Меню

«ДОН-МТ» открыла «КУБАНСКИЙ ФРОНТ»

эксперты Александр Атаманский генеральный директор компании «Цифровой диалог» Елена Варданян заместитель директора компании «Денисов Аудит» Владимир Добрицкий PR-директор «Строительные компании М

Многие донские компании в последние годы стремятся к информационной открытости, следуя примеру западных партнеров. Однако публичность компании не всегда идет ей на пользу и часто лучше избегать встреч с журналистами, особенно если в компании нет толкового пиарщика. О плюсах и минусах открытости и закрытости компаний эксперты говорили на очередном заседании Дискуссионного клуба «ДК».

эксперты
Александр Атаманский
генеральный директор компании «Цифровой диалог»
Елена Варданян
заместитель директора компании «Денисов Аудит»
Владимир Добрицкий
PR-директор «Строительные компании Мазанова»
Антон Иванов
директор по развитию АКГ «Гудвилл»
Александр Кирсанов
коммерческий директор Южного ре- гионального управления ОАО «Вым- пелком» («Билайн»)
Дмитрий Колесников
директор группы продаж по регионам ВГУП РАМИ «РИА-Новости»
Сергей Коновалов
советник директора по внешнекорпоративным коммуникациям «Евро-Дон»
Евгений Левин
руководитель отдела корпоративного страхования «Первой страховой компании»
Олег Сухман
менеджер по рекламе и пиар компании «PR-эксперт»
Сергей Шамшура
директор ООО ВЦ «ВертолЭкспо»
Сергей Тренов
управляющий филиалом «Ростовский» ОАО «Альфа-Банк», вице-президент, кандидат экономических наук

В чем преимущества и недостатки публичности компании? В чем выгоды информационной открытости компании?
Какие опасности подстерегают открытые компании?
В чем разница между пресс-секретарем и пиар-менеджером?
Создание Кубанского филиала, директором которого назначена Татьяна БОРОДИНА, ранее занимавшая должность руководителя юридического отдела компании, стало возможным после серьезных исследований краснодарского рынка недвижимости. Продвижение на Кубань является логическим продолжением стратегии развития «ДОН-МТ». В будущем филиалы компании появятся и в других крупных городах юга России. Это качественно новый уровень развития регионального участника рынка недвижимости.

Работой в Краснодаре специалисты филиала не ограничатся. В сфере интересов — вся территория Кубани, включая Сочи. — Мы не собираемся вытеснять мелких операторов рынка, — говорит генеральный директор «ДОН-МТ» Марина СТРОЕВА, — Наша миссия — внедрение новых технологий, которые пока не используют местные риэлторы. И мы готовы делиться с ними наработанным опытом, реализуя образовательные программы.

Существование собственного лицензированного Учебного центра, имеющего право не только на обучение (на основании лицензии министерства образования Ростовской области), но и на аттестацию агентов и брокеров по стандартам Российской гильдии риэлторов и Южной гильдии риэлторов и оценщиков, является серьезным конкурентным преимущест- вом «ДОН-МТ» на Кубани. Однако главная ценность компании, как подчеркивает Марина СТРОЕВА, — это люди, которые в ней работают.

Марина СТРОЕВА, генеральный директор компании «Дон-МТ»

Компания «ДОН-МТ», признанная лучшей брокерской фирмой страны по продаже жилья, приступила к освоению кубанского рынка недвижимости. В перспективном и динамично развивающемся районе Краснодара, на улице Ставропольской открылся офис «ДОН-МТ» площадью около 100 квадратных метров. Он войдет в историю компании в качестве первого форпоста за пределами Ростовской области.

