Процесс интеграции ОАО ТКЗ «Красный котельщик» в структуру «Силовых машин», стартовавший в начале 2012 года, выходит на финишную прямую. Как это повлияло на конкурентоспособность предприятия?
За два года после начала процесса интеграции Таганрогского котлостроительного завода (ТКЗ) «Красный котельщик» в ОАО «Силовые машины» выручка завода выросла на 9%. За это время удалось добиться достаточно высокой степени интеграции между заводом и холдингом, рассказывает гендиректор завода Илья Субботин. В частности, структура «Красного котельщика» приведена в соответствие с единой организационной и функциональной структурой «Силовых машин». Все структуры «ЭМАльянса», находящиеся в Таганроге, Москве, Подольске, Барнауле, стали филиалами ТКЗ, при этом сохранена роль «Красного котельщика» как производственной площадки и роль каждого филиала как инжинирингового центра.
Что дала «Красному котельщику» интеграция в холдинг? Какие перспективы открыла?
— ТКЗ получил доступ к ресурсам и инфраструктуре крупной компании, что позволило более успешно конкурировать с основными мировыми производителями энергомашиностроительной продукции на внешнем и внутреннем рынках, а также увеличило финансовый, кадровый и производственный потенциал предприятия. Существенно повысилась эффективность управления: многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность (исследования и разработки, закупки, логистика, продажи и т. д.), как в подавляющем большинстве крупных западных корпораций, теперь координируются из одного центра.
Ресурсы консолидированы, управляемость улучшена, экономические показатели повышены, по всем направлениям ведется совместная работа: вместе работают сбыт и техническая поддержка продаж, вместе выезжают в командировки, ведут переговоры, прорабатывают тендерные предложения и контракты, участвуют в выставках и конференциях. Среди уже реализованных совместных проектов — подготовка и предложение клиентам энергоблоков со сверхкритическими параметрами пара, в частности, на рынках Вьетнама и Индии.
Еще один совместный проект, реализованный «Красным котельщиком» вместе с «Силовыми машинами», — это своеобразная «дорожная карта» развития «Красного котельщика» на ближайшие годы. Что она собой представляет?
— Она состоит из двух основных документов: продуктово-рыночной стратегии и стратегического бизнес-плана. Основные направления работы — продукты и технологии, коммерческая стратегия, финансовая стратегия и повышение эффективности. Ряд важных шагов уже сделан: в направлении «Продукты и технологии», например, начато освоение новых продуктов и технологий, имеющих хорошие перспективы продвижения на рынке, среди которых котлы на ССКП, ЦКС, котлы-утилизаторы для интенсификации нефтедобычи, котлы-утилизаторы с прямоточным контуром высокого давления.
Как решается задача увеличения объема комплектной поставки оборудования котельного острова?
— За счет расширения технологических компетенций по вспомогательному оборудованию: систем очистки дымовых газов, золошлакоудаления, топливоподачи.
В направлении повышения эффективности уже предпринимаются шаги по увеличению производительности труда, снижению себестоимости продукции, сокращению накладных расходов, оптимизации численности персонала, реализуется программа оптимизации закупочной деятельности, повышения надежности поставок. Решаются задачи оптимизации оборотного капитала и ведется работа по оптимизации проектно-конструкторских решений.
«Красный котельщик» активно вовлечен в единые корпоративные программы. Какова их задача?
— Стоит цель сформировать общие подходы к ведению бизнеса. Главная из них — система управления предприятием SAP. Также в 2013 году для всех руководителей «Силовых машин» и «Красного котельщика» стартовала программа «Достичь большего вместе», следующей стала программа «Мастер-класс», рассчитанная на линейных руководителей. Мы уделяем особое внимание инвестициям и техническому перевооружению. Инвестиции направлены не только в производство, но и на развитие наших инжиниринговых компетенций, позволяющих предлагать заказчику комплекс самых эффективных решений в тепловой энергетике.