Меню

Эксперты: Исторический центр Ростова необходимо спасать

В Ростове остро назрел вопрос сохранения исторической среды. В Общественной палате города попытались разобраться, что же надо сделать.

Вопрос сохранения исторического облика Ростова не поднимал только ленивый. Местные СМИ регулярно пишут о "косяках", что обнаруживаются после проведения работ. Члены комиссии по культуре и сохранению культурного наследия Общественной палаты Ростова решили попробвать разобраться в этой проблеме. На заседание комиссии были приглашены общественные деятели и эксперты.

Заведующая кафедрой "Истории архитектуры и архитектурной реставрации" академии архитектуры и искусства ЮФУ. Анна Иванова-Ильичева отметила, что проблема сохранения исторической среды в Ростове сейчас стоит крайне остро. 

"Проблема существует на всех уровнях. Заказчики очень часто не хотят связываться с объектами культурного наследия во всей полноте ответственности. Пытаются решить вопросы, обходя закон. Проектировщики тоже, зачастую, подходят к своей работе без всякой ответственности и понимания, что они работают с историческими зданиями. Есть проблема и с подрядчиками. На мой взгляд, не все организации готовы проводить работы на объектах культурного наследия", - отметила Иванова-Ильичева.

По ее мнению за последнее время было утрачено "мастерство деталей". В качестве примера Иванова-Ильичева привела здание на Станиславского, где при реставрации лепнину в форме цветков заменили на гипсовые копии донышек от пластиковых бутылок.

"Это нонсенс, но это может и хорошо, так как эта ситуация обратила внимание на проблему. А ведь такие проблемы не единичны, просто чаще всего они незаметны непрофессиональному взгляду", - отметила зав. кафедрой

Среди возможных решений проблем Анна Иванова-Ильичева предложила усилить контроль над тем, как участники работ исполняют законодательство в плане охраны объектов культурного значения. По ее мнению законодательство достаточно серьезно охраняет памятники, однако при работе многие стараются его обойти и ищут всевозможные лазейки. При этом усиление контроля должно быть на всех уровнях проведения работ: от разработки проекта до момента сдачи-приемки работ. 

Анна Иванова-Ильичева также предложила расширить перечень объектов культурного наследия, применив при этом "средовой подход", а не просто внесение единичных объектов.

"Мы недавно побывали в Екатеринбурге и знаете, историческую часть Ростова еще можно спасти, но делать это нужно как можно быстрее. Увы, в Екатеринбурге это сделать не сумели и старый город там, с приходом "больших денег" просто исчез", - посетовала Иванова-Ильичева.

С ней согласна и краевед Любовь Волошинова, которая добавила, что в список объектов культурного наследия надо включать уже и здания, построенные в 40-50-е годы прошлого века.

"Многие из них сейчас уже тоже находятся на капремонте и можно увидеть, что подрядчики очень часто упрощают все, что только возможно, пользуясь тем, что здания не являются объектами культурного наследия. А это целый культурный пласт. Тем более время, необходимое, для признания их памятниками уже пришло", - отмечает Волошинова

Председатель ростовского отделения ВООПИК Александр Кожин в своем достаточно эмоционалньом выступлении отметил, что во многом проблема лежит в плоскости чиновников. По его мнению, когда управление культуры берется за все: от парков до охраны памятников, то ничего хорошего ждать не стоит.

"В комиссиях при администрации зачастую сидят одни чиновники. Даже в том же градостроительном совете, где практикующих архитекторов - единицы. И так везде. Уже больше года не можем установить на цирке мемориальную доску Левшину, то эскиз не нравится, то еще что-то. Хотя комиссия должна попросту принять решение, что да, память надо увековечить. Решение по установке памятника "Героям Донбасса", например, было очень быстро принято, а за мемориальные доски архитекторам Эбергам мы также бились долгое время и, слава богу, их сегодня открываем, И таких примеров много", - сообщил Кожин

При этом, по его словам, на вопросы охраны памятников культуры смотрят, закрыв глаза. Во многом из-за этого стала возможной застройка Богатяновского спуска. При проведении ремонтных работ из-за этого тоже возникает множество проблем, так как подрядчики, в большинстве своем, просто не видят или "не хотят видеть" в зданихя объекты культурного наследия.

"Ярким примером можно назвать дом на Семашко 27. Разобрали крышу, работы не идут, все заливает водой. Зам главы по ЖКХ Сакеллариус пришел на объект, дать нагоняй рабочим, а рабочих там и нет. И такой объект по городу не один. Или на Большой Садовой 95, где сейчас фасад ремонтируют. Там не фасад ремонтировать надо, а здание спасать. Из-за постройки рядом высотки, оно начало ехать, трещать. А они фасады красят", -  возмутился Александр Кожин

По мнению Кожина в большинстве случаев дома после  такого ремонта становятся только хуже . По его мнению, речь не только в "массовой штукатурке "короедом", но и в выборе цветовых решений. Выходом, по его словам, может стать возрождение в городе художественного совета, который бы мог решать какая расцветка должна быть у здания, как то ли иное здание впишется в окружающую среду. Такой совет, по мнению Кожина, должны работать в связке с градостроительным советом и состоять из профессионалов, а не чиновников.

