Меню

ДельтаЛизинг: лизинг пошел в рост.

Трудности в получени банковских кредитов сыграли на руку лизингодателям — региональный рынок лизинга начал востанавливаться еще в середине прошлого года. Компани готовы снижать процентные ставки.

 
До кризиса лизинг оставался самым быстрорастущим инструментом финансирования. Несмотря на то что финансовые трудности затронули и бизнесменов, и лизингодателей, Новосибирская область осталась одной из самых благополучных в России. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в прошлом году Сибирский федеральный округ больше других привлекал лизингодателей.

Рынок вырастет наполовину
В 2009 г. лизингополучатели из СФО получили объекты лизинга общей стоимостью 28,049 млрд руб., из них новосибирские компании получили 6,45 млрд руб. (23%). Директор Новосибирского филиала компании «Балтийский лизинг» Сергей Жилин прогнозирует, что этот год для лизингового рынка сложится более удачно — увеличение темпов роста нового бизнеса в 2010 г. составит более 40%. Заместитель генерального директора по Западной Сибири компании «ДельтаЛизинг» Елена Дергач еще более оптимистична: по ее оценкам прирост рынка составит около 50%. «После кризиса растут объемы лизинга автотранспорта, оборудования», — говорит она.



Стремясь уменьшить издержки, компании предпочитают лизинг кредитованию. Директор Сибирского регионального филиала компании «Сбербанк Лизинг» Вадим Лузанов отмечает, что по сравнению с банковским кредитом лизинг более доступен для небольших компаний. «Многие банки отказываются кредитовать небольшие по объему финансирования сделки и предпочитают работать с крупными предприятиями, способными предоставить достаточное обеспечение и имеющими стабильную кредитную историю», — отмечает он. Заместитель директора компании «Сибавтолизинг» Ольга Маркова рассказывает, что наибольший экономический эффект от лизинговой схемы получают компании, находящиеся на обычной системе налогообложения. Она приводит несколько аргументов в пользу лизинга: лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, благодаря механизму ускоренной амортизации снижается налог на имущество, а НДС подлежит возмещению из бюджета. Сергей Жилин отмечает, что обеспечением договора лизинга является само лизинговое имущество — это делает лизинг более доступным, чем кредит. Кроме того, говорит Вадим Лузанов, при лизинге возможно получение заметных скидок от цены производителя.

Лизингодатели ищут надежных клиентов
«Спрос на лизинг достаточно высок, однако не хватает качественных клиентов, которых готовы профинансировать лизинговые компании, — говорит Сергей Жилин. Модернизация производственных фондов, которая стимулировала развитие лизинга, из‑за кризиса отошла на второй план. Большинство компаний пока еще не готово приобретать новое оборудование. Поэтому сегодня наибольшим спросом у клиентов пользуется быстроокупаемое имущество — автотранспорт и спецтехника». В компании «Сибавтолизинг» транспорт и спецтехника занимает 65‑70% договоров лизинга, в филиале «Сбербанк Лизинга» — 62%.
Лизинговые компании значительно ужесточили процесс отбора лизингополучателей. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, на фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%) была одобрена лишь треть сделок (33,81%). «Финансово‑хозяйственная деятельность
изучается гораздо тщательнее, оцениваются отраслевые риски, а также риск ликвидности объекта лизинга и работа поставщиков. Системы риск‑менеджмента в лизинговых компаниях пересмотрены коренным образом. Увеличился первый авансовый платеж по договору лизинга — если в докризисные годы мы допускали авансовый платеж в размере 5‑10%, то в настоящее время для снижения своих рисков лизинговая компания подняла минимальную границу платежа до 30%», — утверждает Ольга Маркова. Сергей Жилин, наоборот, отмечает либерализацию в лизинговой отрасли. «Продолжается тенденция к снижению ставок. За последние полгода наша компания три раза снижала ставки по новым договорам. Банки охотнее стали кредитовать лизинговые компании, они постепенно снижают процентные ставки и смягчают требования. Соответственно, и лизинговые компании более лояльно подходят к своим клиентам», — объясняет он. Елена Дергач и Вадим Лузанов также отмечают снижение рублевых ставок.
Рост активности лизинговых компаний напрямую коррелирует с инвестиционным процессом в регионе. По данным Новосибирскстата, инвестиции в основной капитал в области по итогам первого полугодия 2010 г. составили 41,24 млрд руб., что на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом большая часть средств была потрачена на покупку транспорта и оборудования (44,7%) и 32,9% — в здания и сооружения.
Кризис научил лизинговые компании диверсифицировать портфели, теперь они предпочитают профинансировать несколько сделок среднего бизнеса, чем одну крупную покупку. Так, в портфеле Сибирского филиала «Сбербанк Лизинг» доля среднего бизнеса составляет 61%, «ДельтаЛизинг» — 70%, а у «Сибавтолизинга» — около 90%. Вадим Лузанов прогнозирует рост спроса со стороны энергетиков, телекоммуникационной отрасли, нефте‑ и газодобычи. «Высоким потенциалом обладает рынок лизинга авиатехники и судов по причине высокого износа парка. В перспективе одним из заметных факторов роста лизингового рынка, на мой взгляд, будет лизинг недвижимости», — говорит он.



Представительство «ДельтаЛизинг» в Новосибирске:
ул. Красноярская, 35, бизнес‑центр «Гринвич», офис 501
тел. (383) 328‑08‑32,
тел. 8‑800‑2000‑180 — звонок бесплатный из любой точки России
www.deltaleasing.ru

Юлия Пастухова