Меню

Дело табак: становление и судьба империи Асмоловых

DK.RU продолжает рассказывать истории о дореволюционных бизнесменах Ростова. Сегодня - фабриканты Асмоловы, превратившие кустарное производство в предприятие с миллионной выручкой.

Сегодня DK.RU публикует историю крупнейших дореволюционных бизнесменов – братьев Василия и Владимира Асмоловых. Табачный рынок в городе рос вслед за ними. Мы проследили путь предпринимателей и узнали, как погонщик у коробейников и его брат превратили кустарное производство в крупнейшую частную табачную фабрику в мире.

В прошлый раз DK.RU писал о жизненном пути Елпидифора Парамонова. 

 

От кустарного производства до статуса «поставщика двора Его Императорского Величества»

Сведения о происхождении Василия Ивановича Асмолова разнятся, но из большинства краеведческих источников, изученных DK.RU, следует, что он был из крестьян. Василий Асмолов родился в 1828 году в Курской губернии. Вместе с коробейниками он прошел всю Южную Россию. В 1850-х годах поселился в Ростове и занялся хлебной торговлей. Во время Крымской войны (1853-1856) поставлял армии табак, хлеб и сухари. На маклерских операциях ему удалось накопить около 3 тысяч рублей. В именном гильдейском списке купцов Ростова за 1858 год значится харьковский мещанин Василий Асмолов с объявленным капиталом в 2,4 тыс. рублей.

Ростовский исследователь Ирина Мицкевич пишет, что возможной причиной выбора именно табачной сферы деятельности мог стать случай в лавке:

«Однажды взял он в лавке четверть фунта табаку. Но принюхался - плохой табак, о чем и сказал лавочнику. Тот молча забрал "четвертку" и бросил на прилавок асмоловский гривенник. Купец не навязывался с товаром - это могло значить лишь одно: товар у него не залежится, даже такого сомнительного качества. Товар прибыльный».

Василий Асмолов начинает с кустарного табачного производства и раздает работу на дом. В 1857 году 29-летний предприниматель открывает табачную фабрику. С мая по декабрь фабрика переработает 600 пудов табака: для производства, в котором используется ручной труд 7 работников – это хороший результат, но главные свершения впереди.

К этому времени в Ростове уже работает основанная в 1853 году табачная фабрика Кушнарева. Как пишут краеведы, она была мелкой мануфактурой с капиталом в 2 тысячи рублей, где все держалось исключительно на ручном труде. Яков Семенович Кушнарев получил ее в наследство.

В ближайшие 20-30 лет именно эти фабрики станут крупнейшими не только в городе, но и в стране. Размер производства этой отрасли менее чем за 50 лет с 1850-х годов  увеличится в 200 раз.

Василий Асмолов тем временем привлекает к делу знающего компаньона Гавриила Ильича Шушпанова. Оставляет на его попечение фабрику, а сам едет в Москву и другие города для расширения табачной торговли. Ему удается наладить тесные коммерческие связи с Москвой, Одессой, Кишиневом и другими экономическими центрами для скупки сырья и продажи готовой продукции. В 1860 году фабрика перерабатывает уже до 5 тыс. пудов табака. В этом же году асмоловская фабрика начинает производство папирос. На фабрике широко использовался ручной труд: табак нарезался ножом и набивался в гильзы ручной машинкой: жестяной трубкой и палочкой, гильзы клеили вручную.

Пожар 1862 года на производстве, полностью уничтоживший фабрику, не замедлил развитие предприятия. Спустя два месяца на углу Красноармейской и Газетного (тогда Скобелевской и Казанского) появились новые двухэтажные корпуса. Территория составляла примерно 5 тыс. кв. метров.

Асмолов и Шушпанов закупали сырье непосредственно у производителей табака, минуя посредников, благодаря чему значительно снижали издержки. В 1871 году предприятия получило название торгового дома «В.И.Асмолов и К» с участием Шушпанова.

С 1873 года по 1880 года производство выросло более чем вдвое. Если в 1874 году фабрика перерабатывала до 30 тысяч пудов табака, в 1877 – до 47 тысяч пудов, то в 1880 году цифра уже составляла более 65 тысяч пудов. Фирме был открыт кредит в ростовской конторе Госбанке, в конце 1870-х годов он составлял 500 тысяч рублей.

