Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи правительства РО, рассказал «ДК», почему область решила отказаться от развития регионального портала госуслуг.
Мечте заменить малоприятный процесс стояния в очередях на виртуальное общение с чиновниками более 10 лет. С тех пор на федеральном уровне была принята программа «Информационное общество (2011-2020) с общим объемом финансирования более 1,2 трлн руб. На 2011‑2013 гг. на нее власти выделили 3,1 млрд руб. Генеральным подрядчиком реализации проекта «Электронное правительство», в том числе на региональном уровне, стало ОАО «Ростелеком».
В июле 2012 г. были внесены изменения в ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных услуг». Изменения эти должны нивелировать практику, когда люди вынуждены в одном госучреждении брать справку, например, техпаспорт на объект недвижимости и нести его в другое госучреждение. Теперь чиновники должны наладить электронный обмен базами документов между ведомствами.
Поход против макулатуры
Еще год назад непреодолимым препятствием для виртуального взаимодействия чиновников было то, что базы данных федеральных, областных и муниципальных ведомств не были интегрированы. Сейчас эта проблема должна быть решена до конца года. Обучение чиновников общения друг с другом онлайн можно назвать еще одним шагом на пути реализации проекта «Электронного правительства».
Перед подготовкой проекта мы провели опрос бизнеса на предмет — какими электронными госуслугами пользуются компании. Полученные ответы не порадовали — многие вообще не пользуются или даже не знают о портале «Электронного правительства», и лишь некоторые оформляли себе как физические лица загранпаспорт. Все. Быть может, стоит заниматься продвижением новых сервисов?
— Конечно, стоит. Система для людей новая. Кроме того, никто не говорил, что с 1 июля 2012 г. государство будет 100% оказывать госуслуги в онлайн режиме. Согласно философии ФЗ № 210, сократился объем переноса справок из одного кабинета чиновника в другой. Сегодня перемещение бумаг — сугубо обременение чиновника. Он либо на велосипеде, либо пешком, либо путем электронного взаимодействия сам добывает сведения о гражданине, который пришел к нему за оказанием услуг.
Замечательно. Вопрос: если один чиновник муниципального подчинения, второй — областного, а третий — федерального…
— Межуровневое взаимодействие также предусмотрено. Допустим, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Один из документов — предоставление паспорта БТИ. Согласно федеральных нормативов предоставление паспорта БТИ не требуется, а в муниципальном образовании без него не могут оказать услугу. Документ этот имеет ограниченный срок хождения, хранится в электронной базе того органа, который его издал, откуда чиновники сами должны его запрашивать. Законом это прописано. Но муниципальные органы считают, что имеют право дополнительно требовать этот документ у граждан, а мы так не думаем.
Кто победит?
— Естественно, федеральный закон и субъект федерации.
В какие сроки ожидаете победу?
— Сегодня уже победили. Протокол такой будет подписан. В соответствии с действующим законодательством муниципальные органы власти по некоторым вопросам вправе самостоятельно устанавливать иной порядок оказания госуслуг. Но мы сразу говорим: на каждую «хотелку» ищите деньги в своем бюджете и оплачивайте. Любое бумажное межведомственное взаимодействие должно быть переведено в электронный режим. Стоимость программирования — 340 тыс. руб., опубликование на федеральном и региональном портале — еще 170 тыс. руб. Плюс еще оплата каналов связи, библиотек электронных сервисов, обучение пользователей и т. д. Итого по муниципальному образованию получится 33 млн руб. Готовы ли муниципалитеты на такие затраты? Как правило, нет.
То есть это реальные цифры стоимости мечты — попасть в кабинет к чиновнику без очереди?
— Это прайсы всероссийского оператора «Ростелеком», который выполняет государственный заказ по реализации проекта «Электронное правительство».
Вышли на федеральный уровень
Сейчас в Ростовской области работают два портала, где можно получить госуслуги онлайн: pgu.donland.ru и gosuslugi.ru. Первый с момента создания не проработал и года, и был признан недостаточно эффективным и дорогим в обслуживании. Месяц назад область решила реализовывать проект «Электронного правительства» на базе федеральной площадки. Сегодня человек, имеющий регистрацию на федеральном или региональном ресурсе, имеет доступ на оба портала.
Почему было принято решение перейти на федеральный портал?
— Содержание и обслуживание регионального портала достаточно дорогое — 30 млн руб. в год. А прописать услуги, аккредитовать, сдать в промышленную эксплуатацию? Затраты в разы больше. Кроме того, приходилось все время что‑то дорабатывать, так как у нас законодательство часто меняется. Мы с задержкой в полмесяца догоняли всю страну. Поэтому было принято решение уйти, как и большинство субъектов страны, на типовое решение «Ростелеком», с которым сегодня и работаем. Сейчас комплексный сервис по организации перевода услуг в электронный вид, с учетом стоимости обслуживания и функционирования портала нам обходится в 15 млн руб. в год.
