эксперты Татьяна Бондаренко финансовый директор компании «Титан-Инвест» Яна Борисова менеджер по финансам компании «СкайТелеКом» Владимир Лыкин руководитель инвестиционного отдела «Сервейинговой к
Татьяна Бондаренко
финансовый директор компании «Титан-Инвест»
Яна Борисова
менеджер по финансам компании «СкайТелеКом»
Владимир Лыкин
руководитель инвестиционного отдела «Сервейинговой компании – ЮГ»
Дмитрий Олянич
доцент Ростовского государственного университета
Мария Пономарева
директор компании «Классный час»
Андрей Смурыгин
директор ростовского филиала компании «БрокерКредитСервис»
Светлана Столярчук
директор сети магазинов «Санта»
Как создать хорошую кредитную историю?
Когда можно диктовать условия кредитования банкам?
Участники Дискуссионного клуба «ДК» начали заседание с обсуждения доступности кредитных инструментов для бизнеса. Как рассказал АНДРЕЙ СМУРЫГИН, директор ростовского филиала компании «БрокерКредитСервис», помимо собственно банковских кредитов, бизнес может привлекать и другие инструменты – например, лизинговые, вексельные программы и выход на IPO. Но другие участники встречи посчитали, что малым и средним компаниям это недоступно. Кроме того, в большинстве случаев внешние инвестиции обременяют предпринимателей. Всех примирил доцент РГУ ДМИТРИЙ ОЛЯНИЧ: «Когда мышьяка немножко – это аспирин, если много – отрава. Нужно просто соблюдать балланс». Согласившись с этим утверждением, эксперты предложили несколько способов привлечения инвестиций в новый бизнес.
Одним из способов, с помощью которого можно получить оборотные средства, эксперты признали привлечение прямого инвестора. По мнению руководителя инвестиционного отдела «Сервейинговой компании – ЮГ» ВЛАДИМИРА ЛЫКИНА, если компания имеет хорошую идею и детальный план ее внедрения, то она всегда найдет инвестора. Но для этого надо иметь мужество, отличные показатели и обороты предприятия.
Другие эксперты считают, что компаниям, только начинающим свою деятельность, хорошие показатели иметь трудно. А это помешает взять необходимый кредит. МАРИЯ ПОНОМАРЕВА, директор компании «Классный час»: «Любая компания, владеющая свободными средствами, прежде чем их инвестировать во что-то, будет обращать внимание на богатый опыт за плечами и хороший счет в банке у заемщика. Если этого нет, ему предложат попридержать «эту вашу идею» до лучших времен, пока в стране не сложится благоприятный инвестиционный климат».
Дмитрий Олянич предложил предпринимателям другой путь поиска инвестора: «В этом мире, чтобы чего-нибудь достичь, нужно всегда делиться и кооперироваться. Один вкладывает деньги, другой – идеи. И мне кажется, что история вопроса изобилует примерами, когда люди для развития собственного дела, просто-напросто шли в уже налаженный бизнес, предлагали свою идею, пользовались, по сути дела, чужими деньгами, чужими связями». По мнению г-на Олянича, в компаниях с налаженным бизнесом постоянно возникает дефицит идей и есть опасность кризиса. Поэтому молодые предприниматели со свежими идеями всегда могут прийтись ко двору и найти понимание».
Эксперты посчитали, что такой путь связан с крупными рисками. Мария Пономарева рассказала, что существует довольно много примеров, когда крупная компания забирала чужую идею за какие-то мизерные деньги. В результате, идеолог оставался на задворках. Но с нею не согласилась ЯНА БОРИСОВА, менеджер по финансам компании «СкайТелеКом»: «Можно подать идею так, что без ее вдохновителя она будет просто неосуществима. Я знаю многих финансовых директоров, которые приходили на крупные предприятия и предлагали схемы вывода из кризиса, неосуществимые без их личного участия». Участники Дискуссионного клуба согласились, что поиск инвестора – путь, который довольно сложно реализовать на практике и который не дает гарантии, что найденный инвестор захочет адекватно вкладывать. Поэтому стали искать иные варианты получения займов.
Еще один путь привлечения инвестиций в развитие бизнеса, предложенный участниками Дискуссионного клуба, – работа над созданием положительной кредитной истории. В этом случае, по мнению экспертов, предпринимателю предстоит самостоятельно пройти долгий путь – от создания бизнеса до достижения стабильности. Мария Пономарева обратила внимание экспертов на то, что финансовые институты при получении заявки на кредит рассматривают все аспекты бизнеса. Так что компании, которая только начала свою деятельность, деньги будет получить непросто.