Также Кожин согласился и с мнением Анны Ивановой-Ильичевой, что надо усилить контроль за исполнением работ и выбором тех, кто их проводит, так как зачастую у организаций, имеющих все, необходимые для работы с памятниками, лицензии на субподряде работают абсолютно непрофессиональные люди и на выходе мы получаем "убитые памятники культуры"

"На весь город примеров грамотной реставрации очень мало, от силы 5-7 объектов в этом году сделано так, как надо. Остальные попросту "убиты", заштукатурены этим ужасным "короедом", который при реставрации нигде не используют", - отметил Кожин

Руководитель объединения "Мой Фасад" Роман Бочарников отметил, что то, что происходит сейчас в городе можно назвать не иначе как "фасадной вакханалией".

"При разработке проектов, не учитывают подлинные исторические фактуры, цветовые схемы. Бригады набираются по объявлению. Они переносят методы современной работы к зданиям, где это не требуется, где надо сохранять, а не менять", - отметил Бочарников.

По мнению Бочарникова большую роль в спасении зданий сейчас играет работа со СМИ. По его словам, если проблема попадает в федеральные СМИ, то вопрос, зачастую, очень быстро решается и решается так, как надо. 

"Мы также взаимодействуем с чиновниками. Пишем письма в профильные департаменты, министерства. И если Минкульт нам еще хоть как-то помогает, то например Департамент ЖКХ Ростова - это настоящее "болото", где на ряд обращений нам попросту даже не ответили, хотя обязаны все сделать в отведенный срок", - сообщил Бочарников

Известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин посетовал, что проблема существует и в отношении скульпутрных композиций, устанолвенных в городе. В качестве примера он привел так называемые "Пушкинские шары", которые он изготовил еще в советские годы.

"Уже столько лет я бьюсь, что бы ростовчане могли их увидеть именно в том варианте как я их задумывал, с подсветкой. В том году мне показали, что все подключили, даже включали. Но потом не смогли договорится Энергосбытом и в итоге ничего не поменялось. А вопрос с установкой третьего шара, посвященного сказкам Пушкина, так и "завис в воздухе", - пожаловался Скнарин.

Отдельно скульптор отметил и ситуацию с горельефными композициями "Гибель Вандеи" и "Железный поток", выполненных скульптором С. Г. Корольковым на фасаде театра Горького. По мнению Скнарина тут уже впору кричать "Караул!", так как горельефы находятся в ужасающем состоянии и в любой момент могут попросту разрушиться. В качестве возможного примера их сохранения скульптор предложил вариант с отливкой их медных копий, которые бы могли сохранить скульптуры на более поздний срок.

,Неуважительное отношение к скульптурам возмущает и Алксандра Кожина. По мнению руководителя ростовского ВООПиК тот факт, что с молчаливого согласия властей  ряд памятников в Ростове (бюст Суворова на пересечении Суворова и Университеского, памятную доску Есенину на здании бывшего кинотеатра "Буревестник", бюст адмирала Ушакова на Набережной и др.) просто взяли и покрасили черной краской - чистой воды безумством и пустой и бесполезной тратой денег.

Краевед Любовь Волошинова, в свою очередь, сравнила бюсты писателей Шолохова, Калинина и Закруткина, установленные на Пушкинской в прошлом году, с могильными памятниками.

"Я искренне не понимаю зачем их там установили. Они реально выглядять как какие-то надгробия. Тоже касается и бюста Жданова у особняка Парамонова, который выглядить бельмом на фоне белоснежного здания. Если уж хочется поставить кому-то, то пусть ставит такой бюст у себя в кабинете, а не уродует город", - возмутилась Волошинова

Подводя итог можно с увереностью сказать, что вопросы сохранения исторического наследия в Ростове по прежнему актуальны т решать этот вопрос можно и нужно сообща, привлекая как общественность, так и представителей власти.

Глава Общественной палаты Ростова Сергей Кузнецов отметил, что для выработки более четкого и системного подохода надо создать рабочую группу и пообещал, что уже в декабре вопрос сохранения исторического облика Южной столицы будет вынесен на заседание палаты. Кузнецов выразил надежду, что чиновники все же услышат представителей общественности и ситуация сдвинется с мертвой точки.

Председатель комиссии по культуре общественной палаты города Наталья Сундеева сообщила, что практика приглашения на заседания комиссии представителей общественный организаций и просто неравнодушных граждан будет продолжена.

"В ближайшее время мы систематизиурем всю информацию, что мы узнали. Самые проблемные объекты мы обязательно посетим. Надеюсь дело сдвинется с мертвой точки", - выразила надежду Сундеева.

А пока в социальных сетях продолжают появляться жалобы ростовчан, которые стали жертвами "каптального ремонта", Многие отмечают, что после таких ремонтов жить в доме стало только хуже. К сожалению, в погоне за количеством "отремонтированных зданий"  власти попросту забыли о "качестве".