Меню

"Деловой квартал" выяснил, кто из донских бизнесменов занимается благотворительностью

За последние 20 лет благотворительность из христианской добродетели превратилась сначала в способ отмывания денег, потом в тренд. Сейчас помощь нуждающимся  — это гражданская ответственность каждого.

Благотворительность уже перестала быть социальным феноменом. Сейчас это рынок со своими правилами, тенденциями и игроками. По словам ВЕРЫ ТИМЧЕНКО, президента благотворительного фонда «Я без мамы», наиболее активное развитие этой сферы пришлось на последние 5-6 лет, в течение которых некоммерческие организации перестали действовать хаотично, выработали стратегию, а бизнес, меценаты и частные благотворители заняли активную позицию по оказанию адресной поддержки нуждающимся.

Вотум недоверия
 
В Ростовской области зарегистрировано более 20 некоммерческих социально ориентированных организаций (НКО). Однако из за непрозрачной структуры и системы распределения средств не все из них имеют надежную репутацию. Именно это является основной причиной недоверия бизнеса к подобным организациям. Местные благотворители называют от 5 до 7 наиболее серьезных благотворительных организаций с открытой отчетностью и понятной системой работы. (Подробнее о том, как не нарваться на мошенников, можно прочитать на стр. 16.) 
«К сожалению, мы не всегда можем оказывать помощь из за непрозрачности деятельности той или иной благотворительной организации. И это самая распространенная проблема в современном российском обществе», — объясняет ситуацию ЮРИЙ РОМАНЕНКО, директор сети операционных офисов по РО ЗАО «Райффайзенбанк».
Поэтому большинство предприятий предпочитает самостоятельно оказывать поддержку нуждающимся.
«Мы достаточно длительное время поддерживаем несколько многодетных семей и православный приют в станице Манычской, — приводит пример ВАЛЕНТИНА ПОЛЕВИЧЕНКО, генеральный директор концерна «Единство». — На наш взгляд, адресная помощь наиболее эффективна, и мы предпочитаем решать конкретную проблему, с которой столкнулись наши подопечные. А сама помощь бывает разной: от подарков к празднику до строительства и ремонта». 
Есть и компании, которые создают свои благотворительные фонды. При «Группе Агроком» функционирует «Благотворительный фонд И.И. Саввиди», который создавался еще в 2000 г. А корпорация «Глория Джинс» в 2003 г. создала «Благотворительный фонд им. св. вмц. Анастасии Узорешительницы», который помогает детям инвалидам, тяжелобольным детям и подросткам, онкологическим больным. В каждом фирменном магазине розничной сети Gloria Jeans & Gee Jay возле кассы находится специальный ящик для сбора средств нуждающимся.
 
Социальное попечительство
 
Социально ориентированный бизнес — это бизнес, который в полной мере осознает важность своего вклада в решение задач социального развития и экологической безопасности общества. Сегодня все больше ростовских предприятий уделяют внимание социальной ответственности. Однако зачастую пока это представительства федеральных компаний в регионе.
 
