Когда гендиректор ГК «БАЗА» Денис Зубков официально презентовал свой новый проект делового центра под рабочим названием CreativeSpace «ROV», о нем уже говорил весь город. Модная сейчас на Западе ид
Когда гендиректор ГК «БАЗА» Денис Зубков официально презентовал свой новый проект делового центра под рабочим названием CreativeSpace «ROV», о нем уже говорил весь город. Модная сейчас на Западе идея креативных пространств для творческих специалистов вызвала живой интерес среди фрилансеров Ростова. Г-н Зубков рассказал ДК, зачем он взялся за этот уникальный проект и как будет его реализовывать.
собирает профессионалов в креативном пространстве
На европейском рынке деловой недвижимости подобные объекты под общим названием «креативное пространство» завоевывают все большую популярность. Как утверждает Тоби Хаям, основатель Creative Space Management, оператора офисных кластеров креативной экономики, работа компании в «креативном пространстве» не только удобнее, но и безопаснее — по статистике, она уменьшает риск банкротства. Данные по Великобритании таковы: около 75% новых компаний закрываются в течение первых пяти лет, 45% — в первый год, 25% — в третий. Среди компаний, работающих в «креативных инкубаторах», лишь 3% закрываются в первый год. По мнению ДЕНИСА ЗУБКОВА, сейчас в городе образовалось много малых профессиональных групп, фрилансеров — это вполне успешные специалисты. Именно для них он совместно с партнерами создает бесплатный коворкинг-центр, где бы такие специалисты могли обмениваться опытом, работой, формировать рабочие группы не по принципу «куда начальник посадил», а по собственным интересам.
Что подразумевает под собой креативное пространство?
— Суть нашего проекта — это чистая коммуникация между профессионалами, в этом его главное предназначение. Объединив ресурсы, они смогут реализовывать собственные идеи и наработки. В этом смысле мне очень нравится цитата из фильма «Социальная сеть»: «студенты Гарварда знают, что создавать работу гораздо лучше, чем ее искать». Схожие с нами функции выполняют отделы в Администрациях города или области по поддержке малого и среднего бизнеса. Они тоже создают бизнес-инкубаторы, только их форма поддержки молодых амбициозных людей — это субсидии и дотации. Мы же хотим предложить им комфортные условия для самостоятельного развития.
Вы говорите, что не собираетесь зарабатывать на центре. Зачем тогда вам такой сложный проект?
— Изначально в конце 2008 года мы с моими партнерами хотели сократить арендные платежи и задумались о создании многофункционального комплекса, в котором все арендаторы будут взаимодополнять друг друга. Сейчас мы участвуем в реализации больших федеральных и международных проектов типа «BUSYWALKERS.COM» (система по бизнес-туризму), NWOTEL (сеть бизнес-отелей по миру), «Плавательные бассейны» (типовые проекты спортивных бассейнов), для которых нужна инфраструктура. В нынешних условиях одной компании создать ее практически нереально, т.к. большие проекты слишком многофакторные. Эту инфраструктуру мы и пытаемся создать, чтобы ее использовали также и другие компании. Тогда в нашем центре будет жизнь, интересные проекты, отличные специалисты. Сейчас многих привлекают именно социально значимые проекты, реализуемые по всему миру или хотя бы по всей России.
Как будет организована инфраструктура центра?
— Часть площадей в центре будут сдаваться в аренду — офисам компаний, магазинам, кафе. Другая часть, включающая в себя коворкинг и так называемую зону для общения, своеобразную культплощадку, где мы предполагаем возможность проведения бесплатных мероприятий, лекций, выставок, будет предоставляться участникам проекта на безвозмездной основе.
Есть ли в Ростове подобные проекты для фрилансеров?
— Я не слышал о таких «открытых» центрах с подобной инфраструктурой, где фрилансеры объединяются сами. Они, как правило, выполняют свою работу дома, встречаются с заказчиками на объектах или в кафе. Еще есть много мастерских, фотостудий, которые объединяют таких специалистов, но это, скорее, из области хобби, обучения — они не созданы для конкретного выполнения работ в формате фрилансер–заказчик.
