эксперты Александр Атаманский генеральный директор компании «Цифровой диалог» Елена Варданян заместитель директора компании «Денисов Аудит» Владимир Добрицкий PR-директор «Строительные компании М
эксперты
Александр Атаманский
генеральный директор компании «Цифровой диалог»
Елена Варданян
заместитель директора компании «Денисов Аудит»
Владимир Добрицкий
PR-директор «Строительные компании Мазанова»
Антон Иванов
директор по развитию АКГ «Гудвилл»
Александр Кирсанов
коммерческий директор Южного ре- гионального управления ОАО «Вым- пелком» («Билайн»)
Дмитрий Колесников
директор группы продаж по регионам ВГУП РАМИ «РИА-Новости»
Сергей Коновалов
советник директора по внешнекорпоративным коммуникациям «Евро-Дон»
Евгений Левин
руководитель отдела корпоративного страхования «Первой страховой компании»
Олег Сухман
менеджер по рекламе и пиар компании «PR-эксперт»
Сергей Шамшура
директор ООО ВЦ «ВертолЭкспо»
Сергей Тренов
управляющий филиалом «Ростовский» ОАО «Альфа-Банк», вице-президент, кандидат экономических наук
Какие опасности подстерегают открытые компании?
В чем разница между пресс-секретарем и пиар-менеджером?
Работой в Краснодаре специалисты филиала не ограничатся. В сфере интересов — вся территория Кубани, включая Сочи. — Мы не собираемся вытеснять мелких операторов рынка, — говорит генеральный директор «ДОН-МТ» Марина СТРОЕВА, — Наша миссия — внедрение новых технологий, которые пока не используют местные риэлторы. И мы готовы делиться с ними наработанным опытом, реализуя образовательные программы.
Существование собственного лицензированного Учебного центра, имеющего право не только на обучение (на основании лицензии министерства образования Ростовской области), но и на аттестацию агентов и брокеров по стандартам Российской гильдии риэлторов и Южной гильдии риэлторов и оценщиков, является серьезным конкурентным преимущест- вом «ДОН-МТ» на Кубани. Однако главная ценность компании, как подчеркивает Марина СТРОЕВА, — это люди, которые в ней работают.
Марина СТРОЕВА, генеральный директор компании «Дон-МТ»
Компания «ДОН-МТ», признанная лучшей брокерской фирмой страны по продаже жилья, приступила к освоению кубанского рынка недвижимости. В перспективном и динамично развивающемся районе Краснодара, на улице Ставропольской открылся офис «ДОН-МТ» площадью около 100 квадратных метров. Он войдет в историю компании в качестве первого форпоста за пределами Ростовской области.
Встречу Дискуссионного клуба «ДК», которая проходила в конференц-зале ВЦ «ВертолЭкспо» при информационной поддержке ВГУП РАМИ РИА-Новости, 161.ru, радио «Европа Плюс Ростов», модератор ВЛАДИМИР КОЛОДКИН, редактор «ДК-Ростов», открыл примером из журналистской практики: «Компания раскрыла свои финансовые показатели одному из ростовских деловых изданий, а буквально через день после выхода публикации в редакции раздался звонок: сотрудники областной налоговой службы просили предоставить контакты компании. Казалось бы, ее руководство пошло по пути информационной открытости, но у журналистов возник вопрос — была ли готова она к тому, что сведения о ней узнают не только потенциальные инвесторы или партнеры, но и налоговики?» Эксперты Дискуссионного клуба отметили, что это частный случай и к такому надо быть готовым, если придерживаться принципов открытости. «Когда компания общается с прессой, раскрывает при этом какие-то свои финансовые показатели, она должна отдавать себе отчет в том, что деловую прессу активно читают не только бизнесмены, но и специалисты из ФНС. Если ты открываешься, у тебя все должно быть настолько чисто, чтобы ты мог, не боясь, сказать: «Пожалуйста, приходите и проверяйте», — заявил директор по развитию АГК «Гудвилл» АНТОН ИВАНОВ. Однако проверка налоговой, уверены эксперты, не самая серьезная проблема, с которой могут столкнуться компании, решившие- ся на открытость.