Какие‑то решения для мобильных устройств разрабатываются?
— На новом решении есть специальные версии и для смартфонов, и для планшетов. При использовании старой версии регионального портала мобильную версию нужно было бы дополнительно разрабатывать. Стоимость этих работ — порядка 10 млн руб.
Проводите в рамках реализации программы сравнения с другими регионами? Вот, говорят, в Казани неплохая система «электронного правительства».
— Да, это так. И мы стремимся быть не хуже. Я человек‑практик. Поэтому кто предлагает, пусть принесет компьютер и покажет. А приносят мне, как правило, слайды. Это не работа. Вот буквально недавно приезжали из одной компании, предлагали системную разработку. Я им — ставьте на стол компьютер, включайте, давайте посмотрим, как она работает. Вот вам Интернет. Они: «Нет, спасибо». Ну, значит: «До свидания». Зачем мне демонстрация в демо‑роликах, в демо‑версиях?
На самом деле много систем создано и у нас в области. Но одна беда — эти системы создавали давно, писали действительно для нужд учреждений, чтобы облегчить работу каких‑то органов власти, может, даже в целом направлений по области. Сегодня эти программы должны быть паспортизированы, актуализированы под законодательство и сданы в промышленную эксплуатацию. Это процесс не короткий. И не дешевый.
Какое количество людей пользуется госуслугами в Ростовской области?
— Мониторинг по количеству конкретных услуг, которые заказывали граждане, пока не ведется. И связано это опять же с недостатком функционала нашего старого решения. Действительно очень бы хотелось знать, какой гражданин сколько конкретных услуг запросил. Такой мониторинг мы будем проводить после того, как новый портал заработает в полную силу.
Какие услуги реально сейчас доступны на портале «Электронного правительства»?
— Все, которые опубликованы на федеральном сайте. Все до одной. Просто пока по всей стране идет стадия настройки, в каком‑то промежутке времени возникают непростые вопросы. Один из них — типизация муниципальных услуг. Порядка 50 из них сегодня находятся в стадии согласования и в ближайшие дни будут утверждены. По 137 областным услугам технологические карты уже утверждены.
Что такое технологическая карта?
— Это карта процессов взаимодействия органов власти при предоставлении услуг. Прописан процесс предоставления услуги. Алгоритм действия для всех: и для чиновника, и для тех, кто услугу запрашивает. Правительством было проведено маркетинговое исследование и выбрано 14 приоритетных федеральных услуг. Федерация их огласила. У нас этот список увеличился до 20.
Назовите самые популярные.
— Их много. Пособие на ребенка, получение разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию объекта строительства, кадастровая оценка земли, выработка кадастрового паспорта, получение ЕГРИП и ЕГРЮ. Самые популярные услуги — получение ИНН, паспорта. Но сказать, что сегодня вся страна кинулась пользоваться электронными услугами, нельзя. Люди пробуют, пытаются, тестируют портал. Кому‑то нравится, а кому‑то — нет. Так же как с вводом электронной карты — для кого‑то она удобна, а кто‑то говорит «мне не надо».
Планируются ли в проекте какие‑то услуги для бизнеса?
— В наших планах развития портала госуслуг для бизнеса — нет. Пока нет. Потому что сама программа «Информационное общество» нацелена, прежде всего, на физических лиц. Хотя, если обратить внимание на предоставление ЕГРИ и ЕГРЮ, эта функция предназначена больше для юридических лиц. После того, как процесс «электронизации» государственных и муниципальных услуг для населения будет завершен, наладится и работа с бизнесом. Но решения по этому вопросу принимаются не в рамках субъекта, а на уровне федерации.
Какими электронными госуслугами пользуетесь лично вы?
— Я постоянно тренирую ресурс, чтобы знать, где слабые места и с разработчиками их дорабатываем. Но лично для себя через портал заказывал охотничий билет. Сделал загранпаспорт на себя и на всех членов семьи, в т. ч. на маленького ребенка. Пришли в указанное время, сначала сфотографировались, потом через некоторое время забрали под роспись паспорт. Никакой очереди. Просто помню, как в первый раз оформлял паспорт. Я тогда устал бегать, собирать справки от участкового, отзывы от нескольких соседей и так далее. Уже никакой заграницы не хотелось.
В рамках нашей компетенции мы постоянно проводим совещания, создаем рабочие межведомственные группы, апробируем и дорабатываем сервисы отдельно по рубрикам, по тематикам. Обкатываем механизм на новых рельсах.
Когда новые рельсы станут для вас привычными?
— Правительство России и губернатор области поставили задачу до конца года перейти на межведомственное взаимодействие в электронном виде. Портал практически ежедневно наполняется новыми услугами, сервисами. И те люди, для которых такая новая форма взаимодействия с государством более приемлема и удобна, уже оценили эти возможности.
Автор: Надежда Назарова