Встречу Дискуссионного клуба «ДК», которая проходила в конференц-зале ВЦ «ВертолЭкспо» при информационной поддержке ВГУП РАМИ РИА-Новости, 161.ru, радио «Европа Плюс Ростов», модератор ВЛАДИМИР КОЛОДКИН, редактор «ДК-Ростов», открыл примером из журналистской практики: «Компания раскрыла свои финансовые показатели одному из ростовских деловых изданий, а буквально через день после выхода публикации в редакции раздался звонок: сотрудники областной налоговой службы просили предоставить контакты компании. Казалось бы, ее руководство пошло по пути информационной открытости, но у журналистов возник вопрос — была ли готова она к тому, что сведения о ней узнают не только потенциальные инвесторы или партнеры, но и налоговики?» Эксперты Дискуссионного клуба отметили, что это частный случай и к такому надо быть готовым, если придерживаться принципов открытости. «Когда компания общается с прессой, раскрывает при этом какие-то свои финансовые показатели, она должна отдавать себе отчет в том, что деловую прессу активно читают не только бизнесмены, но и специалисты из ФНС. Если ты открываешься, у тебя все должно быть настолько чисто, чтобы ты мог, не боясь, сказать: «Пожалуйста, приходите и проверяйте», — заявил директор по развитию АГК «Гудвилл» АНТОН ИВАНОВ. Однако проверка налоговой, уверены эксперты, не самая серьезная проблема, с которой могут столкнуться компании, решившие- ся на открытость.

Публичность нужна не каждой компании

Эксперты постарались определить сферы бизнеса, требующие открытости. По словам управляющего филиалом «Ростовский» ОАО «Альфа-Банк» СЕРГЕЯ ТРЕНОВА, компании, которые активно работают с розницей, просто обязаны быть открытыми. С ним согласился и руководитель отдела корпоративного страхования «Первой страховой компании» ЕВГЕНИЙ ЛЕВИН: «Например, открытость для страховой компании — необходимость».

Генеральный директор «Цифровой диалог» АЛЕКСАНДР АТАМАНСКИЙ в свою очередь отметил, что к информационной открытости необходимо стремиться любой компании, и тем более специализирующейся на IT. Немного подумав, он добавил: «Правда, нужно понимать, какую информацию можно раскрыть сегодня, а какую лучше придержать до завтра».

Доступные границы постарался назвать директор ООО ВЦ «ВертолЭкспо» СЕРГЕЙ ШАМШУРА: «Мы много общаемся с прессой, это характерно для выставочных компаний — мы публичны в силу своей деятельности и должны рассказывать партнерам и клиентам о нашем бизнесе». Однако, по мнению г-на Шамшуры, существует определенная грань, после которой раскрывать прессе информацию не следует. «Сведения о некоторых аспектах нашей деятельности конкуренты могут использовать против нас же. Поэтому мы не говорим о наших оборотах, о наших новых технологических процессах. Остальная информация открыта», — добавил Сергей Шамшура.

Ему возразил советник директора по внешнекорпоративным коммуникациям компании «Евро-Дон» СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ: «Говорить о конкретной грани, до которой все открыты, а после нет — это все равно, что выяснять температуру конкретного больного, основываясь на средней температуре по всей больнице. Ведь все зависит от целей и задач конкретной компании, от рынка, на котором она работает». Поэтому, считает г-н Коновалов, руководство компании сначала должно определиться со стратегией, выяснить, какое место в ней будет занимать коммуникация и только потом говорить об открытости».

Другие эксперты не согласились с тем, что закрытыми должны оставаться инновации. Сергей Тренов, наоборот, отметил преимущества: «Вы сегодня воплотили идею в бизнес-процессы, а через год появится что-то новое, гораздо лучшее. Поэтому бояться, что конкурент узнает о ваших новых технологиях, не следует. Наоборот, нужно о них всем рассказать, и если их начнут использовать конкуренты, вы с гордостью сможете заявить, что родоначальник инновации — ваша компания».

Эксперты заметили, что некоторые компании, например, открытые акционерные общества, открывать финотчетность вынуждает законодательство. А, к примеру, для операторов беспроводной связи эта обязательная процедура еще и четко регламентирована. По словам коммерческого директора Южного регионального управления ОАО «Вымпелком» («Билайн») АЛЕКСАНДРА КИРСАНОВА, закон жестко определяет, что и когда операторы должны раскрывать, потому как если информация раскрыта с искажениями, это может привести к серьезным по- следствиям. «В 2004 году ФНС предъявила к компании «ВымпелКом» налоговые претензии. Несколько миноритарных акционеров подали иск, сочтя, что менеджмент должен был предупредить их об угрозе. Требование бесспорное, но на каком этапе? Ведь на момент, когда информация попала в прессу, как таковых оформленных претензий еще не было. Рассказать об этом акционерам мы не могли — не было оснований, притом, что необоснованное предупреждение не идет на пользу аукционерам, а скорее работает на биржевых спекулянтов. Целый год компания работала над этим вопросом, и доказала, что претензии ФНС и иски акционеров безосновательны. Так что к открытости надо привыкнуть», — рассказывает Кирсанов.

