На очередной встрече ростовского клуба финансистов было особенно многолюдно: около 80 финансовых директоров и управленцев местных компаний пришли послушать и оценить выступления участников Бизнес-б
На очередной встрече ростовского клуба финансистов было особенно многолюдно: около 80 финансовых директоров и управленцев местных компаний пришли послушать и оценить выступления участников Бизнес-боя. Поединок проводился между двумя командами, одна из которых во главе с ВЕРОЙ ТРОШИНОЙ, заместителем гендиректора по экономическим, коммерческим и финансовым вопросам ОАО «Азовский морской порт», выступала за информационную открытость, и вторая команда, где основным докладчиком выступил СЕРГЕЙ САПОТНИЦКИЙ, руководитель Табачного комплекса группы «АГРОКОМ», поддерживала позицию информационной закрытости. Г-жа Трошина начала свое выступление с того, что дала определение понятию «информационной открытости». По ее мнению, это политика, которую осознанно выбирают собственники компании и которая регламентируется внутренними нормами. «Не стоит открытость путать с публичностью. Публичность — законодательное требование, вытекающее из публичного размещения акций и иных ценных бумаг. Она регламентируется нормами действующего законодательства, несоблюдение которых предполагает ответственность, вплоть до уголовной», — заметила г-жа Трошина. Чтобы усилить свою аргументацию, Вера Трошина акцентировала внимание на том, что открытые компании имеют ряд конкурентных преимуществ по сравнению с закрытыми: «Информационную открытость можно оценивать как некую демонстрацию силы, она содействует формированию положительного образа компании и предполагает повышение профессионального уровня людей, ответственных в компании за раскрытие информации, а, следовательно, помогает поднять на более высокую качественную ступень управление». По ее мнению, в ходе подготовки информации к открытию происходит ее более глубокое переосмысление, чем в «закрытых» компаниях.
Почти все аргументы Сергея Сапотницкого базировались на доказательстве парадокса — даже те компании, которые утверждают, что придерживаются информационной открытости, на самом деле являются закрытыми. «Ни одна компания, даже самая открытая, никогда не станет объявлять о своих важных стратегических планах, если это может негативно отразиться на ее работе. Большинство обнародует только ту информацию, которую им выгодно открывать. К примеру, пресс-релизы о последних корпоративных мероприятиях, результаты последних собраний акционеров, порядок выдвижения акционерами кандидатур в совет директоров и т. п.», — сказал г-н Сапотницкий. Он согласился с Верой Трошиной, что публикация обязательных отчетов — вовсе не показатель открытости. Однако большинство российских компаний, по его мнению, достигнув уровня раскрытия информации, устраивающего регуляторов и биржи, останавливаются. Чтобы усилить свое выступление, г-н Сапотницкий привел примеры того, что закрытая компания может спокойно предавать огласке, оставаясь по сути закрытой, создавая лишь иллюзию открытости. Так, по вопросам структуры собственности закрытая компания без особого вреда для себя может открыть количество и номинальную стоимость выпущенных обыкновенных и прочих акций (уставный капитал), информацию о листинге, описание классов акций и т.д. И только действительно открытая компания готова сообщить общественности такие данные, как количество и имена акционеров, владеющих пакетами акций более 10%, а также структуру собственности аффилированных компаний.
После первого обмена ударными выступлениями модератор встречи предложил гостям и членам клуба проголосовать за позицию, которая им показалась наиболее убедительной. Стоит отметить, что впервые в ростовской практике проведения подобных публичных мероприятий компания «Вымпелком» («Билайн») организовала бесплатное онлайн-голосование с помощью sms, результаты которого можно было видеть на большом экране. Несмотря на то что выступления обеих команд были довольно убедительными, большинство sms-голосов было отправлено в поддержку Сергея Сапотницкого.
После того, как основные докладчики изложили все свои аргументы, слово было предоставлено их секундантам. СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, заместитель гендиректора Региональной информационной службы ЗАО «Интерфакс» представлял интересы Веры Трошиной поинтересовался у оппонентов, смогут ли российские компании когда-нибудь стать более открытыми для общества, либо же закрытость — особенная черта местного бизнеса. На что г-н Сапотницкий ответил: «Если бы у нас в стране были такие же условия для функционирования предприятий, как и на Западе, то и политика информационной открытости была бы другой, не такой сдержанной». Секундантом второй команды выступил специалист по вопросам экономической безопасности ДМИТРИЙ СОЛОщЕНКО, директор ООО «Р-Техно Северный Кавказ». Он отметил, что даже на Западе, где гораздо больше открытых компаний, конкурентная разведка процветает — это говорит о том, что открытость эта условная и компаниям всегда есть что скрывать. Выступления секундантов не повлияли на ход голосования: команда Веры Трошиной лишь несколько раз выбивалась в лидеры, но затем вновь стала уступать несколько процентов голосов.
Затем модератор поединка предоставил возможность вступить в дискуссию финансистам и наблюдателям из зала. Гендиректор фонда «Прикладная политология» СЕРГЕЙ СМИРНОВ* поинтересовался у участников бизнес-боя: «Если вдруг к нам опять приедет Президент, на какое предприятие его повезут местные власти при прочих равных условиях: на открытое или закрытое?» Сергей Сапотницкий улыбнулся и констатировал: «Повезут в те компании, которые занимаются реализацией нацпроектов, а также на крупнейшие промышленные объек- ты. И в данном случае никакой роли не играет, открытые или закрытые это будут компании».
Один из зрителей обратился к Вере Трошиной: «Вот Вы говорили о том, что информационную политику компании должны определять ее собственники. Ну, вот я собственник, имею определенное количество акций. И мне все равно, какой политики будет придерживаться компания, я вверил свою собственность управленцам, от которых хочу получить результат. Мне важно, чтобы их деятельность приносила мне дивиденды». Вера Трошина отметила, что говоря о собственниках, она имела ввиду не миноритариев, а мажоритарных акционеров, которые принимают непосредственное участие в управлении.
Практически все зрители были единодушны в том, что 90% российских компаний являются закрытыми, и это в настоящий момент — обоснованная необходимость. «Информационная закрытость — это борьба за выживание. Конкуренция в стране постоянно повышается, и, открывая некоторые свои показатели, компания рискует отправить эту информацию в руки своим конкурентам. А тот, в свою очередь, может использовать ее в своих собственных целях», — объяснил свою позицию г-н Сапотницкий. После обмена мнениями и ответов на вопросы из зала, модератор объявил о завершении поединка и подвел итоги sms-голосования: с небольшим отрывом в 8% победила команда Сергея Сапотницкого, выступающая за информационную закрытость.
Вера трошина и Сергей сапотницкий сошлись в ораторском поединке на тему преимуществ и недостатков информацион- ной открытости компаний. Сергею Сапотницкому было легче: все-таки большинство финансистов Ростова придерживаются позиции «закрытости».
* - выполняет функции иностранного агента