В начале 70-х годов 19 века  учрежденное товарищество «В.И.Асмолов и К» получает серебряную медаль на Венской выставке и золотые медали на Парижской и Филадельфийской выставках в 1876 году. После этого Асмолову разрешают печатать на этикетках продукции: «Поставщик двора Его Императорского Величества».

В 80-х годах на фабрике появляется 18 паровых машин. Из 88 крошильных станков паровыми двигателями обслуживались 21, а остальные 67 станков были ручными.

В 1881 г. Василий Иванович Асмолов  скоропостижно умирает, находясь в поездке в Петербурге. Известно, что у Асмолова-старшего была жена и дочь.

«Обликом он больше напоминал земского врача»

За руководство фабрикой берется брат Асмолова - Владимир.

Краеведы описывают его как человека образованного, сметливого и предприимчивого. Говорят, что внешне он был худощав и обликом больше напоминал земского врача.

Табачная фабрика времен Владимира Асмолова растет и переоснащается. В 1883 году на фабрике работает уже около 2 тысяч рабочих, вырабатывается до 100 тысяч пудов табака и 200 млн папирос в год. В 1880-е годы фабрика становится крупнейшим табачным предприятием в России.

Основная масса выпускаемого табака – первого сорта. В 1889 году на фабрике устанавливают первые папиросонабивные машины.

Высшие сорта табака крошили вручную, остальные – с помощью машин. Потом табак поступал к набойщикам. Те должны были быстро развесить табак на фунты и «четвертки» и упаковать. Последними в этой технологической цепочке были бандерольщики, они наклеивали ярлыки.

Основные игроки табачного рынка того времени – фабрики Владимира Ивановича Асмолова и Гавриила Ильича Шушпанова, Якова Семеновича Кушнарева и братьев Ивана и Акиллена Асланиди, которые только начинали свое дело.

За 6 лет с 1879 по 1885 обороты ростовских табачных фабрик утраиваются. Если сначала они едва равнялись 3 млн рублей, то к середине 80-х годов достигли 10 млн рублей.

У Якова Кушнарева к 1883-1884 годам работают на предприятии 1,3 тыс. человек. Оборот фабрики составляет уже 3-4 млн рублей, одних только папирос выпускается 200 млн штук в год. Товар продается в Российской империи, Германии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Англии и Северной Америке. На фабрике установлен паровой котел в 30 сил, приводящий в движение 13 табакокрошильных станков.

Табачная фабрика братьев Асланиди имела несколько паровых машин и 200 рабочих. Остальные 7 фабрик в Таганроге и Нахичевани имеют примерно по 45-70 рабочих и очень скромное механическое оборудование.

В 1885 году фабрика Асмолова выработала 90, 2 тыс. пудов табака, Кушнарева – 41, 6 тыс. пудов, Асланиди – 3,7 тыс. пудов. Папирос выпустила больше всех в 1885 году фабрика Кушнарева - 146 тыс., фабрика Асмолова – 137, 2 тыс., Асланиди – 6, 3 тыс. За 1885 год Асмолов выручил 5,9 млн рублей, Кушнарев – 3,1 млн рублей , братья Асланиди – 60 тыс. рублей.

Фабрики Асмолова и Кушнарева входили в 58 предприятий, на которых держалось 60% производства всей донской промышленности. Всего на Дону в 1890 году было 8 620 предприятий, в том числе только 97 фабрично-заводских. В 1895 году эти цифры соответственно изменились на 9 065 и 132.

К середине 90-х годов 19 века три крупнейших игрока табачного рынка модернизируют производство и увеличивают количество рабочих.

В 1909-1910 годах на фабрике Асмолова устанавливаются 172 новые машины, среди которых оборудование системы «Айваз» производительностью 5,5 – 6 тысяч папирос в час, машины Влодаркевича и Секлюдского, вырабатывающие до 10 тысяч папирос в час. К 1912 году предприятие стало крупнейшей частной табачной фабрикой в мире по количеству вырабатываемого на ней табака.

Театру, циклодрому и больнице с табаком

Владимир Асмолов активно участвовал в общественной жизни города. Его выбрали депутатом городской Думы. Суммы, вложенные в развитие города, исчисляются сотнями тысяч рублей.

