Ни трафик, ни уникальная идея не гарантируют сайту спрос у рекламодателей. Сайту мало просто иметь хорошую посещаемость, считают эксперты.
Можно нагнать трафик куда угодно, но если сайт со старым интерфейсом, то он работать не будет, считает Евгений Манин, аналитик интернет-агентства «Мибок».
«Посещаемость слабо коррелирует с доходами и не сильно зависит от объема создаваемого контента — невероятно, но в нашем случае это факт, — рассказывает Сергей Плешаков и поясняет: — Возможность и желание превращения в серьезный региональный портал или в сеть городских порталов у Шахты.ру есть, непонятна экономика вопроса, особенно когда перед глазами угасание крупнейших некогда региональных проектов. На примере городских сайтов городов Ростовской области (кроме Ростова) мы знаем, что всерьез зарабатывать здесь невозможно. Нет крупного бизнеса, заинтересованного в рекламе внутри своих городов, у компаний нет опыта проведения рекламных кампаний в интернете, элементарно нет доверия к интернету, как к носителю, нет рекламных менеджеров, которые смогли бы донести специфику до маркетологов и руководителей и т.д.»
Несмотря на это в 2013 году по отношению к 2012 году объем рынка интернет-рекламы вырос в два раза. По словам руководителя регионального офиса Yandex Елены Клейменовой, в прошлом году соотношение объемов контекстной и медийной рекламы в Интернете существенно не изменилось. При этом бюджеты на контекстную рекламу в основном уходят на федеральные площадки, такие как поисковые сервисы.
«Рекламные деньги оседают у Yandex, Google и крупных интернет-сайтов, — утверждает Вадим Мерзликин. — К локальным игрокам они почти не доходят».
В то же время Елена Клейменова отмечает: «Яндекс уже давно сотрудничает с местными сайтами. Множество региональных площадок входят в рекламную сеть Яндекса и зарабатывают на размещении контекстной рекламы. Локальные интернет-магазины привлекают клиентов с помощью Яндекс.Маркета, к тому же получая преимущество в родном регионе. Яндекс не отбирает трафик, а делится им со множеством местных партнеров по Яндекс.Новостям, Работе, Недвижимости и другим сервисам. А интерактивные ответы («Острова») помогают пользователям сделать первый шаг на пути к решению задачи, но не заменить сайт Яндексом».
И все же есть в Ростове те проекты, на которые стоит равняться. Денис Кулиш отмечает успех новостного агентства donnews.ru: «Это хороший пример развития информационного портала в правильном направлении. Я за ними наблюдаю со стороны уже более двух лет, во всех отношениях хороший проект. Я не владею информацией, насколько он успешен в финансовом плане, но, думаю, и в этом смысле перспективы у него есть».
В то же время он сетует и на угасание некогда успешного в регионе портала: «То, что происходит с Rostov.ru, — просто боль! У этого портала есть все, чтобы стать самым успешным в городе, почему этого до сих пор не произошло — вопрос к владельцам...» Денис Кулиш утверждает, что день¬ги в отрасли есть и есть инвесторы, готовые финансировать интернет-проекты: «К нам периодически обращаются, чтобы сделать местный информационный сайт, но, к сожалению, в большинстве случаев эти проекты не жизнеспособны уже на уровне идеи».
Веб-разработчики в отставании ростовского рынка интернет-ресурсов видят причиной и то, что местные топ-менеджеры и владельцы бизнеса пока не понимают суть процессов в этой отрасли и не отдают ей должного.
«Есть два типа заказчика. Первый говорит: «Мы хотим выйти в Интернет и решить такие-то задачи или представить свою компанию». То есть он понимает свои цели. Тогда под его запросы можно предлагать конкретные решения. Другой: «Хочу сайт или интернет-магазин». Мы начинаем выяснять, зачем. А клиент на эти вопросы ответить не может или не знает, как в его существующей бизнес-структуре будет работать интернет-магазин и т. д. Вот таких, вторых, клиентов в Ростове больше», — приводит пример Александр Лохматов, коммерческий директор креативного агентства "Интерно".
Он добавляет, что их агентство практически не работает с ростовскими заказчиками: «Проводить просветительскую работу очень затратно, переубеждать клиента не всегда возможно и не хочется. А делать, как хочет клиент, и в итоге получить недовольного клиента нет смысла. Как часто бывает в Ростове: приходит запрос создать портал под СМИ, который будет развиваться. Выставляется ТЗ, а стоимость неадекватная, потому местные клиенты не соизмеряют объем работы и ее стоимость». Он добавляет, что рано или поздно общий уровень менеджеров или владельцев бизнеса в сфере понимания веб-процессов изменится: «Он и сейчас меняется. Многие читают книги, посещают семинары, кто готов слушать и воспринимать информацию. Но тяжело этот ком толкать, и ложиться под него не хочется, размажет, ведь рентабельность минимальна».
Однако есть на местном рынке и более лояльные к ростовским заказчикам веб-разработчики, в портфеле которых сайты для таких местных компаний, как «Хорошие рестораны», «Гедон», «Атлантис-пак», «ААА-Моторс», «Глория Джинс» и т. д. Значит, ростовский бизнес видит перспективу продвижения в Сети.
Мария Карачевцева