Заказчиков вы также планируете привлекать к развитию центра?
— Центр не будет принимать заказы напрямую: мы не стремимся завоевать рынки, на которых работают фрилансеры. Заказчик, например, обращается к своему дизайнеру или программисту, и если задача для этого специалиста требует привлечения коллег, вот здесь-то ему и понадобится наш центр, задача которого — коммуникация среди профессионалов.
Центр будет открытым для любого специалиста?
— Для работы в нем нужно будет пройти обязательную регистрацию. Пока точной формы мы не разрабатывали, но общий смысл таков: «кто», «что умеешь делать», «в каких смежных специалистах нуждаешься». У нас будет набор объективных критериев, которые сами коворкеры и выработают.
Как вы выбирали помещение?
— Я влюбился в это здание (бывший обкомовский склад на пересечении ул. Суворова и пер. Университетского) года четыре назад — заказчики предлагали сделать в нем дизайн ресторана-клуба. Но проект не был реализован. 7-го марта я увидел на нем объявление и понял: если сейчас его все не взять, то будет потом уже поздно. Объявление было размещено агентством недвижимости, хотя я отлично знаю собственника. Работать все же стали через агентство. Сделка была достаточно сложная, но, пожалуй, впервые я не жалею о заплаченном агентском вознаграждении.
2000 кв.м — не мало?
— В 2009 году мы арендовали 6 тысяч кв.м. Для подобного проекта оказалось многовато, из-за чего пришлось делать целый «экстрим-парк». При обсуждениях площадки здание на Суворова у нас периодически всплывало, но как-то не верилось, что оно нам по силам. Смотрели поменьше, попроще Я считаю, что оно полностью удовлетворяет нуждам проекта — хорошая цена без повышения арендной ставки на три года, расположение в Центре города, есть большой атриум. Вспомните хотя бы пару-тройку зданий в Ростове с атриумом на три этажа? К тому же это настоящий лофт!
Потенциальных арендаторов не пугает этот самый лофт?
— В Ростове никто не видел лофта таким, каким он должен быть — потертого, чистого и светлого. Все привыкли к купеческой роскоши. Были потенциальные партнеры, которые отказывались от участия в проекте с мыслями, что в него еще нужно вложить огромные деньги. Но мы и не ставили перед собой задачу удивить роскошью. А это уже вопрос совершенно других денег и глобальной идеи, на которой и построена реализация проекта. Естественно, каждый арендатор свою площадь может сделать хоть в мраморе, но, думаю, вряд ли найдутся такие. Отношения с арендаторами у нас выстроены таким образом, что сняв определенную площадь, каждый из них становится партнером всего проекта, влияя на стратегию его развития. Такие отношения позволили нам достаточно быстро набрать критическую массу арендаторов/партнеров, которая стала точкой невозврата в развитии проекта.
За счет чего, помимо аренды, будет зарабатывать ваш проект?
— За счет арендаторов мы хотим окупить собственную аренду здания, коммунальные платежи и вложения в модернизацию объекта. Зарабатывать также планируем с помощью кафе, кейтеринга, сувенирной продукции, платного коворкинга, который расположится этажом выше бесплатного. Если, например, группа сочтет нужным для себя зафиксировать места на некоторый период в бесплатном коворкинге — эта услуга также будет платной. Планируем размещать рекламу на площадке и проводить собственные платные мероприятия, создать камеру хранения и тренинговый зал, будем сдавать в аренду оборудование.
Из каких источников и в каком объеме вы собираетесь привлекать средства на развитие?
— За счет заемных средств, которые пойдут на ремонт общих территорий и инженерных систем, а также за счет средств арендаторов. Пока нет детальной сметы, но по предварительному расчету, потребуется занять около 4–6 млн руб.
Инвестор для проекта уже найден?
— Сейчас мы находимся в поисках стратегического инвестора, предложения по которому есть, но решить все вопросы мы планируем в середине мая. Пока работы финансируются за счет «дружеских инвестиций», т.е. людей, которые также не равнодушны к основной идее проекта. На первых порах нам необходим кредит около 3 млн руб., ежемесячный платеж по нему получается в пределах допустимого даже при нынешних процентных ставках. Поэтому я не сомневаюсь, что развитие центра будет осуществляться на коммерческих основаниях.
собирает профессионалов в креативном пространстве
На европейском рынке деловой недвижимости подобные объекты под общим названием «креативное пространство» завоевывают все большую популярность. Как утверждает Тоби Хаям, основатель Creative Space Management, оператора офисных кластеров креативной экономики, работа компании в «креативном пространстве» не только удобнее, но и безопаснее — по статистике, она уменьшает риск банкротства. Данные по Великобритании таковы: около 75% новых компаний закрываются в течение первых пяти лет, 45% — в первый год, 25% — в третий. Среди компаний, работающих в «креативных инкубаторах», лишь 3% закрываются в первый год. По мнению ДЕНИСА ЗУБКОВА, сейчас в городе образовалось много малых профессиональных групп, фрилансеров — это вполне успешные специалисты. Именно для них он совместно с партнерами создает бесплатный коворкинг-центр, где бы такие специалисты могли обмениваться опытом, работой, формировать рабочие группы не по принципу «куда начальник посадил», а по собственным интересам.
Что подразумевает под собой креативное пространство?
— Суть нашего проекта — это чистая коммуникация между профессионалами, в этом его главное предназначение. Объединив ресурсы, они смогут реализовывать собственные идеи и наработки. В этом смысле мне очень нравится цитата из фильма «Социальная сеть»: «студенты Гарварда знают, что создавать работу гораздо лучше, чем ее искать». Схожие с нами функции выполняют отделы в Администрациях города или области по поддержке малого и среднего бизнеса. Они тоже создают бизнес-инкубаторы, только их форма поддержки молодых амбициозных людей — это субсидии и дотации. Мы же хотим предложить им комфортные условия для самостоятельного развития.
Вы говорите, что не собираетесь зарабатывать на центре. Зачем тогда вам такой сложный проект?
— Изначально в конце 2008 года мы с моими партнерами хотели сократить арендные платежи и задумались о создании многофункционального комплекса, в котором все арендаторы будут взаимодополнять друг друга. Сейчас мы участвуем в реализации больших федеральных и международных проектов типа «BUSYWALKERS.COM» (система по бизнес-туризму), NWOTEL (сеть бизнес-отелей по миру), «Плавательные бассейны» (типовые проекты спортивных бассейнов), для которых нужна инфраструктура. В нынешних условиях одной компании создать ее практически нереально, т.к. большие проекты слишком многофакторные. Эту инфраструктуру мы и пытаемся создать, чтобы ее использовали также и другие компании. Тогда в нашем центре будет жизнь, интересные проекты, отличные специалисты. Сейчас многих привлекают именно социально значимые проекты, реализуемые по всему миру или хотя бы по всей России.
Как будет организована инфраструктура центра?
— Часть площадей в центре будут сдаваться в аренду — офисам компаний, магазинам, кафе. Другая часть, включающая в себя коворкинг и так называемую зону для общения, своеобразную культплощадку, где мы предполагаем возможность проведения бесплатных мероприятий, лекций, выставок, будет предоставляться участникам проекта на безвозмездной основе.
Есть ли в Ростове подобные проекты для фрилансеров?
— Я не слышал о таких «открытых» центрах с подобной инфраструктурой, где фрилансеры объединяются сами. Они, как правило, выполняют свою работу дома, встречаются с заказчиками на объектах или в кафе. Еще есть много мастерских, фотостудий, которые объединяют таких специалистов, но это, скорее, из области хобби, обучения — они не созданы для конкретного выполнения работ в формате фрилансер–заказчик.
— Центр не будет принимать заказы напрямую: мы не стремимся завоевать рынки, на которых работают фрилансеры. Заказчик, например, обращается к своему дизайнеру или программисту, и если задача для этого специалиста требует привлечения коллег, вот здесь-то ему и понадобится наш центр, задача которого — коммуникация среди профессионалов.
