Кто из нас не сталкивался в Интернет - пространстве с розыгрышами призов путем случайного выбора победителей?
Столь обычная на первый взгляд лотерея могла стоить ее организатору не только щедрого приза для победителя, но и административной ответственности с уплатой в государственную казну административного штрафа. Усомнившись в правомерности своих действий, к нам обратился клиент - крупная медицинская клиника, разместившая на одной из своих информационных страниц в социальной сети пост (прим. автора: информационный блок, размещённый пользователем в социальной сети), в котором организатор обещает подарить несколько бесплатных медицинских услуг случайно выбранным пользователям. Такие акции весьма интересны для обычного потребителя, однако ранее они могут составить интерес и для Федеральной налоговой службы. Почему? Давайте разберемся.
Согласно Федеральному закону «О лотереях», лотерея - это игра, где победитель может выиграть призовой фонд лотереи. При этом основными признаками лотереи являются выдача лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронного лотерейного билета, а так же случайный выбор победителя. Ранее Федеральный закон «О лотереях» выделял разновидность стимулирующих лотерей, право на участие в которых не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Выбор победителя в них случайный. Цель - формирование интереса потенциальных потребителей к товарам (работам, услугам) организатора лотереи.
С 2014 года Федеральный закон «О лотереях» приравнял стимулирующую лотерею к разновидности рекламной акции (кампании), на которую распространяется Федеральный закон "О рекламе". Следовательно, проведение розыгрыша в социальной сети с целью привлечения внимания потенциальных потребителей сейчас фактически является рекламой и законом не запрещено. Важно, что одним из основных общих признаков лотереи и розыгрыша (маркетинговой акции) является фактор случайности при выборе победителя. Контроль за проведением лотерей в Российской Федерации в настоящее время осуществляет ФНС РФ, разрешение на их проведение выдает Правительство РФ. Однако право организации лотерей Закон предоставляет только государству. Причем в случае нарушения правил проведения лотерей или за несанкционированное их проведение, нарушитель (юридическое лицо) может быть оштрафован на основании ст.14.27 КоАП РФ на сумму до 300 000 рублей. Из этого следует, что в настоящее время юридические лица не ограничены в проведении розыгрышей, но не лотерей. Чтобы не подвергать свой бизнес рискам, не сомневаться в правомерности собственных действий и максимально исключить наличие признаков классической лотереи, мы советуем:
1. Избегать фактора случайности выбора победителя, выработать алгоритм. Например, каждый 10-й репост, каждый 20-й комментарий.
2. Сократить использование специальных генераторов выбора случайных чисел, несмотря на то, что применение такого инструмента закону не противоречит. Выбираем победителя вручную, тем самым проявим особую внимательность к участникам.
3. Изучить правила пользования социальной сетью, в которой собираемся разместить пост с розыгрышем. В большинстве таких правил есть раздел, посвященный проведению конкурсов – изучаем, соблюдаем условия.
Генеральный директор ООО «ЮК «ХОРС» Ирина Загорская предупреждает об осторожности при публикации маркетинговых акций:
«Время интернет-коммуникаций действительно сподвигает многих наших клиентов иметь интернет-страницы своих компаний в социальных сетях и привлекать внимание потенциального потребителя с помощью таких «маркетинговых фишек», однако, не забывайте о том, что такие розыгрыши открывают глаза на ваш вид деятельности и объем выручки. Это предпринимательская деятельность. Позаботьтесь о вашей регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности».
Дарья Андросова, руководитель направления арбитражной и договорной практики
юридической компании "ХОРС"