Ростовскую область сложно назвать кузницей интернет‑стартапов: не так много проектов становятся удачными и приносят прибыль.
Однако те, кому удается получить свой кусок аудитории, быстро становятся популярными и выходят на федеральный уровень.
В мире 2,4 млрд людей имеют доступ к Интернету. По данным исследований венчурного фонда KPCB, с 2008 до 2012 г. Китай вырос на 264% и лидирует в общемировом рейтинге, Россия — на 33% (пятое место).
«Российский Интернет — очень плодотворная почва для инвестирования. Высокий темп роста количества интернет-пользователей и низкая конкуренция — вот что привлекает зарубежных инвесторов, — считает Вадим Мерзликин, директор интернет‑агентства «Руформат». — Для американских венчурных фондов Россия — второй Китай, правда инвестировать в Китай уже поздно, а в Россию еще возможно».
Сделано на Дону
«В Ростове тема стартап‑инвестирования только развивается. Примеры такого инвестирования штучные», — говорит Александр Букуров, исполнительный директор интернет‑агентства «Битек». Однако даже южной столице есть чем похвастаться. Одним из самых популярных на сегодняшний день интернет‑проектов «от ростовского производителя» является www.anywayanyday.com — сервис для покупки авиабилетов и бронирования отелей. В 2007 году он был создан Кириллом Подольским, совладельцем агрохолдинга Valars Group. На сегодняшний день 60% компании принадлежит Подольскому, 40% — американскому инвестфонду Tiger Global Management. Офисы компании расположены в Швейцарии, России, Украине и США. Интерфейс сайта доступен пользователям на 3 языках: русском, украинском и английском. В прошлом году проект Anywayanyday вошел в рейтинг 30 российских интернет‑компаний по версии журнала Forbes.
Это единичный случай подобного масштаба. Для остальных ростовских проектов потолком пока остается федеральный уровень. Большинство игроков рынка IT выделяют проект www.vezetvsem.info — онлайн‑сервис по организации перевозок (стр. 25). Созданный в 2010 году, а в 2011 г. перезапустившийся с расширенным функционалом, сейчас «Везет всем» обслуживает не только Ростовскую область, но и всю Россию, а также страны СНГ. «Сейчас оборот средств составляет примерно 10 млн руб. в месяц, прибыль — 8‑9%, то есть 800‑900 тыс. руб. в месяц, — комментирует Иван Пластун, один из создателей проекта www.vezetvsem.info. — Это 135 и больше заказов ежедневно по различным категориям».
Если обращаться не к специалистам отрасли, а к мнению «юзеров», то спросом пользуется относительно новый сервис www.gdemoyka.ru. Он был создан год назад группой единомышленников во главе с Александром Локтионовым. Уже сейчас сервис работает во всех городах‑миллионниках России, в этом году в планах выйти на рынок Украины. Помимо сайта доступны для скачивания приложения для Android и iPhone.
Ростовские игроки IT‑рынка отмечают, что ниша интернет‑проектов в регионе фактически пустует и здесь есть где развернуться.
«Считаю наиболее перспективными направлениями для инвестирования различные интернет‑сервисы и мобильные приложения, — считает Александр Букуров. — Региональному инвестору можно обратить внимание на создание нишевых порталов. Они не требуют больших инвестиций, и в этой сфере пока не очень большая конкуренция. При правильном управлении можно сделать весьма успешный проект».
По мнению Александра Букурова, зачастую в Ростове в Интернет инвестирует крупный бизнес: компания продает спецтехнику — делает большой портал об этом, занимается продажей зерна — делает онлайн‑биржу по продаже зерновых и пр. Так, например, один из лидеров мирового зернотрейдинга «Юг Руси» к созданному 5 лет назад online‑телевидению www.agro‑tv.ru присоединил и сейчас развивает интернет‑площадку для торговли агропродукцией www.agro2b.ru.