Центр будет открытым для любого специалиста?
— Для работы в нем нужно будет пройти обязательную регистрацию. Пока точной формы мы не разрабатывали, но общий смысл таков: «кто», «что умеешь делать», «в каких смежных специалистах нуждаешься». У нас будет набор объективных критериев, которые сами коворкеры и выработают.
Как вы выбирали помещение?
— Я влюбился в это здание (бывший обкомовский склад на пересечении ул. Суворова и пер. Университетского) года четыре назад — заказчики предлагали сделать в нем дизайн ресторана-клуба. Но проект не был реализован. 7-го марта я увидел на нем объявление и понял: если сейчас его все не взять, то будет потом уже поздно. Объявление было размещено агентством недвижимости, хотя я отлично знаю собственника. Работать все же стали через агентство. Сделка была достаточно сложная, но, пожалуй, впервые я не жалею о заплаченном агентском вознаграждении.
2000 кв.м — не мало?
— В 2009 году мы арендовали 6 тысяч кв.м. Для подобного проекта оказалось многовато, из-за чего пришлось делать целый «экстрим-парк». При обсуждениях площадки здание на Суворова у нас периодически всплывало, но как-то не верилось, что оно нам по силам. Смотрели поменьше, попроще Я считаю, что оно полностью удовлетворяет нуждам проекта — хорошая цена без повышения арендной ставки на три года, расположение в Центре города, есть большой атриум. Вспомните хотя бы пару-тройку зданий в Ростове с атриумом на три этажа? К тому же это настоящий лофт!
Потенциальных арендаторов не пугает этот самый лофт?
— В Ростове никто не видел лофта таким, каким он должен быть — потертого, чистого и светлого. Все привыкли к купеческой роскоши. Были потенциальные партнеры, которые отказывались от участия в проекте с мыслями, что в него еще нужно вложить огромные деньги. Но мы и не ставили перед собой задачу удивить роскошью. А это уже вопрос совершенно других денег и глобальной идеи, на которой и построена реализация проекта. Естественно, каждый арендатор свою площадь может сделать хоть в мраморе, но, думаю, вряд ли найдутся такие. Отношения с арендаторами у нас выстроены таким образом, что сняв определенную площадь, каждый из них становится партнером всего проекта, влияя на стратегию его развития. Такие отношения позволили нам достаточно быстро набрать критическую массу арендаторов/партнеров, которая стала точкой невозврата в развитии проекта.
За счет чего, помимо аренды, будет зарабатывать ваш проект?
— За счет арендаторов мы хотим окупить собственную аренду здания, коммунальные платежи и вложения в модернизацию объекта. Зарабатывать также планируем с помощью кафе, кейтеринга, сувенирной продукции, платного коворкинга, который расположится этажом выше бесплатного. Если, например, группа сочтет нужным для себя зафиксировать места на некоторый период в бесплатном коворкинге — эта услуга также будет платной. Планируем размещать рекламу на площадке и проводить собственные платные мероприятия, создать камеру хранения и тренинговый зал, будем сдавать в аренду оборудование.
Из каких источников и в каком объеме вы собираетесь привлекать средства на развитие?
— За счет заемных средств, которые пойдут на ремонт общих территорий и инженерных систем, а также за счет средств арендаторов. Пока нет детальной сметы, но по предварительному расчету, потребуется занять около 4–6 млн руб.
Инвестор для проекта уже найден?
— Сейчас мы находимся в поисках стратегического инвестора, предложения по которому есть, но решить все вопросы мы планируем в середине мая. Пока работы финансируются за счет «дружеских инвестиций», т.е. людей, которые также не равнодушны к основной идее проекта. На первых порах нам необходим кредит около 3 млн руб., ежемесячный платеж по нему получается в пределах допустимого даже при нынешних процентных ставках. Поэтому я не сомневаюсь, что развитие центра будет осуществляться на коммерческих основаниях.