При возникновении подобных ситуа- ций, добавил директор группы продаж по регионам ВГУП РАМИ «РИА-Новости» ДМИТРИЙ КОЛЕСНИКОВ, открытость компании идет ей на пользу. «Если открытость контролируемая, если компания занимается созданием грамотного информационного поля вокруг себя, то есть тактически взаимодействует с прессой — это хорошо. В этом случае, при возникновении кризисных ситуаций, она сможет вовремя предотвратить распространение негативных слухов. Ведь если вокруг компании возникает информационный вакуум, его заполняют слухи и домыслы».

Среди плюсов открытости, эксперты отметили возможность получать кредиты по более выгодным условиям, однако представитель банка Сергей Тренов уточнил: «Несомненно, открытость компании влияет на то, на каких условиях ей выдадут кредит, однако пока этот фактор не определяющий. Думаю, в ближайшем будущем никакой особой роли открытость играть не будет, особенно касательно суммы кредита».

У закрытых компаний меньше проблем

Открытость компании, по словам PR-директора «Строительных компаний Мазанова» ВЛАДИМИРА ДОБРИЦКОГО, во многом зависит от воли собственников. «Директор или собственник бизнеса должен быть готов к открытости. К тому, что его личное имя и имя компании будут часто упоминаться в СМИ, и не всегда с его согласия», — добавила заместитель директора «Денисов Аудит» ЕЛЕНА ВАРДАНЯН. В ее практике был случай, когда публичность компании началась с первых номеров «Делового квартала». «Я помню перечеркнутую страницу «ДК» и возмущение гендиректора по поводу того, что автор статьи высказал свое мнение о конкурентном окружении фирмы, а для аргументации своей позиции привел точку зрения конкурентов. И у меня как у сотрудника, который отвечал за «связи со СМИ», спросили: «Как они посмели так написать и как можно было позволить такую публикацию?». Я оправдывалась: это серьезное издание, рубрика об истории успеха, бесплатная публикация, независимое мнение... Ответ директора был такой: сегодня мы расскажем о себе, завтра конкуренты выживут нас с рынка. Хотя в результате именно после этой статьи возник массовый интерес к компании со стороны других СМИ».

Эксперты сошлись во мнении, что открытость нужна далеко не каждой компании. Показательный пример привел г-н Иванов: «Предположим, на рынке существует несколько компаний. Все они закрыты и скрывают часть прибыли от налоговиков. И вот одна из них решила стать публичной, чтобы выйти на IPO. Для этого ей придется отказаться от части «серой» прибыли. Конечно, в перспективе, после выхода на IPO, компания сможет обогнать своих конкурентов за счет более дешевых заемных ресурсов, но тот период, в течение которого ей придется открываться и становиться финансово прозрачной, она потеряет в рентабельности по сравнению с закрытыми конкурентами. Поэтому нет смысла открываться, пока большинство игроков на рынке закрыты и компания малорентабельна». А г-н Кирсанов уверен, что публичность зависит от масштаба бизнеса и от задач, которые перед ним поставлены: «Одной маленькой семейной пиццерии нет смысла быть открытой, тогда как сети — уже стоит».

В пользу закрытости высказался и Сергей Шамшура: «Например, рынок кейтеринговых услуг в Ростове еще не достаточно развит. Я примерно представляю объемы наших конкурентов, а они мои — нет. Рынок ограничен, если я озвучу свои обороты, конкуренты задумаются — а кто же мой клиент? И смогут предложить ему те же услуги, но с более привлекательными условиями, что в конечном итоге приведет к снижению рентабельности моего бизнеса».