Так, например, в прошлом году Tele2 организовала ряд социальных проектов в РО, среди которых — набор на традиционную программу стажировки для студентов, партнерство фестиваля молодых журналистов «ШОК» и молодежного форума «Ростов 2012». Прямой конкурент компании — «Мегафон» — реализовал проект по обеспечению бесплатным интернетом общественного транспорта г. Таганрога при поддержке городской администрации: 25 трамваев города теперь с Wi Fi. Еще один сотовый оператор «Вымпелком» в ноябре прошлого года организовал благотворительную акцию «Свет в небе», в рамках которой прошел аукцион уникальных поделок, выполненных воспитанниками детских лечебных учреждений, коррекционных детских садов.
«Важно понимать, что в центре благотворительных мероприятий — не коммерческий объект, а социальная проблема, на решение которой направляется меро¬приятие, — объясняет ЯНА АЛЕКСЕЕВА, генеральный директор коммуникационного агентства «АГТ-Юг». — Оно собирает большое количество людей, которым близка идея и которые готовы внести свой вклад в ее реализацию».
Банк «Центр Инвест» занимается образованием. Ежегодно на протяжении последних десяти лет председатель совета директоров банка ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ читает открытые лекции по экономике, финансам, предпринимательству в вузах и школах области. Также благодаря финансовой поддержке банка на телеканале «Дон ТР» выходит программа «Я есть!». В течение 2011 2012 годов показано 68 сюжетов о детях из детских домов Ростовской области. 56 малышей нашли своих родителей.
Другой банк — Ростовский филиал ВТБ — оказывает финансовую поддержку женскому баскетбольному клубу «Ростов Дон».
«В 2012 году этот клуб завоевал «серебро» в Суперлиге и право участия в чемпионате Премьер лиги, — делится успехами подопечных ЮРИЙ АВДЕЕВ, управляющий банка. — В прошлом году филиал также оказал благотворительную помощь донской гандбольной команде». 
Долгое время ростовский бизнесмен и меценат ИВАН САВВИДИ поддерживал мест¬ный футбол — ФК «Ростов», а позже — СКА. Однако, потеряв надежду что либо изменить в этой области, купил греческий футбольный клуб и занимается его развитием.
«Бизнесу зачастую сложно определить то направление, которое наиболее нуждается в поддержке, и даже если компания хочет быть социально ответственной, ей необходимо определить векторы помощи, — говорит ВЛАДИМИР СИЛИН, руководитель направления социальной ответственности «Tele2 Россия». — Для этого нужно провести исследования, определить зоны, в которых компания готова оказывать поддержку. Но проблема в том, что не каждое предприятие готово тратить деньги на исследования с целью выяснить, кому она должна помогать». 
Помощь всем миром
 
По словам КСЕНИИ БЕРКОВСКОЙ, руководителя проекта «Седьмой лепесток» (журнал для родителей особых детей. — Прим. ред.), одной из основных проблем некоммерческих социально ориентированных организаций является не столько сотрудничество с бизнесом, сколько коммуникации с властью.
«Зачастую представители благотворительных фондов и организаций просто не знают, куда и к кому обращаться, — говорит она. — В этой сфере многое решают знакомства и личные связи».
Однако благотворительные фонды, зарекомендовавшие себя как надежные, все же получают поддержку от властей города и региона. Так, буквально на прошлой неделе Фонд защиты брошенных детей «Я без мамы» получил от мэра МИХАИЛА ЧЕРНЫШЕВА ключи от помещения, в котором после ремонта организация планирует разместить свой офис. 
«Как то я оказалась на мероприятии, где присутствовал и мэр, — рассказывает Вера Тимченко. — Набралась смелости и по¬просила. И вот радость, теперь у нас есть помещение».
Также уже на протяжении нескольких лет в регионе действует «Гражданский форум Ростовской области», оказывающий поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. На сайте форума www.civil society.donland.ru НКО могут не только получить необходимую информацию, но и заполнить заявку на получение субсидий. 
 
В соответствии с областным законом от 11.11.2010 г. № 492 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области» сейчас объявлен прием заявок социально ориентированных некоммерческих организаций региона для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки из областного бюджета на реализацию общественно значимых программ с 1 марта по 15 апреля этого года.
Помогают друг другу и сами НКО. Так, например, несколько лет назад фонд «Я без мамы», благотворительный фонд «Покровский» и РПЦ объединились для реализации проекта «Православная деревня». И в августе 2009 года в селе Петровка Мясниковского района Ростов¬ской области состоялось ее торжественное открытие. Это был первый в России проект по строительству домов для семей, взявших на воспитание детей из детских домов.
 
Особое место в сфере благотворительности занимает Русская Православная Церковь. Именно эта организация зачастую является не только местом объединения работы большинства НКО и частных благотворителей, но и их идейным вдохновителем.
 
