Начало 2013 года сулило перспективы для рынка девелопмента, однако осенью ритейлеры отметили снижение покупательской способности во всех секторах розничных продаж.
Прогнозы игроков регионального рынка осторожные, в то время как федеральный рынок девелопмента находится на подъеме впервые после кризиса 2008-го года.
Дмитрий Глазунов, управляющий интерьер-центра «Миллениум»
«В 2013 г. основная задача интерьер‑центра «Миллениум» заключалась в том, чтобы сохранить действующий пул арендаторов. Нам это удалось за счет уникального для ростовского рынка предложения. Наши площади арендуют порядка 45 компаний. Кроме того, стояла задача привлечь новых арендаторов, хотя в существующих условиях почти стопроцентной заполняемости это было непросто.
Нам удалось в определенных сегментах заменить одних поставщиков на других. В этом году появились новые товарные группы — добавились домашние кинотеатры, производители рельефных стеновых панелей плюс некоторые компании, связанные с продажей мебели. Осталось совсем немного товарных групп, которыми можно было бы дополнить наш центр. Важно учитывать, что пересекаться с существующими товарными группами нельзя — мы пытаемся не допускать внутренней конкуренции. Например, у нас есть достаточное количество поставщиков кухонных гарнитуров, и у нас нет необходимости пускать в эту нишу новых игроков.
Компании, являющиеся продавцами мебели, пытаются зайти на нашу площадку, но в настоящее время мы не располагаем свободными квадратными метрами и принять их не можем. Кроме того, у нас выработана определенная концепция по разнообразию товара, и мы должны придерживаться ее. Безусловно, при определенных условиях кризис дает возможность некоторым игрокам вырваться вперед, в то время как другие угасают. Конкурентов как таковых у нас нет.
Одно из достижений этого года заключается в том, что мы смогли договориться со всем пулом арендаторов об определенной рекламной концепции и получили консолидированный рекламный бюджет.
В начале года состояние ростовского рынка было очень оптимистичным и перспективным. Начиная с сентября ситуация стала меняться, платежеспособность продолжает сокращаться и сейчас. Эта тенденция заметна не только в секторе продаж мебели, но и во всех сферах ритейла.
Падение платежеспособности покупателей отражается не только на нас, но и на других игроках мебельного ритейла. Хватит нам «дырок в поясе», чтобы затягивать его? С чем мы войдем в следующий год и как его проживем, я пока не могу понять.
В отношениях с нашими арендаторами это не первый кризисный сезон: мы вместе прошли 1998 год, 2008 год и понимаем, что сможем пережить и этот кризис. Важно, сколько он продлится и является ли он именно кризисом — может быть, это просто сезонный спад. Анализируя текущую ситуацию, я вижу, что арендаторы не склонны сокращать свои площади».
Юрий Борисов председатель комитета по торговой недвижимости НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» (РГУД)
«2013 год — это первый год после кризиса 2008 года, когда рынок девелопмента торговых центров в России, на мой взгляд, целиком восстановился и начал показывать рост. В настоящее время сетевой ритейл интересуют уже не только города с населением более или около 1 млн человек, но и так называемые второй, третий и т. д. эшелоны. Участники рынка наращивают объемы: турецкая компания Renaissance Construction, начинавшая как строительный подрядчик в Санкт‑Петербурге, твердо заняла нишу сетевого регионального девелопера торговых центров. Кроме того, среди игроков сетевого девелопмента торговых центров появился еще один лидер — это вологодская компания «Макси‑Девелопмент».
В Россию всерьез и надолго приходят аутлет‑центры: уже заявлено о строительстве еще нескольких аутлет‑центров после успешного открытия Fashion House Moscow (Черная грязь), «Белой дачи» и «Внуково» в Москве».