Меню

Информационная пробка

действующие лица Николай Сходняк генеральный директор Наталья Карпатская финансовый директор Юлия Белоусова маркетолог Инна Гладышева начальник отдела сбыта Родион Детушкин директор челябинского ф

Николай Сходняк дал сотрудникам фирмы задание описать свои должностные обязанности. Практически все подчиненные поняли его распоряжение неправильно и по-разному, по компании начали расползаться слухи, грозящие вылиться в панику. Сходняку необходимо вернуть контроль над ситуацией, добиться выполнения задания, ликвидировав информационный кризис.
действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Наталья Карпатская
финансовый директор
Юлия Белоусова
маркетолог
Инна Гладышева
начальник отдела сбыта
Родион Детушкин
директор челябинского филиала
Алексей Носырев
коммерческий директор
Игорь Семеряков
эксперт по продажам
Жанна Швецова
менеджер по продажам

Пробка по проспекту Стачки глотала попавшихся автомобилистов и медленно переваривала их, как гигантская анаконда. Осознав, что в течение ближайшего часа ему предстоит плестись по пути бастующих в 1902-м году рабочих, причем примерно с такой же скоростью, НИКОЛАЙ СХОДНЯК развернул газету и пробежал глазами заголовки.

На первой полосе сообщалось, что слухи о крысах-мутантах в московском метрополитене оказались сильно преувеличены. Все дело в крупных особях мадагаскарских тараканов, расплодившихся под столицей по преступной халатности бывших владельцев. В метро насекомые мутировали и обрели способность летать, бросаться на людей стаями и кусать. Московская мэрия уже выслала в подземелье отряд диггеров для ликвидации Бла-бла-бла

Сходняк криво усмехнулся, крысотараканы напомнили ему одну историю. Как-то раз он в шутку сказал финдиректору НАТАЛЬЕ КАРПАТСКОЙ, что хорошо бы было знать, чем сотрудники занимаются во время рабочего дня, а то, как ни зайдешь, все чай хлебают. Через неделю он случайно подслушал, как в курилке ЖАННА ШВЕЦОВА нашептывала своей коллеге, что скоро в офисе установят новейшую систему слежения, причем камеры разместят прямо над рабочими столами и даже в туалетах! Понятно, монстры в столичном метро — это наверняка даже не «утка», а просто результат разрухи в головах. Не то услышали, недопоняли, вольно интерпретировали Сарафанное радио — страшная сила!

Сходняк звонко гыкнул и обратился со словами «уважения» к родителям тех, кто спровоцировал всю эту тараканью ахинею. После чего развернулся и поехал длинным, но менее вредным для душевного здоровья путем.

В кабинете Сходняка дожидался непомерно большой, украшенный золотыми позументами скоросшиватель. Николай развернул его тугие корки, воззрился на два листка текста и понял, что авторство принадлежит ЮЛИИ БЕЛОУСОВОЙ. Сходняк не удивился: Юля работала в продвижении, а значит, любила спецэффекты.

Белоусова выполнила его распоряжение двухдневной давности. Через начальников служб он передал, что каждый сотрудник должен сформулировать и запечатлеть на бумаге перечень своих обязанностей для последующей систематизации и передачи «заветов» в будущие региональные подразделения. Чтобы каждый филиал знал законы внутреннего функционирования компании.

Сходняк не строил иллюзий по поводу ответственности каждого подразделения и особо не надеялся на стройные списки. Но он никак не ожидал, что маркетолог преподнесет ему фотографию своей рабочей недели, перечень выполненных за месяц дел, помпезно резюмировав в финале, что в других компаниях маркетологи выполняют тот же объем работ целой службой. В тугой папке Белоусовой был отчет по рекламному проекту, где Юля боязливо доказывала, что никаких подвязок с подрядчиком у нее нет и тендер проведен по всем правилам.

В электронной почте Сходняк обнаружил целое эссе на тему «Чем я занимаюсь в компании». Как доходчиво писал ИГОРЬ СЕМЕРЯКОВ, выполняя поручение директора, он предлагает программу реформирования службы продаж. Работник пространно философствовал о том, что служба продаж — единственное незатратное подразделение, поэтому все остальные вспомогательные. В лирическом отступлении автор мягко намекал на необходимость повысить оплату всему отделу.

