Меню

Эксперт: Строительство Багаевского гидроузла приведет к потере рабочих мест в Крыму

Транспортные и судоходные компании добиваются возможности превратить Дон в крупную водную артерию, несмотря на предупреждения экологов

Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон в районе хутора Арпачин приведет к засолению Азовского моря и исчезновению трех из четырех видов промысловых рыб. Об этом журналистам заявил заместитель директора по науке ФГБНУ "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" (АзНИИРХ) Владимир Белоусов.

- Если строительство гидроузла продолжится - мы делали  расчет - нам придется ожидать обострения ситуации с водными ресурсами, - рассказал он. - Учитывая низкую водность в бассейне, это неизбежно приведет к увеличению солености Азовского моря. Повышение солености, в свою очередь, приведет к ухудшению условий для воспроизводства одного из основных видов промысловой рыбы - бычка и тюльки. Кроме этого, появление гидроузла сведет на нет запасы сельди. Т.е. мы потеряем 3 из 4-х видов промысловых рыб. А это уже социальная проблема, и касаться она будет не только Ростовской области, но и Краснодарского края и Крыма. Речь идет об исчезновении трех тысяч рабочих мест".

Проект строительства Багаевского гидроузла уже прошел все необходимые согласования в Министерстве транспорта РФ и включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 год)". Эту информацию не так давно подтвердил первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков на одном из совещаний правительства.

Проект предусматривает строительство гидроузла в составе судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины, инженерных сооружений от затопления и подтопления территорий. В текущем году должно завершится проектирование объекта, начало стройки запланировано на 2017 год.

О строительстве Багаевского гидроузла власти Ростовской области задумывались давно, но процес активизировался после заявления Владимира Путина, которое он сделал в 2008 году, будучи премьер-министром и присутствуя на открытиии реконструированного Кочетовского гидроузла.

- Нужно существенно расширить пропускную способность наших водных артерий, привести в соответствие с современными стандартами. Ликвидировать так называемые лимитирующие участки… Особое внимание следует уделить Единой глубоководной системе европейской части России. Этот уникальный инфраструктурный комплекс связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Черное, Азовское моря и обладает серьезным транспортным потенциалом. Мы вполне можем вписать его в водные транспортные коридоры европейских стран – от Дуная на север Европы», - заявил Владимир Путин.

После этого активизировались транспортные и нефтяные компании, которые в один голос заявили, что воды в Дону катастрофически не хватает для прохода современных судов, и бизнес терпит убытки там, где мог бы заработать и платить налоги. 

По данным правительства Ростовской области, в 2015г. на реке ниже действующего Кочетовского гидроузла был достигнут исторический рекорд снижения глубины – до 2,7 м. Из-за обмеления объем грузоперевозок по Дону упал почти на 40% по сравнению с 2014г. При этом навигация 2014г. тоже оказалась убыточной для судоходных компаний: ранее губернатор Василий Голубев рассказал, что убытки компаний составили 3 млрд рублей. Ведь на крупнотоннажный флот приходится 85% всех перевозок по Дону. Для таких судов необходима гарантированная глубина 4 м, обеспечить которую, по словам руководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергея Гайдаева, может только строительство нового низконапорного гидроузла.

Нужен гидроузел и аграриям: вместо 1,9 млрд кубометров воды в прошлом году для орошения донских полей, по данным регионального минсельхоза, было израсходовано 1,2  млрд кубометров. Региональные чиновники всерьез опасаются дефицита питьевой воды. Со строительством Багаевского гидроузла эти проблемы будут решены, на днях заявил первый заместитель министра транспорта Ростовской области Василий Гойда.

При этом, чиновники стараются не обсуждать те мрачные перспективы, которые рисуют перед ними экологи. Хотя даже в  ФБУ"Азово-Донская бассейновая администрация" признают существование этих угроз.

Существует также возможность увеличения солености воды в нижнем бьефе проектируемого гидроузла. В связи с этим в разрабатываемом техническом проекте нужно предусмотреть все мероприятия для повышения качества воды, - говорит руководитель Сергей Гайдаев. 

Но о таких мероприятиях в проекте - пока ни слова. Поэтому экологи уверены: с Багаевским гидроузлом будет то же самое, что со всеми предыдущими.

 - После возведения Цимлянской плотины были утрачены нерестилища большинства донских рыб, а также были созданы определенные гидрологические препятствия для остальных нерестилищ, - продолжает Владимир Белоусов. - Разливов с 1994 года нет. Пойменные нерестилища застроены, рыбе нереститься негде, молоди нет. Если в начале "нулевых" в Дону и Таганрогском заливе вылавливали 800 тонн судака, то сейчас - несколько тонн всего. Т.е. за 15 лет в сотни раз падение улова. Многие связывают это с промышленным рыболовством, но главная проблема - это отсутствие условий для естественного воспроизводства. Если мы продолжим так эксплуатировать реку, мы утратим Дон даже для спортивно-любительского рыболовства, не говоря уже о промысловом, а кроме этого получим ухудшение эпидемиологической ситуации.

О проблемах эпидемиологического характера говорит и депутат Госдумы Олег Пахолкин. На Дону еще помнят ситуацию, когда из-за размножения сине-зеленых водорослей на несколько дней была приостановлена работа волгодонского водозабора, и многотысячный город остался без воды. Похожие угрозы возникают на Дону регулярно, говорит Сергей Пахолков, надвигающийся дефицит питьевой воды носит рукотворный характер, но строительство гидроузла - делко не единственный способ решения пролемы. Он считает, что надо чистить русла рек и заставлять организации, которые используют водную систему страны, заботиться о ней, а не лоббировать строительство транспортной артерии, которая, может быть, решит краткосрочные проблемы перевозки нефтепродуктов и зерна, но обеспечит экологическими проблемами будущие поколения жителей Донского края.

- Нам необходима настоящая государственная программа, а не разовые решения. Например, программа строительства Багаевского гидроузла, стоимостью 22 миллиарда рублей, возможно, временно и решит проблему судоходства. Но придется пробивать русло от иловых отложений. Корабли по болоту плавать смогут, но все живое погибнет. Не только на Дону, но и Азовском море, – говорит Пахолков.

По данным "Делового квартала", настойчивость, с которой донские власти взялись за реализацию проекта Багаевского гидроузла, связана с необходимостью скорейшего освоения выделенных бюджетных средств. По всей видимости, ростовских  чиновников настораживает опыт Нижегородской области, где гражданским активистам удалось приостановить строительство низконапорного гидроузла в районе Большое Козино. По подсчету экспертов, строительство гидроузла (оцененное в 80 млрд рублей) могло бы поднять уровень Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 метров - этого добиваются энергетики и транспортные компании. Однако, привлеченные эксперты доказали, что такое решение носит временный характер.

- Расчетное моделирование показывает, что через 15-20 лет после строительства нового гидроузла в его нижнем бьефе произойдет то же самое, что произошло в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС: участок в 20-30 км обмелеет, а дноуглубительные работы не будут давать серьезного эффекта. Таким образом, мы фактически вернемся к сегодняшней ситуации и это серьезный минус отметки в 63 метра, - говорит генеральный директор ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" Александр Ремезенцев.

По данным нижегородских СМИ, настойчивость жителей области, которые выступают против очередного вмешательства в гидрологическую систему Волги, заставила местных чиновников сбавить напор и провести ряд дополнительных экологических экспертиз.