсложного, более того, современные компьютерные технологии позволяют его вывести на высокий уровень точности за счет создания многофакторных математических моделей.


Внедрение такой системы хотя бы в рамках Ростовской области устранит диспропорции между подготовкой специалистов и спросом на них. Учет тенденций развития рынка труда позволит принимать осмысленные решения по преобразованию высшей школы, реально повысит его качество и во многом решит проблему трудоустройства выпускников. Что для этого надо? Уровень проработки темы таков, что в достаточно короткие сроки возможно создать автоматизированную систему по прогнозированию потребностей регионального рынка труда. Нужна политическая воля, чтобы отказаться от легкости в принятии решений и перейти к их осмысленности.