Чтобы не тратить время впустую на оформление кредита в банке и не рисковать собственными идеями, вступая в альянс с крупными компаниями, гости из зала посоветовали начинающим предпринимателям использовать товарное кредитование или лизинговые программы.
ТАТЬЯНА БОНДАРЕНКО, заместитель генерального директора компании «Титан-Инвест», согласилась с этим предложением, добавив, что такой путь гораздо безопаснее: «Предприниматель будет нести ответственность по кредиту только тем товаром или оборудованием, которое взял. Кроме того, если он берет товарные кредиты на небольшие суммы, то сможет быстро погашать долги. А потом, когда его компания уже встанет на ноги, пойдет в банк и оформит полновесный денежный кредит».
Участники дискуссии также высказали мнение, что, помимо товарных кредитов и лизинговых схем, предприниматель может брать кредиты в банке на развитие бизнеса как физическое лицо. Дмитрий Олянич подтвердил: действительно в последнее время многие предприниматели используют схемы ипотечного и автокредитования для привлечения дополнительных оборотных средств в свой бизнес. «Дело в том, что сегодня кредит неизвестному юридическому лицу в банке обойдется в 21% годовых. В то же самое время стоимость ипотечного кредита – 13-14% годовых. И предприниматели стройными рядами пошли оформлять на себя ипотеку. Покупают квартиру практически сами у себя, а полученные деньги вкладывают в бизнес. Это еще один совершенно законный способ удешевить заем», – рассказал г-н Олянич.
Эксперты признали, что такой способ привлечения инвестиций хорош на начальном этапе работы компании, но для развития бизнеса или внедрения нового проекта стабильно работающей компании этого будет недостаточно. Для выхода на более высокий уровень развития, кроме положительной кредитной истории, компания должна иметь еще и бизнес-план.
В конце дискуссии эксперты обратились к стандартному способу получения заемных средств, когда компания обращается в банк и предоставляет на рассмотрение его специалистов бизнес-план. По мнению экспертов, это самый непростой путь, так как банк или лизинговая компания будут не только пристально рассматривать сам бизнес-план, но и следить за его реализацией.
Андрей Смурыгин заметил, что, рассчитывая на получение банковских кредитов, компания изначально должна строить четкий и прозрачный бизнес на основе бизнес-плана. В этом случае больше шансов получить кредит. Иногда и банк может пойти на уступки.
Но даже четко составленного бизнес-плана бывает мало. Мария Пономарева: «Любой финансовый институт, любой инвестор захочет посмотреть на локомотив бизнеса – команду, которая будет реализовывать идеи, представленные в бизнес-плане. Поэтому бизнес-план должен составляться в соответствии с реальными возможностями заемщика».
Участники Дискуссионного клуба пришли к мнению, что любая бизнес-идея и любая стратегия должны находиться в рамках самого предприятия. «Вполне возможно, что у компании возникнет идея организовать туристические перевозки из Бонго в Гонолулу, а сама компания сидит в Ростове. И какой бы сумасшедший доход ни сулил бизнес-план, вполне понятно, что фирма этим бизнесом заниматься не будет: рынок проанализирован, работает финансовый менеджмент, по формулам считается рентабельность. Самое главное, чтобы за формулами стояла суть и понимание того, для чего это все делается», – сказал Дмитрий Олянич.
Участники Дискуссионного клуба отметили, что для составления грамотного бизнес-плана, можно обратиться к консультантам, но в Ростове их мало. Присутствовавший в зале представитель «Южного Торгового Банка» рассказал, что кредитные консультанты есть в каждом банке, и они могут оказать помощь в составлении бизнес-плана и другой документации, необходимой для получения кредита. А Дмитрий Олянич обратил внимание присутствующих на то, что бизнес-план можно сопоставлять с бюджетированием, которое сегодня присутствует практически во всех компаниях: «Мой опыт работы показывает, что у компании всегда есть пять-семь вариантов развития ситуации, прописанных в своих бюджетах».
В завершение дискуссии эксперты пришли к мнению, что какой бы путь привлечения инвестиций компания ни выбрала, она в любом случае должна следить за своей кредитной историей. Как отметила директор сети магазинов «Санта» СВЕТЛАНА СТОЛЯРЧУК, проработав на рынке несколько лет и создав себе хорошую кредитную историю, компания впоследствии сможет сама диктовать условия кредитования банкам и выбирать наиболее выгодные схемы привлечения заемных средств.