Александр Малис, президент компании «Евросеть» Многие наши бизнесмены никогда не видели кризисов. Никогда не читали книжки Economics, которую пролистывают на втором курсе институтов, не говоря уже
Александр Малис, президент компании «Евросеть»
Многие наши бизнесмены никогда не видели кризисов. Никогда не читали книжки Economics, которую пролистывают на втором курсе институтов, не говоря уже о какой-то более серьезной специализированной литературе. Те, кто разорился в кризис,— туда им и дорога. Было понятно, что они разорятся. Как строился среднестатистический бизнес образца 2008 г.? Взял кредит, дал взятку и договорился с местными властями об аренде земли под постройку. На заемные деньги купил машину и хороший дом, на оставшиеся— начал строить какую-нибудь фигню. Под залог фигни взял еще один кредит. Купил на него нерентабельный бизнес по производству чего-то, но зато с большим оборотом, из которого можно время от времени выдергивать деньги для отдыха в Майами.
После этого твои кредиты растут. Ты понимаешь, что вообще-то нужно развиваться. Ну просто необходимо. Выпускаешь облигации, на которые гасишь кредитную задолженность. Потом ты развиваешься еще больше— выпускаешь евробонды, становишься вообще уважаемым человеком, элитой города. В какой-то момент даже начинаешь подумывать об IPO и т. д. Но где в этом процессе прибыль— непонятно! Ведь предпринимательство— это деятельность, направленная на получение прибыли. Более того, большинство из этих «коммерсантов» на вопрос о прибыли округляли глаза. А на вопрос: «Как ты будешь выплачивать кредиты?»— отвечали: а я облигации выпущу или IPO проведу. А где базис предпринимательства, никто не знал. Да, они все были распальцованные, покупали дачи на Лазурном Берегу, ездили на дорогих авто и т. д. Но они не были бизнесменами. Весь этот процесс был какой-то пеной, всплывшей непонятно откуда и непонятно зачем.
Настоящие же бизнесмены кризис пережили шикарно, потому что подобрали остатки от разорившихся горемык. Я знаю таких людей, которые за один год кризиса сумели заработать больше, чем за пять лет до того. Были, конечно, и такие, кому повезло. Если бы тот же Женя Чичваркин не продал свой бизнес вовремя, через две недели, возможно, нечего было бы продавать.
Если бы кризиса не было, его нужно было придумать. Потому что бешеные, непонятно откуда взявшиеся кредитные деньги свели с ума бизнесменов и чиновников. И если бы не гигантская коррупция, мы бы вышли из кризиса так же быстро, как вошли. Но взяточничество и ментовский беспредел все еще крепко держат нашу страну.
Хотя реальное движение к нормальной экономике все-таки есть. Поэтому, собственно, и выкарабкиваемся из кризисной ямы, а не сидим. С точки зрения, например, безналичного оборота Россия десять лет назад и Россия сейчас— это две разные страны. Уже можно работать чисто, и чем больше будет «чистой» экономики, тем быстрее мы выйдем из кризиса.
Сегодня нет компаний, которые могли бы откупаться от налоговой за $500 и не париться после этого. Откупаться сегодня готовы только самоубийцы, которые к реальному бизнесу не имеют никакого отношения. Даже родственники губернаторов теперь действуют аккуратнее. Потому что губернаторов не выбирают и могут сменить наверху, в Москве, и новый глава первым делом сносит родственников прежнего руководителя региона. Причем делает он это на совершенно законных основаниях. Звонит в налоговую и спрашивает: «Иваныч, у тебя там фирма ИЧБ 26 есть? Как там у них с балансом?» «Есть такая фирма, и с балансом у них!!! Сам брал по $500— все знаю»,— отвечает налоговик. «Ну, тогда делай проверку за три года»,— командует губернатор, и фирма летит в два счета.
Мы для себя давно решили: никому взятки не платить. И нам это безумно нравится. И самое интересное, если раньше чиновники к этому странно относились, то сейчас привыкли. Они понимают: нас сколько угодно можно терроризировать с пожарной охраной, но они все равно не получат денег.
В России, конечно, еще очень большая доля бизнеса, который работает не совсем честно. Но все-таки выгоднее уже соблюдать законы. И это прорыв. Этим мы отличаемся от некоторых стран СНГ, в которых можно не соблюдать законы совсем. Чтобы открыть бизнес там, ты приносишь не очень большие деньги куда нужно и получаешь официальное разрешение на работу. И можешь спокойно работать вне законодательства. Это, в общем, некоторым бизнесменам на руку, но мы принципиально в таких государствах не работаем. Потому что через год или пять в этой стране поменяется менталитет, там решат, что законы выполнять все-таки нужно, и показательную порку устроят именно крупной частной компании. И, скорее всего, это были бы мы.
В мире нет ни одного примера, когда экономика очистилась и обратно ушла бы «в грязь». Поэтому количество стран с правильным укладом постоянно растет. И рано или поздно все станут работать по-белому.
бешеные кредитные деньги свели с ума бизнесменов и чиновников
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Фото: «Евросеть»