Как рассказал пресс-секретарь компании «Евросеть» ОЧИР МАНДЖИКОВ, компания отказалась от реализации карт экспресс-оплаты «МТС» и «Билайн» в связи с их низкой доходностью и большими затратами
На прошлой неделе федеральный сотовый ритейлер компания «Евросеть» заявила о прекращении продаж карт экспресс-оплаты сотовой связи компаний «Билайн» и «МТС». Эксперты говорят, что этот шаг был ожидаемым: доля продаж карт предоплаты в общем объеме платежей за услуги сотовой связи постоянно снижается, а более популярными и эффективными становятся оплата через кассы приема платежей и электронные терминалы.
Как рассказал пресс-секретарь компании «Евросеть» ОЧИР МАНДЖИКОВ, компания отказалась от реализации карт экспресс-оплаты «МТС» и «Билайн» в связи с их низкой доходностью и большими затратами на логистику. По сведениям участников рынка, «МТС» и «Билайн» отдает ритейлерам 1-1,5% от стоимости каждой карты, в то время как «Мегафон» платит за продажу своих карточек около 3% комиссии.
По словам специалиста по связям с общественностью макрорегиона «Юг» компании «МТС» ЮЛИИ ФЕОКТИСТОВОЙ, прекращение продажи карт экспресс-оплаты в сети «Евросеть» не отразится на бизнесе компании: «Их доля в нашем потоке приема платежей незначительна. Она снижалась в течение прошлого года. Думаю, что такая тенденция сохранится и в этом году: абоненты теряют интерес к этой форме оплаты».
Эту же тенденцию отмечает и ТАТЬЯНА МОСКАЛЕВА, PR-директор компании «Цифроград»: «За последний год доля экспресс-карт в общем объеме платежей за услуги связи снизилась с 20% до 5%». По сведениям аналитика Mobile Research Group ЭЛЬДАРА МУРТАЗИНА, абоненты все чаще предпочитают обычные платежи через кассы и терминалы, а продажи карт в крупных сетях за год упали на 15-20%. Эксперты считают, что шаг компании «Евросеть» выявил новую тенденцию на рынке сотовой связи и сотового ритейла: большинство абонентов переходят на контрактные тарифы, более мобильные и удобные, по сравнению с карточными.
Однако другие игроки рынка сотового ритейла пока не спешат следовать примеру «Евросети». «Даже в условиях снижения спроса определенная группа пользователей все еще предпочитает оплачивать связь именно через экспресс-карты сказывается многолетняя привычка. Кроме того, это высоколиквидный товар с высоким уровнем оборачиваемости при правильном подходе к организации продаж», комментирует НАДЕЖДА ВИННИКОВА, пресс-секретарь группы компаний «Диксис». По словам PR-директора компании «Связной» ЕЛЕНЫ НОГОТКОВОЙ, в сети «Связной» на карты экспресс-оплаты приходится 17% платежей: «Мы продаем в наших салонах в основном карты ходовых номиналов 100, 150 и 300 рублей и не видим большого смысла в ближайшее время отказываться от данной формы платежа. Но со временем спрос на нее действительно может сократиться».
«Сейчас существуют другие, более удобные способы внесения платежей за услуги сотовой связи. Абоненты могут пополнить счет с мгновенным зачислением в кассах наших салонов или через платежные терминалы, которые, для удобства клиентов, устанавливаются в салонах «Евросеть» и в местах с высокой проходимостью, например, в торговых центрах», говорит Очир Манджиков. В развитие этой программы, по словам г-на Манджикова, будет вложено $6 млн до конца 2007 г., а количество терминалов в компании намерены увеличить с 200 до 2000.
Эксперты сходятся во мнении, что рынок оплаты услуг через терминалы более перспективный, чем прием платежей через кассу или продажа карт оплаты. По данным JSon &Partners в прошлом году объем российского рынка платежей через терминалы составил $2-2,5 млрд. По мнению аналитика JSon &Partners СЕРГЕЯ САВИНА, на терминалы пришлось около 10% платежей в счет сотовых операторов: «Этот способ набирает популярность, и его в крупных городах России использует уже каждый третий пользователь сотовой связи».
«Интерес сотовых ритейлеров к этой услуге вполне понятен: за счет экономии времени продавца в магазине, большее внимание будет уделяться непосредственно продажам. А оборот одного терминала в месяц может составить примерно $40 тыс. Поэтому развитие собственных терминальных сетей может стать новым направлением в работе сотовых ритейлеров», считает Татьяна Москалева.