Развивать экспорт руководство «Донского янтаря» решило из-за перегретости внутреннего рынка: российский рынок масла высококонкурентен и поделен, лидеры плотно закрепились. «В странах СНГ нет по-нас
Развивать экспорт руководство «Донского янтаря» решило из-за перегретости внутреннего рынка: российский рынок масла высококонкурентен и поделен, лидеры плотно закрепились. «В странах СНГ нет по-настоящему раскрученных брендов. Марки, которые у нас не сходят с экранов ТВ, там не известны и воспринимаются местными дистрибьюторами наряду со всеми прочими, в том числе с теми, которые только что вышли на рынок. В таких условиях можно наращивать продажи новых продуктов высокими темпами и не тратиться на дорогостоящую рекламу», — говорит директор компании «Донской янтарь» МАРГАРИТА ТРУФАНОВА. По ее словам, в настоящий момент мощности завода — 4 млн л фасованной продукции в месяц. Но сейчас они загружены не полностью — компания может производить на 20% больше. Чтобы загрузить производственные мощности, руководство компании решило увеличивать долю экспортных продаж в страны СНГ и Востока, в том числе за счет вывода двух новых продуктов. «Мы разработали масло «Фритюрное» в упаковке 5 л для общепита, и «Пирожковое», в упаковке 2 л, — предназначенное для жарки в домашних условиях, — рассказывает г-жа Труфанова. — Их оригинальная рецептура включает купаж нескольких видов растительных масел, позволяющий жарить дольше, чем обычно, без потери качества. Кроме того, такая смесь несколько дешевле, благодаря чему мы ставим наценку в 10% против 2–3% на чистое растительное масло и увеличиваем маржу».
У «Донского янтаря» сейчас 23 дистрибьютора в странах СНГ, Афганистане и Израиле. В планах руководства — выход на рынки Турции и Ирака, а также в Прибалтику. В общих отгрузках доля продаж на экспорт сегодня составляет около 42%. Представители компании рассчитывают увеличить этот показатель в натуральном выражении на 10–15%.
ГЕННАДИЙ МУРАТ, начальник службы продаж и маркетинга комбината «Рабочий» (выпускает масло «Отборное» — прим. ред.) полагает, что на данном этапе местным компаниям выгоднее работать внутри страны, однако намерение «Донского янтаря» сосредоточиться на экспорте считает вполне логичным. «Стоимость подсолнечного масла в России выше, чем за ее пределами, поэтому налаживать экспорт нужно в том случае, если здесь компания уже не может увеличивать свои продажи. «Донской янтарь» не входит в число лидеров отечественного рынка, поэтому ему, возможно, и стоит сосредоточиться на других странах», — говорит г-н Мурат. По мнению ОКСАНЫ ХОМИЧ, директора маркетингового агентства «Бизнес-Аналитика», масло «Донского янтаря» имеет большие шансы завоевать даже рынок Европы, не говоря о менее конкурентных рынках СНГ и Азии. «Все зависит от маркетинговых и сбытовых усилий, которые готов предпринять производитель. За пределами региона маркетинговая активность и ценность торговых марок становится практически равной, и эффективность продвижения зависит, прежде всего, от выгоды местных дистрибьюторов», — говорит г-жа Хомич. Представители «Донского янтаря» уверены, что предлагают привлекательные условия партнерам. «Мы предлагаем дистрибьюторам продукты, на которых они могут заработать больше, чем на продукции наших конкурентов», — отмечает Маргарита Труфанова.