Владимир Асмолов построил первый каменный театр, обойдя судебный запрет, которого добился нахичеванский купец Карп Гайрабетов ранее: по нему он был монополистом в строительстве театров в Ростове.

Владимир Асмолов решил не цепляться к формулировкам и взял у городской думы разрешение на постройку большого каменного здания, которое во всех договорах именовался «концертным залом», а не театром. Так в 1883 году началась история театра.

Здание расположилось рядом с современным Домом офицеров на Буденновском, проект создал столичный архитектор В.О. Шервуд, автор проекта Исторического музея на Красной площади.

Асмоловский театр имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. У театра был навес над парадным подъездом на фигурных чугунных устоях. Из-за удачной планировки, зала на 1100 мест, отличной акустики и выверенной серьезной программы театр долгое время считался одним из лучших провинциальных театров России.

В 1920 году театр полностью сгорел, современники шутили, что он не выдержал своего нового названия в честь наркома просвещения Луначарского.

Известны также асмоловский циклодром и павильон Асмолова в Николаевской городской больнице.

Современники предполагали, что благотворительной деятельности способствовала жена Асмолова – Софья Сергеевна, дочь известной связями с народовольцами поэтессы Анны Павловны Барыковой, автора подпольно издававшейся «Сказки про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться».

Кто не объединен, тот не табачная фабрика

Параллельно с модернизацией производства и общественной жизнью Владимир Асмолов ведет переговоры по продаже своей фабрики. Азово-Донской банк предлагал ему не более 3 млн рублей, долю в 45% и продолжение оперативного управления. Асмолов ссылался на нездоровье и готов был на сделку только в случае передачи ему не более 20% акций образуемого общества и 3,2 млн рублей. Достичь консенсуса удалось только с Ростовским купеческим банком. Однако действовал он по поручению правления Русско-Азиатского банка. В.К.Вейсбрем приобрел имущество паевого товарищества «В.Асмолов и К» в 1912 году. Пост директора-распорядителя занял Б.А.Гордон, а его брат получил широкие полномочия по приобретению фабрики товарищества Кушнарева и по слиянию обеих фабрик. В марте 1913 года группой была куплена и табачная фабрика братьев Асланиди.

В 1914 году продукция табачных предприятий составляла приблизительно 5% оборота промышленности Ростова и 3,8% промышленности всей области. Объединенные табачные фабрики под именем товарищества «Асмолов и К» вырабатывали в год около 20 млрд штук папирос различных сортов и около 300 тыс. пудов табака.

Гордоны были сыновьями ростовского купца, на рубеже 19-20 веков их отцу принадлежала небольшая фабрика по производству крашеной бумаги и типографии с оборотом, не превышающим 50 тыс. рублей. Его сыновья подались в банкиры. С приобретением табачных фабрик типографское производство резко выросло в доходности.

В 1920 году фабрику переименуют в Донскую государственную табачную фабрику. В 1936 году присвоят имя Розы Люксембург. В 1970 году ДГТФ увеличила объемы производства до 20 млрд папирос и сигарет в год. В 1992 году реорганизована в ОАО "Донской табак", с 1993 году фабрика переходит под контроль Ивана Саввиди.

Умер Владимир Асмолов в эмиграции во Франции в бедности, работал кочегаром. Наиболее заметной фигурой из второго поколения Асмоловых был Василий Владимирович, возглавлявший до революции Ростовский союз журналистов. 

Использованы источники: С.Д. Швецов. На пороге века : [о Ростове конца XIX - начала XX века].  И.П. Хлыстов. Характер крупной фабрично-заводской промышленности : [в 60-90-е гг. XIX в. на Дону].  Хлыстов, И. П. Из истории крупной промышленности Дона : (домонополистической период). Н.В. Самарина. Основные группы предпринимателей Дона на рубеже XIX-XX веков и их экономические позиции. Серый, Юзеф Иосифович. Промышленность Дона в период империализма . В.В. Морозан.Краткие сведения о предпринимателях Юга России.

Фото: снимки Донской государственной публичной библиотеки, мир коллекционера

В подготовке материала участвовал Алексей Быков