Однако с этой позицией не согласилась Елена Варданян: «Дело ведь здесь не в опубликованных цифрах. Скрывать такую информацию можно только в случае, если бизнес ущербен. За клиентов нужно бороться более выгодным конкурентным предложением». Ее поддержал и Сергей Коновалов, который отметил, что рынок кейтеринговых услуг Ростова не настолько тесен, чтобы скрывать себя и своих клиентов. Некоторые эксперты заяви- ли, что подобная закрытость мешает привлечению новых клиентов, однако г-н Шамшура парировал, что пока его компания без проблем находит новых клиентов при помощи рекомендаций и «сарафанного радио».

Во многих компаниях не видят разницы между PR-менеджером и пресс-секретарем

Весь груз работы с общественностью, как правило, ложится на плечи пиар-менеджера и пресс-секретаря компании, однако, по словам экспертов, далеко не в каждой компании понимают, что должно входить в обязанности людей, занимающих эти должности. «Зачастую пресс-секретарь в компании выполняет роль некой защитной стены. В условиях кризиса именно ему приходится брать на себя ответственность и комментировать конфликтные ситуации, прикрывая собой руководителей. Помните эту фамилию — Дыгало (на тот момент пресс-секретарь ВМФ России — прим. ред.)? В связи с аварией на подлодке «Курск» он был вынужден отвечать за всех», — напомнила Елена Варданян.

В задачи пресс-секретаря, как отметили эксперты, входят сбор, обработка и распространение информации, тогда как функционал пиар-менеджера значительно шире. Он, прежде всего, управленец, который решает, раскрытие какой информации будет стратегически полезно компании, а что может навредить ей. «Пиар-менеджер мониторит ситуацию, находит инструменты обработки информации, определяет как и кому ее передать», — говорит Александр Кирсанов. Антон Иванов отметил, что на пиар-менеджера, как правило, ложится часть обязанностей генерального директора: «Пока компания маленькая, гендиректор сам выполняет несколько функций, в том числе и по связям с общественностью. Когда компания вырастает, гендиректор часть своих обязанностей по обеспечению надлежащей коммуникации с внешним миром передает штатному пиар-менеджеру».

Большинство присутствующих на дискуссионном клубе согласились, что по статусу пиар-менеджер выше пресс-секретаря, да и задачи у него более серьезные. Менеджер по рекламе и пиар компании «PR-эксперт» Олег Сухман подчеркнул, что в западных компаниях должность пиар-менеджера звучит как executive vice-president, что переводится как «исполнительный вице-президент».

Сергей Коновалов отметил общие черты двух специалистов по связям с общественностью: в обязанности пресс-секретаря и пиар-менеджера входит «любовь и облизывание журналистов», и дал несколько практических советов. «Между компанией и миллионной аудиторией находится один единственный человек — журналист. И от того, как вы ему преподнесете информацию, будет зависеть успех вашей компании. Любите журналиста. Давайте ему то, что он хочет, но вместе с этим умейте и торговаться: например, если вы не можете предоставить ему какую-то цифру, дайте ему какую-нибудь другую взамен, но не менее интересную. Говорите журналисту только правду, ведь если этого не сделаете вы — это сделают за вас ваши конкуренты, но вы уже не будете держать ситуацию под контролем,» — предостерег г-н Коновалов.

Ростовский бизнес старается быть открытым

В завершение модератор встречи спросил у экспертов, можно ли назвать ростовское деловое сообщество информационно открытым. Эксперты в оценках разошлись. Так, например, Сергей Шамшура и Владимир Добрицкий считают, что ростовские компании достаточно открыты, хотя, по словам г-на Добрицкого, еще далеко не все понимают, что такое «открытость». Достаточно открытым ростовский рынок считает и Сергей Тренов, добавляя: «Рынок банковских услуг Ростова еще не поделен, есть множество различных банков, о которых я практически ничего не знаю. Доходит иногда даже до смешного: например, иду по городу и вдруг вижу какое-то название, где второе слово «банк». А я о нем ничего не слышал. Думаю, еще 5-6 лет такая ситуация сохранится».

Антон Иванов полагает, что ростовский рынок не сильно отличается от других городов России: «Есть открытые компании и не очень. Какие-то рынки более открыты, какие-то менее». А Евгений Левин считает, что открытость города зависит от количества крупных компаний, которые в нем присутствуют: «Просто у маленьких компаний меньше новостей, поэтому и кажется, что они более закрыты, чем крупные».