Евгений Новиков директор департамента автокредитования Русфинанс Банка, группа «Сосьете Женераль» До кризиса авторынок энергично набирал обороты и при сохранении тех же темпов мог бы в ближайши
Евгений Новиков директор департамента автокредитования Русфинанс Банка, группа «Сосьете Женераль»
До кризиса авторынок энергично набирал обороты и при сохранении тех же темпов мог бы в ближайшие годы конкурировать с европейскими рынками. Тогда даже говорили, что Россия обгонит Германию по объемам продаж. Однако события второй половины 2008 г. привели к откату отечественного рынка на уровень 2004 г. Продажи автомобилей упали вдвое, а доля кредитных сократилась до 20%. А в той же Германии в период кризиса наблюдался даже рост продаж автомобилей, особенно в период действия программы утилизации старых автомашин. Если со стороны государства есть интересное предложение — население активно на него реагирует.
Отечественная госпрограмма субсидирования процентных ставок по кредитам была направлена на поддержку российских автопроизводителей. Соответственно ее запуск сместил спрос в сторону автомобилей, собираемых в России.
Должен сказать, что льготные кредиты по этой программе пользовались популярностью. Всего их было выдано более 71 тыс. По нашим оценкам, это около 25% от кредитного рынка новых автомобилей по количеству. Основным стимулом для заемщиков стала возможность оформить кредит по ставкам ниже стандартных на 5,83% — это 2/3 от ставки рефинансирования по состоянию на 28 декабря. Клиенты оценили такую экономию. Наш банк, например, выдал 1 693 кредита с субсидированной ставкой.
Госпрограмма за год неоднократно менялась, совершенствовалась. Думаю, если бы уже весной 2009-го программа стартовала в том виде, в котором ее одобрили в ноябре, кредитов было бы выдано значительно больше. В итоге разработка государственной программы оказала положительное влияние на рынок. Пока выдача кредитов в ее рамках приостановлена, так как не подписано соответствующее постановление правительства РФ. Но мы надеемся, что это случится в ближайшее время.
Другим итогом прошлого года стало то, что российские автомобилисты научились экономить — теперь они предпочитают более дешевые автомобили. Если в 2008 г. средняя стоимость приобретаемых в кредит новых автомобилей составляла 550 тыс. руб., то в 2009-м — 530 тыс. руб. Причиной стало не только падение покупательской способности населения, но и удорожание кредитов. Выросли процентные ставки, вновь стали обязательными первоначальный взнос и приобретение полиса КАСКО на автомобиль. Многие участники рынка считают, что 2010 г. не принесет ничего нового, будет продано 1,45 млн автомобилей, как и в 2009-м. По нашим же прогнозам, кредитный рынок новых авто составит 476 тыс. автомобилей или 186 млрд руб. в денежном выражении. Всего же по итогам 2010 г. в России будет продано порядка 1,6 млн новых автомобилей.
Объясняется наш прогноз тем, что еще с середины прошлого года наметилась тенденция к возвращению процентных ставок на докризисный уровень. Думаю, в текущем году они упадут еще на 1-2 пункта. Многие банки также снижают порог первоначального взноса. Конечно, нужно понимать, что последствия кризиса еще слишком ощутимы, поэтому на резкое улучшение ситуации надеяться не стоит, процесс восстановления кредитного рынка будет плавный, без каких-либо скачков. Это обычная тенденция для автомобильного рынка: первое полугодие более ровное, а во втором начинается рост. Правда, 2009 г. в этом отношении был нетрадиционным. В начале года выдавалось даже большее количество кредитов, поскольку предлагались хорошие скидки на автомобили 2008 года выпуска. В некоторых салонах их можно найти до сих пор. Но в 2010-м такого количества суперпредложений уже не будет и цены на автомобили, скорее всего, подрастут.
Программа утилизации автомобилей старше десяти лет, стартовавшая 8 марта, косвенно тоже повлияет на рынок автокредитования. Владельцы, которые получат 50 тыс. руб. за сданный в утиль автомобиль, или так называемую «утилизационную премию», придут в автосалоны за новыми автомобилями. Кто-то, может, заплатит полную стоимость, а кто-то решит использовать «утилизационную премию» на первоначальный взнос и возьмет кредит. Ведь если обладатели машин в возрасте от десяти лет до сих пор их не поменяли, скорее всего, им просто не хватало на это средств. И для многих автовладельцев 50 тыс. руб. решением вопроса не станут — понадобятся дополнительные средства, и автолюбители задумаются о получении кредита. Озвученный бюджет программы предполагает сдачу в утиль порядка 200 тыс. автомобилей. Соответственно доля машин, приобретенных с использованием «утилизационной премии», может составить около 12% за весь 2010 г. Это достаточно много. И мы надеемся, что эта программа будет способствовать увеличению продаж банковских автокредитов.
Д