В поисках инвестора
Развитие интернет‑отрасли из года в год показывает положительную динамику, выраженную, по разным оценкам, в 30‑40% ежегодного прироста рынка, что вызывает большой интерес инвесторов. «В Ростове в интернет‑проекты вкладывают деньги люди или компании, желающие инвестировать свои свободные ресурсы, — говорит Иван Квачко, коммерческий директор интернет‑агентства «Мибок». — К этим двум категориям следует добавить еще друзей и родственников, которые по объемам инвестирования в стартапы между венчурными фондами и бизнес‑ангелами стоят в России на втором месте, а в мировой практике — на третьем».
Вадим Мерзликин считает, что сейчас ситуация для стартаперов очень благоприятная:
«Фондов, готовых вкладывать деньги в проект, больше, чем стоящих проектов».
Одним из наиболее эффективных методов поиска финансов для своего стартапа является Networking — участие в отраслевых конференциях и мероприятиях по венчурному инвестированию и конкурсах стартапов, которые привлекают большое количество как потенциальных инвесторов, так и компаний, желающих привлечь финансы.
«Есть также специализированные сайты, где стартаперы со своими идеями пытаются найти инвесторов, а инвесторы, в свою очередь, — интересные стартапы», — добавляет Иван Квачко.
У Microsoft есть несколько программ по поддержанию молодежных стартап‑проектов. Самая известная из них — это инициатива BizSpark и аналогичная программа для студентов — DreamSpark и web‑студий — WebSpark — программа индивидуальной поддержки стартапов на международном уровне. Помимо этого, активную поддержку различным проектам оказывает Фонд посевного финансирования Microsoft, который предоставляет гранты на создание IT‑продуктов и помогает привлекать инвестиции на развитие проектов.
«Я знаю многих людей в Ростове, готовых серьезно вложиться в интернет-проекты, — говорит Денис Кулиш, арт‑директор веб‑студии «Хороший дизайн». — Если заниматься их специальным поиском, думаю, желающих окажется еще больше».
Однако не все игроки IT‑рынка считают, что для удачного старта необходимы внешние финансовые вливания.
«Я глубоко убежден, не нужно делать стартап в надежде сразу найти бизнес‑ангела, — считает Александр Букуров. — Нужно находить интересную идею, реализовывать ее и изначально рассчитывать на окупаемость бизнеса за счет собственных средств. Когда у тебя есть интересный и функционирующий продукт, инвесторы тебя сами найдут. Инвестирование нужно для масштабирования продукта. Первый этап становления бизнеса необходимо проходить самостоятельно, потому что из‑за низкой культуры инвестирования, отсутствия инфраструктуры начальные инвестирования будут малоэффективны, а иногда просто вредны».
Площадки-инкубаторы
Власти Дона также делают попытку оказать поддержку местным интернет‑стартапам. В конце зимы областной совет конструкторов IT‑систем решил создать региональный IT‑парк. Одной из целей организации такого проекта разработчики видят помощь в успешной реализации стартап‑проектов, а также сокращение сроков разработки и вывода новых продуктов на рынок. Предполагается, что донской IT‑парк будет представлять собой объект, включающий центр обработки данных (ЦОД), офисные помещения для размещения инвесторов и участников проекта, конференц‑залы для проведения форумов, конференций, круглых столов, семинаров в сфере информационных технологий, центр реализации стартап‑проектов и другие важные объекты.
«IT‑парк в Ростове‑на‑Дону только создается, но результаты работы такого проекта в Казани уже известны, — говорит Александр Метечко, директор макрорегиона Юг Microsoft в России. — В частности, там были созданы система измерения средней скорости движения транспортных средств, система аудиовизуального распознавания речи, электронного документооборота и т. д.».
