Во всем мире фандрайзинг успешно используется в научной среде. Для Ростова это еще не стало трендом, но крупные вузы уже активно используют этот инструмент.
«ДК» выяснил, как фандрайзеры ищут меценатов и что заставляет последних давать деньги.
Директор Центра стратегического партнерства ЮФУ Евгений Костюченко курирует деятельность некоммерческой специализированной организации «Фонд целевого капитала ЮФУ» и Ассоциации выпускников ЮФУ. Этот Фонд финансирует разработки молодых ученых. За счет Фонда закупается научное оборудование, выделяются стипендии и гранты, обновляется университетская хозяйственная база.
Спасибо — не повод к действию
Фонд целевого капитала ЮФУ был создан в 2007 г. С марта 2013 г. Евгений Костюченко возглавил Центр стратегического партнерства, который курирует деятельность Фонда целевого капитала ЮФУ. По его словам, ключевые моменты в деятельности любой НКО — доказать прозрачность целей и показать потенциальному меценату уже достигнутые положительные результаты.
«Так как сам Фонд создан на благо университета, мы задействовали внутреннюю среду — учащихся и сотрудников. Те, кто вращается в этой среде изо дня в день, хотят улучшений — начиная от обновления оборудования и заканчивая реализацией научного труда в производстве. Основной потенциальный жертвователь уже вышел из стен вуза или даже никогда не учился в ЮФУ. Это и выпускники, и представители региональной или федеральной власти, и бизнес-сообщество. К предпринимателям у фандрайзера должен быть особый подход. Бизнесмену некогда посещать ректорские совещания, изучать вузовское планирование и распределение целей. Мы должны быть гибкими к каждому, идти на разумные компромиссы и проявлять себя на презентации: кто мы такие, что можем, на каких условиях сработаемся, что можем предложить взамен, кроме слова «спасибо». В ответ мы готовы привлекать этого мецената на наши культмассовые и научные мероприятия в зависимости от профиля его деятельности. Он может выступать партнером в организации какого-либо события. И, естественно, в стенах нашего университета обучаются будущие сотрудники наших партнеров.
Во всем мире институт endowment-фондов берет начало из ассоциации выпускников вуза. Это логично: люди ностальгируют, вспоминая молодые годы, и хотят больше общаться со своими сокурсниками и преподавателями. Мы используем следующий механизм: выпускники хотят встретиться и сделать благо для университета — мебель купить, спортплощадку организовать для студентов, оборудование закупить для лабораторий. Для этого создается фонд, куда перечисляются деньги с целью поддержать и помочь развитию вуза. Обычно основу для фонда создает ассоциация выпускников, но в ЮФУ сперва появился Фонд целевого капитала, а лишь недавно в юстиции была зарегистрирована ассоциация выпускников. В том числе и на них делает ставку Фонд.
Основная сложность осуществления фандрайзинга характерна не только для РО, но и для всей страны. С ней сталкивается любая НКО. Дело в том, что в нашей стране не принято просто так давать деньги. Сразу возникает вопрос: «А что взамен?» И начинаются рыночные отношения. Поэтому к бизнесу нельзя идти с просьбой: дайте деньги на студентов-химиков, которые что-то изобрели... Они отвечают: пусть их разработки финансирует государство, на то они и учатся. Частные меценаты и организации хотят получать что-то взамен. Наше общество только начинает понимать, что деньги можно давать не только на жизненно необходимые потребности. Можно и необходимо вкладывать деньги в науку и образование. Механизм endowment-фонда заставит работать их непрерывно, и эта синергия даст лавинообразный эффект. Впоследствии эта спонсорская помощь поможет медицине, культуре, станкостроению и другим отраслям. Появляются люди, которые так мыслят. Это люди, которые уже многого достигли, они обладают широким кругозором.
В общении с меценатом важно быть честным. Если фандрайзер лукавит, это сразу видно. Бизнесмены постоянно находятся в диалоге, ведут переговоры, демпингуют, выбивают скидки. Если ты будешь не открыт, не доступен и, главное, не понятен, у тебя ничего не получится. С самого начала нашей деятельности мы поставили задачу быть максимально прозрачными. У нас есть все формы внесения пожертвований. Людям некогда тратить деньги на очереди в банках, и мы ввели онлайн-платежи, переводы через банкоматы».
Живой пример показательнее
Есть еще один ментальный шаблон: люди боятся жертвовать открыто. По словам Костюченко, это личный выбор мецената, но открытая благотворительность несет в себе пользу для фандрайзинга.
«Нам приятно, когда меценаты подчеркивают важность такого акта. Это видят молодые люди, студенты. Любой, кто отслеживает работу Фонда, понимает, что сейчас мы ставим себе амбициозные планы, хочется крупных финансовых результатов. Но ключевой и скрытый итог нашей работы в том, что мы формируем личность наших будущих жертвователей. Для них этот шаг будет в порядке вещей. Я рассчитываю на это.
Второй год мы сотрудничаем с Ростовской федерацией гольфа и гольф & кантри клубом «Дон», которые проводят Кубок губернатора Ростовской области по гольфу, в котором принимают участие бизнесмены, состоявшиеся люди и в основном выпускники нашего вуза. Мы приводим туда студентов, они исполняют роль кедди — помогают игрокам. В течение двух дней, что длятся соревнования, студенты общаются с представителями бизнеса. Как у них горят глаза после такого общения! Они видят, чего можно добиться, получив образование. На них производят впечатление атрибуты успешной жизни, для них это другой мир. И не нужно звать людей с мастер-классом и рассказом об истории успеха. Живые люди доказывают своим примером, что нужно верить в себя и свое будущее в нашей стране.
Мы регулярно проводим встречи со студентами, на которых разъясняем важность работы Фонда, а также привлекаем их для распространения информации в социальных сетях и в кругу своих друзей. Это пример внутренних партнерских отношений. Тут нельзя уговаривать, можно только предложить. Студент должен думать о своей учебе.
Пять лет подряд проводятся 2 конкурса из средств Фонда целевого капитала ЮФУ в поддержку научных проектов. Но выделить одного — это значит не выделить других. Они все — герои сегодняшнего дня, т. к. делают имя вузу, развивают бренд ЮФУ и науку в России.
С 2013 г. Фонд стал членом ТПП РО — это облегчило коммуникации с бизнес-сообществом. Когда у нас появляются победители, мы рассказываем о них руководителям соответствующих направлению разработки целевых предприятий. В результате мы вдохнули в студента уверенность, профинансировали его разработки, состыковали с потенциальным работодателем и заказчиком его услуг. Тут наше посредничество заканчивается. Фандрайзинг призван осуществлять конкретные, четко очерченные задачи, решение которых позволит проекту и его основателям выйти на новые горизонты для реализации в конкретный продукт».