«Христианство зиждится на милосердии, это заложено в человеке природой, — говорит настоятель прихода Святого Георгия Победоносца протоиерей Валерий Волощук. — Наша задача — помогать преодолевать другим людям в мирской жизни их проблемы».
Подмена понятий
 
Активная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и частных благотворителей привела к тому, что жертвования и материальная помощь перестали быть в цене. «Сейчас, когда приезжаешь в детский дом, продукты, одежда, подарки, которые были такими долгожданными еще несколько лет назад, вызывают у детей и руководителей учреждений скорее негатив, — признается один из жертвователей, предпочитающий остаться неназванным. — Подопечные детского дома уже хотят дорогие телефоны и планшеты. Красивые дневники, яркие карандаши и игрушки их больше не радуют».
Эти слова подтверждает и ЛИДИЯ ТАТАНОВА, президент «Благотворительного фонда И.И. Саввиди»: «Избалованные подарками и финансовой помощью нуждающиеся не испытывают потребности в том, чтобы самостоятельно вставать на ноги».
Одной из основных задач для благотворительных организаций на сегодняшний день Вера Тимченко считает работу с самосознанием и самоопределением нуждающихся: «Если это подросток, то ему нужно показать, какие есть возможности в жизни, ведь зачастую для него предел — это ПТУ или кулинарный техникум, а дальше — работа поваром в столовой». 
 
Социализация «выпавших» из общества людей — такую цель преследует превалирующее количество фондов Ростова. Так, фонд «Я без мамы» в рамках программы профориентации детей-сирот «Бизнес для детей-сирот» знакомит воспитанников детских домов с предприятиями — лидерами промышленности Ростовской области. Дети посещают эти предприятия, открывают для себя новые интересные профессии, а сотрудники, в свою очередь, рассказывают о важности учебы и получении профильных знаний, дают представление о современном рынке труда и особенностях построения карьеры.
Аналогичная работа проводится и для инвалидов и матерей одиночек. Так, волгодонский фонд «Благодарение» проводит работу по социокультурной реабилитации пожилых людей.
«Особой популярностью у горожан элегантного возраста пользуются занятия по компьютерной грамотности, — говорит ТАТЬЯНА ГОРЧАНЮК, директор фонда. — Также в рамках программы «Милосердие» мы организовали первый и пока единственный в Ростовской области пункт безвозмездного проката технических средств реабилитации, ухода и адаптации инвалидов и маломобильных граждан г. Волгодонска».
Эксклюзивным для города пока остается и «Добрый магазин». Он открылся в конце прошлого года в ТРЦ «Золотой Вавилон». В нем продаются изделия ручной работы, прибыль от продажи которых идет на финансирование работы ремесленных мастерских для особых детей и детей сирот. 
 
Надо сказать, что благотворительные магазины, или, как их называют в Европе, charity shop, до последнего времени были не известны российскому покупателю. Первый такой магазин под названием «Спасибо» был открыт в Санкт Петербурге в 2010 году. В Москве charity shop «Лавка радостей» был открыт только летом прошлого года. В Ростове при поддерж¬ке специалистов Центра помощи семьям с особыми детьми «Содействие» в скором времени будет открыт еще один благотворительный магазин в ТРК «Горизонт». 
«Наши дети быстро растут, но не для каждого из них доступна учеба в колледже и университете, не каждый сможет овладеть престижной специальностью, — говорит АНТОНИНА МАРУХОВА, руководитель центра. — Но мы очень хотим, чтобы каждый из наших детей нашел свое дело, свою дорогу в жизни и был счастливым. У каждого ребенка свои таланты и интересы. И наша задача — создать необходимое пространство для их развития и реализации».
Торговую площадь для «Доброго магазина» дирекции ТЦ предоставили бесплатно.
 
Автор: Мария Карачевцева