По мнению Ивана Квачко, говорить сейчас о перспективах IT‑парка в Ростове преждевременно: «Идею создания такого формата в России стали обсуждать всего пару лет назад, а так как это весьма дорогостоящий проект, для многих городов, и в том числе для Ростова, это только мечты с неясной по срокам реализацией».
Поддержку интернет‑стартапам оказывает «РБК — Южный регион». В прошлом году он запустил телешоу «Стартап года» — проект, в котором начинающим предпринимателям и инноваторам Ростовской области дается возможность презентовать свою бизнес‑идею экспертам и потенциальным инвесторам на глазах у телезрителей и вырастить ее до готового к инвестициям стартапа. Успешный запуск проекта в 2012 году продемонстрировал широкий интерес общественности, поэтому в этом году был представлен второй сезон телешоу. В новом сезоне в числе обычных проектов представлено 10 интернет‑стартапов, среди которых женский информационно‑развлекательный портал www.mpodj.ru; E‑Academy — мобильное приложение для доступа студентов к информации, касающейся образовательного процесса вуза; сервис бронирования столиков online и заказа еды на дом; ArtRostov & Partners — платформа, объединяющая объекты городской архитектуры путем предоставления доступа к информации об этих объектах при помощи QR‑кода; мобильное приложение «ЕГЭ-2013», которое поможет абитуриентам с легкостью подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в игровой манере; Hcard — сервис, позволяющий купить подарочный сертификат и сразу подарить его; 61Доставка.ру — агрегатор заказов на доставку еды и продуктов домой или в офис; categoriya.com — сервис информационного курирования, который дает возможность быстро давать качественный контент аудитории во всех социальных медиа; vidoxy.ru — интернет-сервис, призванный сократить пользователям издержки на обучение, и ранее упоминаемый www.vezetvsem.info. Возможно, в скором времени какие‑то из этих проектов найдут своих инвесторов и перерастут из стартапов в успешные интернет‑проекты.
Кадровый голод как перспектива
Одной из главных причин, которые тормозят развитие рынка IT, Александр Букуров видит кадровый голод: «Именно поэтому совместно с Южным федеральным университетом в середине этого лета мы запускаем образовательный проект «Южная школа интернет‑бизнеса». Проект состоит из программ дополнительного образования для практикующих специалистов, подготовки бакалавров в области интернет‑сопровождения бизнеса и магистратуры. Уверен, что синтез классического образования и опыт практикующих специалистов позволит подготовить сильных специалистов, которые реализуют новые амбициозные проекты в регионе».
По словам Александр Метечко, в Ростовской области профессиональная отрасль IT уже не первый год находится в лидерах востребованных сфер как среди работодателей, так и среди соискателей. Так, за январь-май в Ростовской области IT‑отрасль находится на 2-м месте по популярности у работодателей и составляет 7,7% от общего числа вакансий, размещенных на www.hh.ru. Среди же соискателей за этот же период IT находится на пятом месте и составляет 6% от общего числа резюме, размещенных на сайте www.hh.ru.
Иван Квачко отмечает, что недостаток кадров в этой сфере — проблема не только регионального или российского, но и мирового масштаба:
«Спрос в разы превышает предложение. И это связано с дефицитом самих специалистов, молодостью самой сферы, т. к. этому нигде ранее не учили. Талантливые же самородки, хорошо чувствуя этот перекос, мигрируют в поисках более выгодных условий».
Но не стоит рассматривать это как проблему, это скорее перспектива, ведь новые области открывают новые возможности, считает Марина Кудряшова, менеджер по маркетингу и PR компании HeadHunter в ЮФО.
«А сферы ответственности уже существующих специалистов постепенно меняются, — продолжает она. — Если раньше вложения в IT рассматривались как расходы, то сейчас это скорее инвестиции в эффективность работы компании. Постепенно IT‑процессы интегрируются в бизнес‑процессы, и таким образом специалисты вскоре смогут влиять на бизнес напрямую».
Автор: Мария Карачевцева
Интересные стартапы в других регионах: