О бизнес-форуме в рамках кинофестиваля Bridge of Arts и важности питчинга рассказали руководитель бизнес-форума Денис Третьяков и секретарь отборочной комиссии питчинга Виктория Бабкина
В Ростове с 23 по 27 августа состоится 3 международный кинофестиваль Bridge of Arts. Помимо спортивной и культурной программы, фестиваль предлагает и обширную деловую программу. Именно в рамках этой программы два года назад было объявлено о строительстве на территории региона кинокластера. На сегодняшний день кинокластер уже возводится и параллельно снимается кино в регионе. Чему будет посвящена программа этого года, мы узнали у руководителя бизнес-форума Дениса Третьякова и куратора питчингов Виктории Бабкиной.
- Каждый год деловой форум посвящён одной теме. Какую выбрали в этом году?
Денис Третьяков: -Темой делового форума в этом году стала «Экономика кино: новые рынки». Если в прошлом году мы говорили о поиске пути к зрителю, то в этом уйдем в экономику. Речь идет о новых проектах, новых типах медиаконтента, кинотеатрах и дистрибуции в целом.
Сам форум делится на три части: это обсуждение основных трендов в развитии кино и телевидения и их перспективы. Вторая часть – это обучение в виде всевозможных мастер-классов. В этом году мы расширили их тематику — будут мастер-классы и по продюсерской части и по сценарной. Отдельные мастер-классы будут проведены для журналистов. Ну и третья часть – это питчинг. В этом году мы поделили его на сценарный и продюсерский. Это сделано в связи с тем, что у нас возникла большая группа, которой нужны деньги на досъемку, доработку. Заявок в этом году было подано более ста.
- В программе форума множество мероприятий, на какие вы бы обратили основное внимание?
ДТ: Открытие деловой части состоится в четверг, 24 августа. Первым мероприятием станет стратегическая сессия «Быстрее тренда. Альтернативные платформы реализации киноконтента в России». Основной темой данной сессии станет развитие онлайн-платформ. Мы рассмотрим их статистику в России и в мире, объем потребления киноконтента на онлайн-платформах за последние пять лет. Попытаемся сформировать портрет зрителя и определить перспективы развития данного рынка с горизонтом 2017-2022 гг.
Далее у нас пройдет КРУГЛЫЙ СТОЛ по теме «ФИЛЬМЫ-СОБЫТИЯ - ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЗРИТЕЛЮ?». Дискуссия будет посвящена особенностям продвижения фильмов с высокими рейтингами, представленные в конкурсной и специальных программах фестиваля. Создатели и дистрибьюторы обсудят прокатный потенциал фильмов-событий, раскроют подробности маркетинговых компаний, эстимейты и собственные ожидания от проката фильмов.
Следом у нас пройдет панельная сессия на тему ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛЬМОВ-СОБЫТИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Тут будет обсуждаться тема реализации и продвижения короткого метра, короткометражной анимации, киноальманахов. Обсудим т.н. «placement территорий на ТВ и в кино» на примере успешных проектов продвижения территорий в России и мире.
- Ранее сообщалось, что в рамках фестиваля будет подписано соглашение с европейцами. Это так?
ДТ: Да, 25 августа основная часть делового форума будет посвящена системе поддержки производства и механизмам дистрибуции детских и семейных фильмов. Круглый стол пройдет совместно с ECFA (European Children’s Film Association). Представители европейской ассоциации расскажут о развитии детского и семейного кино в Европе. Итогом станет подписание соглашения о сотрудничестве между BoA и ECFA. Bridge of Arts станет первым фестивалем, подписавшим такое соглашение в России.
- Раньше на бизнес-форуме фестиваля часто упоминалось кинопроизводство на Дону. Сейчас в области строят кинокластер. Будут ли мероприятия, посвященные этому?
ДТ: Да, в рамках второго дня делового форума пройдет брифинг Сергея Багирова, на котором продюсер расскажет о развитии кинопроизводства в Ростовской области. В частности, будут затронуты темы развития кинокластера «Дон», будет рассказано о проектах, которые снимаются и будут сниматься на территории региона.