Эксперты постарались определить сферы бизнеса, требующие открытости. По словам управляющего филиалом «Ростовский» ОАО «Альфа-Банк» СЕРГЕЯ ТРЕНОВА, компании, которые активно работают с розницей, просто обязаны быть открытыми. С ним согласился и руководитель отдела корпоративного страхования «Первой страховой компании» ЕВГЕНИЙ ЛЕВИН: «Например, открытость для страховой компании — необходимость».
Генеральный директор «Цифровой диалог» АЛЕКСАНДР АТАМАНСКИЙ в свою очередь отметил, что к информационной открытости необходимо стремиться любой компании, и тем более специализирующейся на IT. Немного подумав, он добавил: «Правда, нужно понимать, какую информацию можно раскрыть сегодня, а какую лучше придержать до завтра».
Доступные границы постарался назвать директор ООО ВЦ «ВертолЭкспо» СЕРГЕЙ ШАМШУРА: «Мы много общаемся с прессой, это характерно для выставочных компаний — мы публичны в силу своей деятельности и должны рассказывать партнерам и клиентам о нашем бизнесе». Однако, по мнению г-на Шамшуры, существует определенная грань, после которой раскрывать прессе информацию не следует. «Сведения о некоторых аспектах нашей деятельности конкуренты могут использовать против нас же. Поэтому мы не говорим о наших оборотах, о наших новых технологических процессах. Остальная информация открыта», — добавил Сергей Шамшура.
Ему возразил советник директора по внешнекорпоративным коммуникациям компании «Евро-Дон» СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ: «Говорить о конкретной грани, до которой все открыты, а после нет — это все равно, что выяснять температуру конкретного больного, основываясь на средней температуре по всей больнице. Ведь все зависит от целей и задач конкретной компании, от рынка, на котором она работает». Поэтому, считает г-н Коновалов, руководство компании сначала должно определиться со стратегией, выяснить, какое место в ней будет занимать коммуникация и только потом говорить об открытости».
Другие эксперты не согласились с тем, что закрытыми должны оставаться инновации. Сергей Тренов, наоборот, отметил преимущества: «Вы сегодня воплотили идею в бизнес-процессы, а через год появится что-то новое, гораздо лучшее. Поэтому бояться, что конкурент узнает о ваших новых технологиях, не следует. Наоборот, нужно о них всем рассказать, и если их начнут использовать конкуренты, вы с гордостью сможете заявить, что родоначальник инновации — ваша компания».
Эксперты заметили, что некоторые компании, например, открытые акционерные общества, открывать финотчетность вынуждает законодательство. А, к примеру, для операторов беспроводной связи эта обязательная процедура еще и четко регламентирована. По словам коммерческого директора Южного регионального управления ОАО «Вымпелком» («Билайн») АЛЕКСАНДРА КИРСАНОВА, закон жестко определяет, что и когда операторы должны раскрывать, потому как если информация раскрыта с искажениями, это может привести к серьезным по- следствиям. «В 2004 году ФНС предъявила к компании «ВымпелКом» налоговые претензии. Несколько миноритарных акционеров подали иск, сочтя, что менеджмент должен был предупредить их об угрозе. Требование бесспорное, но на каком этапе? Ведь на момент, когда информация попала в прессу, как таковых оформленных претензий еще не было. Рассказать об этом акционерам мы не могли — не было оснований, притом, что необоснованное предупреждение не идет на пользу аукционерам, а скорее работает на биржевых спекулянтов. Целый год компания работала над этим вопросом, и доказала, что претензии ФНС и иски акционеров безосновательны. Так что к открытости надо привыкнуть», — рассказывает Кирсанов.