Не успел Сходняк переварить прочитанное, как в кабинете неожиданно материализовалась ИННА ГЛАДЫШЕва. Сходняк приготовился к худшему.

— Николай Евгеньевич, меня увольняют? — Когда Инна волновалась, то бессознательно начинала оглушительно хрустеть суставами пальцев. Казалось, что кто-то давит тараканов.

— Инна, с чего ты взяла?? — неподдельно изумился Сходняк.

— Ну как же, мне сказали, что меня хотят уволить и перед этим я должна составить свою должностную инструкцию, чтобы передать по наследству.

Хруст пальцев уже, как кастаньеты, по нарастающей отбивал ритм.

— Инна, это все бред какой-то. Не пойму, откуда у тебя и у отдела продаж эта информация. Никто тебя увольнять не собирался. Нужно просто описать свои должностные обязанности, я это каждому поручил!

Когда дверь за ней недовольно скрипнула, Сходняк понял, что следующие буревестники не заставят себя долго ждать. Ему уже становилось интересно, какие информационные гримасы готовит день грядущий. Сходняк решил позвонить АЛЕКСЕЮ НОСЫРЕВУ и проверить его версию. Уж Носырев должен был адекватно понять распоряжение, поскольку слышал его из первых уст.

Алексей Носырев радовал Сходняка недолго. Его трактовка оказалась очень близка к истине. Но коммдир с чего-то решил, что готовится всеобщая реструктуризация фирмы. При этом он обиженно поинтересовался у Сходняка, почему он, не последний человек в «Любо-Дорого & Ко», изолирован от участия в таком масштабном проекте.

— Алексей, я разве что-то говорил про реструктуризацию? — поинтересовался Сходняк. — Вспомни хорошенько.

— А зачем еще вы вдруг решили взяться за должностные инструкции? До этих вещей руки доходят только в таких случаях, — просветил его Носырев.

— Вообще-то я это просил сделать для того, чтобы отослать в краснодарский филиал. Вот и все. Вы с ума все посходили?

Носырев напряженно сопел в трубку. Сходняк понял: в «Любо-Дорого & Ко» образовалась информационная пробка.

Сходняк решил идти до конца. Он вышел из кабинета и начал общаться с народом. Он продвигался по коридорам, провожаемый шорохами, шепотками и тревожными взглядами сотрудников. Обстановка заметно накалялась.

Мобильник запел голосом Фредди Меркьюри: The show must go on. Звонил Носырев.

— Николай Евгеньевич, у меня сейчас был один из продавцов Семерякова. Он спросил: правда ли, что вы проводите инвентаризацию активов, потому что решили продать фирму?

Сходняк уже не смеялся. Эпидемия сарафанного радио завладела его фирмой. Если одно небольшое поручение вызвало такую бурю, что может случиться, если он действительно решит провести реструктуризацию?

В предбаннике у выхода было темно. Внезапно из темноты материализовалось бледное лицо. Лицо было печальным. «Привидение», — обреченно подумал измученный окружающим бредом Сходняк. Но при ближайшем рассмотрении хозяином лица оказался РОДИОН ДЕТУШКИН, свеженанятый директор краснодарского филиала. Он моментально утащил Сходняка в комнату переговоров. Покачиваясь на стуле, спросил, действительно ли филиал решили не открывать, и возмутился, что он только зря уволился с предыдущей работы.

— Я приехал, меня сразу отдел сбыта стал стращать, что в фирме началась реструктуризация, филиал решено ликвидировать, — скорбно уточнил он. — Я хотел обсудить рекламный бюджет, привез кое-что показать. Обратился с бюджетом к Карпатской, но она услала меня к Носыреву, сказала, этим он заведует. Носырев объявил, что рекламой занимается Белоусова, а она не хочет без него принимать решения по бюджету.

Когда Сходняк вернулся к себе, по кабинету бродила тетка в форменном халате и осматривала мебель. Не успел он открыть рот, чтобы проверить реальность видения, как в дверь просунулась голова секретарши.

— Вы распорядились инвентаризацию всех фондов провести, так это вот работают, — протараторила она.

Сходняк не стал убеждать ее, что не давал такого поручения. Он осознал, что снежный ком, который начал свое движение еще утром, сейчас упал на него всем своим весом. Информационный кризис требовал срочного разрешения.

Что нужно сделать Сходняку, чтобы наладить эффективную коммуникацию в «Любо-Дорого»?
 
досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У фирмы есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

решение предыдущей серии
Партнеры решили отказаться от казарменного режима внутри «Любо-Дорого & Ко». Вместо этого создали положение о коммерческой тайне, договорились, что стратегической информацией будут обладать только Нигматуллин, Сходняк и Носырев. Наружу собрались выдавать как правильные данные, так и десятки вариантов подделок, разбираться в которых конкурентам долго и дорого.

Виталий Соловьев
первый заместитель директора — коммерческий директор Южного филиала ОАО «Ростелеком»:

Главная причина сложившейся ситуа- ции — отсутствие коммуникаций в компании. И вина в этом, считаю, полностью лежит на руководителе. Он же должен и остановить «снежный ком» паники. Ведь неверно истолкованная информация может привезти к хаосу в коллективе, иногда и к уходу ключевых сотрудников.

На месте Сходняка я бы, не теряя времени, созвал всех сотрудников на планерку, на которой прояснил ситуацию, успокоил коллег. Совместно мы проанализировали и выяснили бы причины неверной интерпретации распоряжения, дабы в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

Чтобы избежать эффекта «испорченного телефона», Сходняк должен был удостовериться, что коммерческий директор понял все верно. Для этого можно было задать несколько подтверждающих вопросов. Урок из сложившейся ситуации для Сходняка: надо быть «ближе к народу». Сходняку стоит разработать ряд мер по улучшению коммуникаций в компании, внести в свой плотный график работы ежедневное общение со своими сотрудниками. На его месте я бы проводил еженедельные планерки для начальников, раз в месяц проводил бы «день открытых дверей» для всех сотрудников. Как еще один инструмент коммуникации можно установить ящик отзывов, где бы анонимно сотрудники могли оставлять свои предложения, жалобы, просьбы.

Татьяна Солдатова
генеральный директор «Инновационно-консалтинговой компании Татьяны Солдатовой»: 

В такой ситуации необходимо дейст- вовать стремительно — гасить панику. В коллективе сложилась напряженная атмосфера: народ слишком сильно возбуждается от такого простого действия руководителя. Нужно проанализировать, с чем это напряжение связано. Возможно, ситуация, когда народ не очень понимает, чего от него требуют, в «Любо-Дорого» не редкость. Это часто бывает в компаниях: распоряжения даются без определения зоны ответственности и целей руководст- ва. В такой ситуации, как минимум, необходимо провести общее совещание, на котором Сходняк должен четко объяснить сотрудникам, для чего введенная мера необходима. Западные компании в подобной ситуации еще рассылают каждому сотруднику информационное письмо: такое-то распоряжение, представленное тогда-то, было направлено на то-то, поэтому оно должно быть выполнено таким-то образом в определенный срок. Это позволит избежать неточностей «испорченного телефона» и закрепить сказанное на собрании. Нужно также оценить, как налажена вертикальная и горизонтальная коммуникация в компании. Если что-то не в порядке — провести коммуникацион- ный тренинг. Плохое взаимопонимание руководства и подчиненных — это потеря времени, денег и конкурентного преимущества.

Александр Гонозов
генеральный директор MLG:

Виновен в «информационной пробке» Сходняк и только он. Часто бывает так, что начальник излагает свое требование недостаточно ясно, то есть начальнику-то понятно, что он имеет в виду, а вот сотрудникам — не совсем. Тогда они начинают додумывать и интерпретировать информацию по-своему, что и произошло в «Любо-Дорого». Разрешить информационный кризис можно, доходчиво «разжевав» смысл задуманного своим подчиненным. Важно, чтобы это было не письмо по электронной почте, а живая беседа. При этом, думаю, можно не собирать общую планерку и ограничиться лишь беседой с менеджерами компании, начальниками отделов. Однако Сходняку нужно постараться разъяснить все подробно и ответить на все вопросы подчиненных. Тогда он сможет быть уверенным, что информация (задачи и цели руководства) правильно поняты.

Чтобы впредь избежать подобных ситуаций, я бы посоветовал поменьше общаться с сотрудниками на отвлеченные темы, чем, как я заметил, злоупотребляет Сходняк. К словам руководителя всегда прислушиваются, любую фразу на отвлеченную тему сотрудники могут воспринять неправильно — поползут слухи (эффект «сарафанного радио»), что негативно отразится на работе компании.