- Вы говорите о большой обучающей роли бизнес-форума. Чему можно будет научиться?
ДТ: Как я уже говорил, все дни форума будет проходить множество мастер-классов. Так, журналист Ник Холдсфорт, работающий с Hollywood Reporter, расскажет о том, как журналисты освещают работу западного кинобизнеса. Его мастер-класс носит название «Киножурналистика: две стороны одной медали». Все желающие смогут узнать, как писать о фильмах и кинофестивалях, чтобы это было интересно.
Помимо этого пройдут мастер-классы от Сергея Вострикова, Валерии Байкеевой, Елены Цвентух и многих других.
Отдельно «Деловой квартал» узнал и о таком мероприятии, как питчинг. Питчинг — это презентация сценария или кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Об этом нам рассказала секретарь отборочной комиссии питчинга Виктория Бабкина
-Есть какие-либо итоги по питчингу прошлых фестивалей? Соглашения? Фильмы в работе?
Виктория Бабкина: Судить о результатах питчинга прошлых лет крайне сложно. Киногруппы, сценаристы, продюсеры постоянно о чем-то договариваются, но итоги переговоров могут так и остаться тайной. Так, в 2015 году пять заявок на сценарный питчинг попали в работу, однако завершенных проектов так и нет... А в прошлом году из двенадцати отобранных сценариев ни один не нашел покупателей.
ДТ: С другой стороны, у нас есть пример фильма «Код города», который был презентован в 2015 году. Тогда Сергей Багиров сказал, что за деньгами лучше обратиться в Минкульт. В итоге люди сами нашли деньги и сняли фильм. И он стал в 2016 году «фильмом-событием» фестиваля. Также он выиграл на кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване.
-Много заявок в этом году отобрано для питчинга?
ВБ: В этом году мы разделили питчинг на сценарный и продюсерский. В итоге на сценарный было отобрано семнадцать работ, на продюсерский — двадцать. В этом году мы сняли ограничение по количеству заявок от одного человека. Максимум от одного человека поступило шесть заявок.
-В связи с чем принято решение разделить питчинг на две категории?
ВБ: К нам поступает множество заявок. Некоторые проекты кроме сценария имеют уже какую-то базу и им нужна помощь продюсеров. Обязательным условием является наличие уже хоть какой-то «базы». Если есть только сценарий, то лучше попытаться продать его. А если вы уже прошли подготовительный этап или уже начали какие-то съемочные работы, но вам нужны деньги, то это уже на продюсерский питчинг.
-А какая география у присланных заявок? Есть заявки из Ростова?
ВБ: Да, в Ростове есть сейчас 2-3 достаточно серьезных «продакшена». Кто-то уже находится на стадии чистки звука, картинки. И это не только короткометражное кино, есть и полный метр. Еще такой интересный факт, что на юге больше тяготеют к мистическим и фантастическим фильмам с налетом постапокалипсиса. А вот, например, из Санкт-Петербурга приходят в основном лирические комедии и психологические драмы. Питерский институт кинематографии нам целые курсы на питчинг присылает. А так заявки приходят и не только с юга. Есть и с Урала, Сибири, Украины. В этом году на сценарный питчинг пришел сценарий мюзикла из Киргизии, с просьбой дописать его.
-А документальные фильмы присылают?
ВБ: Да, в этом году на продюсерский питчинг пришло 11 фильмов. Причем в абсолютно разных жанров - от экологии до чуть ли не игрового кино. Причем авторы просят не денег, а возможность обеспечить прокат. К сожалению, с этим делом у документального кино большие проблемы. Существующие каналы на телевидении или просят денег за показ или снимают сами, хотя по сути это не документалистика.
-Что вы ожидаете от питчинга и делового форума в целом?
ДТ: Ну, конечно же, ждем больше хороших проектов и что все больше людей увлекутся кино не только как зрители, но и как участники.