При возникновении подобных ситуа- ций, добавил директор группы продаж по регионам ВГУП РАМИ «РИА-Новости» ДМИТРИЙ КОЛЕСНИКОВ, открытость компании идет ей на пользу. «Если открытость контролируемая, если компания занимается созданием грамотного информационного поля вокруг себя, то есть тактически взаимодействует с прессой — это хорошо. В этом случае, при возникновении кризисных ситуаций, она сможет вовремя предотвратить распространение негативных слухов. Ведь если вокруг компании возникает информационный вакуум, его заполняют слухи и домыслы».
Среди плюсов открытости, эксперты отметили возможность получать кредиты по более выгодным условиям, однако представитель банка Сергей Тренов уточнил: «Несомненно, открытость компании влияет на то, на каких условиях ей выдадут кредит, однако пока этот фактор не определяющий. Думаю, в ближайшем будущем никакой особой роли открытость играть не будет, особенно касательно суммы кредита».
Открытость компании, по словам PR-директора «Строительных компаний Мазанова» ВЛАДИМИРА ДОБРИЦКОГО, во многом зависит от воли собственников. «Директор или собственник бизнеса должен быть готов к открытости. К тому, что его личное имя и имя компании будут часто упоминаться в СМИ, и не всегда с его согласия», — добавила заместитель директора «Денисов Аудит» ЕЛЕНА ВАРДАНЯН. В ее практике был случай, когда публичность компании началась с первых номеров «Делового квартала». «Я помню перечеркнутую страницу «ДК» и возмущение гендиректора по поводу того, что автор статьи высказал свое мнение о конкурентном окружении фирмы, а для аргументации своей позиции привел точку зрения конкурентов. И у меня как у сотрудника, который отвечал за «связи со СМИ», спросили: «Как они посмели так написать и как можно было позволить такую публикацию?». Я оправдывалась: это серьезное издание, рубрика об истории успеха, бесплатная публикация, независимое мнение... Ответ директора был такой: сегодня мы расскажем о себе, завтра конкуренты выживут нас с рынка. Хотя в результате именно после этой статьи возник массовый интерес к компании со стороны других СМИ».
Эксперты сошлись во мнении, что открытость нужна далеко не каждой компании. Показательный пример привел г-н Иванов: «Предположим, на рынке существует несколько компаний. Все они закрыты и скрывают часть прибыли от налоговиков. И вот одна из них решила стать публичной, чтобы выйти на IPO. Для этого ей придется отказаться от части «серой» прибыли. Конечно, в перспективе, после выхода на IPO, компания сможет обогнать своих конкурентов за счет более дешевых заемных ресурсов, но тот период, в течение которого ей придется открываться и становиться финансово прозрачной, она потеряет в рентабельности по сравнению с закрытыми конкурентами. Поэтому нет смысла открываться, пока большинство игроков на рынке закрыты и компания малорентабельна». А г-н Кирсанов уверен, что публичность зависит от масштаба бизнеса и от задач, которые перед ним поставлены: «Одной маленькой семейной пиццерии нет смысла быть открытой, тогда как сети — уже стоит».
В пользу закрытости высказался и Сергей Шамшура: «Например, рынок кейтеринговых услуг в Ростове еще не достаточно развит. Я примерно представляю объемы наших конкурентов, а они мои — нет. Рынок ограничен, если я озвучу свои обороты, конкуренты задумаются — а кто же мой клиент? И смогут предложить ему те же услуги, но с более привлекательными условиями, что в конечном итоге приведет к снижению рентабельности моего бизнеса».
Однако с этой позицией не согласилась Елена Варданян: «Дело ведь здесь не в опубликованных цифрах. Скрывать такую информацию можно только в случае, если бизнес ущербен. За клиентов нужно бороться более выгодным конкурентным предложением». Ее поддержал и Сергей Коновалов, который отметил, что рынок кейтеринговых услуг Ростова не настолько тесен, чтобы скрывать себя и своих клиентов. Некоторые эксперты заяви- ли, что подобная закрытость мешает привлечению новых клиентов, однако г-н Шамшура парировал, что пока его компания без проблем находит новых клиентов при помощи рекомендаций и «сарафанного радио».
