Во всем мире сейчас модно развивать въездной туризм, и во многих странах это одна из сильных сторон экономики. В Ростове тоже туризм есть, но однобокий. 80% приезжающих— это бизнес-туристы, 90% тур
Во всем мире сейчас модно развивать въездной туризм, и во многих странах это одна из сильных сторон экономики. В Ростове тоже туризм есть, но однобокий. 80% приезжающих— это бизнес-туристы, 90% туркомпаний занимаются только выездными турами. А въездной не развивается, потому что в него надо вкладывать, а возврат очень небыстрый.
Инертные люди у нас. Два года пытаюсь развить «сельский туризм». В Европе это сейчас очень модно. Бабушка поселит туристов у себя в доме, покажет им хозяйство, научит готовить какие-то местные блюда и сможет на этом заработать. Туристы, в свою очередь, полюбуются природой, которую никогда не видели, послушают птичек и уедут довольными. Это же чудесный бизнес: не выходя из дома деньги зарабатывать.
И вот я лично встречаюсь с сельскими главами с предложением выбрать гостевые дома, рассказываю, что у нас есть центр, где можно обучить людей. Но никто не хочет заниматься этим— все ждут от государства денег. Они говорят: ой, у нас объездные пути, вот деньги нам дадут, мы дорогу сделаем, вот тогда и поговорим. Многие вещи можно реализовать с минимумом средств или вообще без них, но, к сожалению, наших людей нужно трясти за грудки, чтобы они начали хоть что-то делать.
Сейчас иностранцы говорят о нас, как о регионе, мало тронутом цивилизацией. И это для них самое привлекательное— им неинтересно смотреть на форелевое хозяйство, они хотят видеть то, что осталось самобытного в регионе. Мы это предлагаем, но получается, как всегда. Вот, например, есть у нас удивительное место— Александровский лес. Туристы однажды заранее заказали себе путевки, оплатили, а потом в это же время туда собралась какая-то важная персона— и все. Пути перекрыты, людей просто не пускают. Как объяснить это иностранцам?
Причем ведь и заниматься туризмом сейчас как бы модно, и многие местные вузы готовят работников туризма. Но, к сожалению, это академическое образование не успевает за процессами, которые в отрасли происходят. И дело не только в менеджерах. Не хватает кадров среднего звена— это повара, официанты, бармены. Приезжает иностранец— ему нужно предложить поужинать в ресторане. Кто у нас разговаривает по-английски в этой сфере? Рестораторы не вкладывают в обучение персонала, потому что зарабатывают на банкетах. Платить хорошие деньги официанту, владеющему двумя иностранными языками, никто не будет.
Я нашим вузам даже требования писала: каких выпускников мы хотим видеть. Вот первое: люди должны быть доброжелательны. А у нас? Приходим как-то в гостиницу, администратор стоит спиной и разговаривает по телефону.
Хочется, чтобы отрасль двигали не только одиночки, а и государство подключилось. Вот, например, в Бельгии— власти организовывают мощную пиар-кампанию региона, а частные предприниматели платят в бюджеты по одному евро в день за каждого туриста. У нас же администрация тратит бешеные средства, чтобы организовать стенд области в Краснодаре, а в международных выставках не участвует. При этом поразительно, что многие гостиницы, рестораны говорят о том, что они готовы предоставить свои услуги бесплатно, только прорекламируйте.
Хочу привести пример швейцарского города Монтрё. За счет спонсорских средств в этом маленьком городке был организован джазовый фестиваль, который знают во всем мире и который привлекает огромное количество туристов ежегодно. У нас тоже есть свои мероприятия, такие как «Шолоховская весна», но как это все организовано? Транспорта нет, размещаться негде, покушать негде, в туалет сходить негде.
Проблема еще и в том, что затраты для путешествия в Ростов выше, чем, например, поехать в Испанию или Турцию. Средняя цена номера гостиницы в Ростове— 3 тыс. руб. в сутки. Если прибавить сюда расходы на дорогу, экскурсионные программы, то общая стоимость будет необоснованно высокой.
Мне кажется, что нам не хватает людей, которые заинтересованы, чтобы наш город стал лучше. Все думают, что туризм— это ездить за рубеж и получать много денег. Чтобы преодолеть эту иллюзию и сделать туризм действенным инструментом повышения привлекательности региона, необходима консолидация усилий всех сторон— гостиничного бизнеса, турфирм, рестораторов, и, конечно, власти.
Татьяна Нечепаева председатель комитета по спорту, предпринимательству в сфере туристской, гостиничной, ресторанной и рекреационной деятельности ТПП Ростовской области
Колонка подготовлена на основе выступления на программе из цикла «Политик-шоу»— совместного проекта «Делового квартала» и студии «Маяк»