Меню

Грозит ли нам вторая волна кризиса?

Марина Александрина директор представительства HeadHunter в Южном округе Бизнес занял выжидательную позицию, некоторые компании придерживают подбор новых сотрудников до начала будущего года. О

Институт «Центр развития» Высшей школы экономики представил доклад «Кризис: часть вторая». В нем три сценария развития мировой и российской экономики. При оптимистичном и самом маловероятном нам ничего не грозит. Два других предусматривают девальвацию российской валюты до 43–46 рублей за доллар к 2014 году, затяжной финансовый кризис и отток капитала. Чем это грозит бизнесу, разбирался ДК.

Марина Александрина директор представительства HeadHunter в Южном округе
Бизнес занял выжидательную позицию, некоторые компании придерживают подбор новых сотрудников до начала будущего года. Однако на данный момент на сайте hh.ru число открытых вакансий превышает даже докризисные показатели. Так что обстановка для поиска работы вполне благоприятная. В III квартале 2011 года мы наблюдаем стабильный рост спроса и предложения на рынке труда. Эта ситуация показывает, что слухи о новой волне кризиса пока преждевременны.

Алексей Архипов проректор по экономике ЮФУ, доктор экономических наук
Снижение цен на нефть и девальвация рубля до указанных в докладе ВШЭ значений еще не есть кризис, а вот хронический дефицит инвестиций, сохранение сырьевой ориентации экономики и прямая зависимость государственного бюджета от мировых цен на энергоносители — источники уже состоявшихся и будущих кризисов. Эффект переключения внутреннего спроса на отечественные товары и услуги при девальвации наступит лишь тогда, когда российскому рынку будет что предложить потребителю — а это невозможно без инвестиций в реальный сектор, инновации, инфраструктуру.

Борис Михеенко Финансовый директор ООО «Ландшафт-ДонСтрой»
Российский бизнес сильно зависит от экономических колебаний мировой системы, поэтому любая негативная волна дойдет и до России. Волна накроет сферу малого строительства и благоустройства, так как она напрямую зависит от благосостояния населения страны. Большинство российских управленцев не имеют нужных инструментов «выживания» в подобных условиях, поэтому их и накрывает с головой «кризис». Чем сильнее мы будем паниковать, тем больнее «кризис» ударит по нам. Умение подстраиваться под ситуацию в бизнесе — ключ не только к выживанию в период «кризиса», но и даже к росту.

Татьяна Пилипко Директор по маркетингу Центра Развития Бизнеса А-5
Кризис — это обострение, а если что-то обостряется, значит давно уже болело. Компании будут вынуждены направлять свои усилия на оптимизацию бизнес-процессов, на повышение эффективности и компетентности управленцев, качества сервиса, на сокращение издержек и повышение рентабельности. Это доказала первая волна. И у нас, и у наших коллег по цеху работы будет много. Кризис — время возможностей только для настоящих и эффективных профи.

Артур Эберг управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры»
Насколько изменится наша сфера практики, продемонстрировала первая волна кризиса. Появилась большая доля конфликтных проектов, прежде всего — работы с дебиторской задолженностью, банкротств, споров с госорганами. В федеральных юридических фирмах сокращались целые департаменты. Клиенты стали явно более чувствительны к цене и способам ценообразования. Все эти тенденции мы будем наблюдать и в случае неблагоприятного развития ситуации в 2012–2014 годах. Впрочем, хорошие юристы востребованы в любых условиях.