Весь груз работы с общественностью, как правило, ложится на плечи пиар-менеджера и пресс-секретаря компании, однако, по словам экспертов, далеко не в каждой компании понимают, что должно входить в обязанности людей, занимающих эти должности. «Зачастую пресс-секретарь в компании выполняет роль некой защитной стены. В условиях кризиса именно ему приходится брать на себя ответственность и комментировать конфликтные ситуации, прикрывая собой руководителей. Помните эту фамилию — Дыгало (на тот момент пресс-секретарь ВМФ России — прим. ред.)? В связи с аварией на подлодке «Курск» он был вынужден отвечать за всех», — напомнила Елена Варданян.
В задачи пресс-секретаря, как отметили эксперты, входят сбор, обработка и распространение информации, тогда как функционал пиар-менеджера значительно шире. Он, прежде всего, управленец, который решает, раскрытие какой информации будет стратегически полезно компании, а что может навредить ей. «Пиар-менеджер мониторит ситуацию, находит инструменты обработки информации, определяет как и кому ее передать», — говорит Александр Кирсанов. Антон Иванов отметил, что на пиар-менеджера, как правило, ложится часть обязанностей генерального директора: «Пока компания маленькая, гендиректор сам выполняет несколько функций, в том числе и по связям с общественностью. Когда компания вырастает, гендиректор часть своих обязанностей по обеспечению надлежащей коммуникации с внешним миром передает штатному пиар-менеджеру».
Большинство присутствующих на дискуссионном клубе согласились, что по статусу пиар-менеджер выше пресс-секретаря, да и задачи у него более серьезные. Менеджер по рекламе и пиар компании «PR-эксперт» Олег Сухман подчеркнул, что в западных компаниях должность пиар-менеджера звучит как executive vice-president, что переводится как «исполнительный вице-президент».
Сергей Коновалов отметил общие черты двух специалистов по связям с общественностью: в обязанности пресс-секретаря и пиар-менеджера входит «любовь и облизывание журналистов», и дал несколько практических советов. «Между компанией и миллионной аудиторией находится один единственный человек — журналист. И от того, как вы ему преподнесете информацию, будет зависеть успех вашей компании. Любите журналиста. Давайте ему то, что он хочет, но вместе с этим умейте и торговаться: например, если вы не можете предоставить ему какую-то цифру, дайте ему какую-нибудь другую взамен, но не менее интересную. Говорите журналисту только правду, ведь если этого не сделаете вы — это сделают за вас ваши конкуренты, но вы уже не будете держать ситуацию под контролем,» — предостерег г-н Коновалов.
В завершение модератор встречи спросил у экспертов, можно ли назвать ростовское деловое сообщество информационно открытым. Эксперты в оценках разошлись. Так, например, Сергей Шамшура и Владимир Добрицкий считают, что ростовские компании достаточно открыты, хотя, по словам г-на Добрицкого, еще далеко не все понимают, что такое «открытость». Достаточно открытым ростовский рынок считает и Сергей Тренов, добавляя: «Рынок банковских услуг Ростова еще не поделен, есть множество различных банков, о которых я практически ничего не знаю. Доходит иногда даже до смешного: например, иду по городу и вдруг вижу какое-то название, где второе слово «банк». А я о нем ничего не слышал. Думаю, еще 5-6 лет такая ситуация сохранится».
Антон Иванов полагает, что ростовский рынок не сильно отличается от других городов России: «Есть открытые компании и не очень. Какие-то рынки более открыты, какие-то менее». А Евгений Левин считает, что открытость города зависит от количества крупных компаний, которые в нем присутствуют: «Просто у маленьких компаний меньше новостей, поэтому и кажется, что они более закрыты, чем крупные».