Меню

ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ УКРАИНУ НА ДОНУ

Как известно, рядовые москвичи до сих пор искренне удивляются, когда узнают, что Ростов-на-Дону совсем не украинский город. Хотя, судя по степени деловой активности, наблюдаемой между донскими и

Чтобы понять, что во внешней торговле Ростовской области на Украину приходится наибольшая доля оборота, не нужна статистика— достаточно посмотреть на карту. «ДК» решил выяснить, в каких сферах экономики взаимоотношения между Доном и соседними украинскими регионами развиты лучше всего, и как они будут развиваться в дальнейшем.


Как известно, рядовые москвичи до сих пор искренне удивляются, когда узнают, что Ростов-на-Дону совсем не украинский город. Хотя, судя по степени деловой активности, наблюдаемой между донскими и украинскими предприятиями, заблуждение столичных жителей вполне объяснимо.
По словам министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области ВЛАДИМИРА БАРТЕНЬЕВА, Украина продолжает оставаться стратегическим и ключевым внешнеторговым партнером донского региона. Так, по итогам 1 квартала этого года внешнеторговый оборот Ростовской области с Украиной вырос на 55% и составил $363,7 млн, в том числе экспорт— на сумму $32,8 млн, импорт— $330,9 млн. Удельный вес Украины во внешнеторговом обороте области составил 26,7%.
Однако представители бизнес-сообщества, впрочем, как и чиновники Дона и соседних областей Украины, хорошо понимают, что вышеназванные показатели— отнюдь не предел и нам есть куда стремиться. В частности, значительный импульс развитию внешнеэкономических связей может дать создание так называемого Еврорегиона «Донбасс», в состав которого должны войти Ростовская, Луганская, а в дальнейшем и Донецкая области.

Грезы о Еврорегионе
Как известно, Еврорегион— это юридически оформленная по нормам Совета Европы территория трансграничного сотрудничества между местными органами власти приграничных регионов двух или более государств, которые имеют общие границы. Деятельность еврорегионов рассматривается как один из элементов общеевропейской системы приоритетов, который соответствует принципу интеграции государств через интеграцию регионов. Сегодня в Европе насчитывается свыше 120 таких образований, и процесс их создания продолжается. На Украине функционируют еврорегионы, созданные на западных, северо-восточных и восточных рубежах. Подобное сотрудничество способствует упорядочению нормативной правовой базы, регулирующей приграничное взаимодействие, приводит к расширению торгово-экономических контактов, содействует увеличению занятости, что наиболее актуально для шахтерских территорий.
Первые переговоры о Еврорегионе «Донбасс» начались еще в 2006 г., однако до сих пор ощутимого продвижения в этом вопросе, кроме многочисленных встреч, семинаров и протоколов о намерениях, не наблюдается. И если раньше развитию сотрудничества между Доном и восточными областями Украины мешало политическое руководство соседней страны, то сегодня, с приходом к власти ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА, помех быть не должно. Но, видимо, теперь необходимо время, чтобы новый губернатор ВАСИЛИЙ ГОЛУБЕВ изучил историю этого вопроса, познакомился с главой Луганщины и завершил начатое ВЛАДИМИРОМ ЧУБОМ. Правда, украинские аналитики отмечают, что развитие таких проектов в Украине осложнено отсутствием внутреннего законодательства и механизма финансирования сотрудничества приграничных регионов, поэтому деятельность нового образования в ближайшее время вряд ли будет носить конструктивный характер.
Если идея Еврорегиона пока кажется слабореализуемой, то другая, с приходом к власти «Партии регионов»,— может оказаться вполне по силам обеим странам и дать толчок развитию малого бизнеса. Речь идет о недавно объявленном намерении Украины и России создать приграничные торговые полосы для торговли между частными лицами. Об этом в интервью УНИАН сообщил первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины АНАТОЛИЙ ГУТНИК. «Будут определены территории, на определенном расстоянии от границ, на которых можно будет пересекать границу со своими товарами для продажи в соседней стране при наличии документов относительно того, что этот товар был соответствующим образом произведен или выращен владельцем»,— добавил представитель Гостаможни. Г-н Гутник также выразил надежду, что новые условия перемещения через российско-украинскую границу быстро вступят в силу.
«Запорожстальная» хватка
Не дожидаясь, когда власти смогут облегчить механизмы делового партнерства между Ростовом и украинскими регионами, бизнесмены и с той, и с другой стороны восстанавливают утерянные экономические связи и выстраивают новые, порой довольно перспективные. Наиболее заметно это в топливно-энергетической и машиностроительной отраслях. Одним из крупных инвесторов в сырьевой сектор донской экономики выступает украинский металлургический комбинат «Запорожсталь». В 2004 г. ООО «Шахтостроймонтаж» (г. Донецк, Украина) приобрело в РО обогатительную фабрику «Шолоховская», которая к тому моменту не работала более двух лет. А затем совместно с ОАО «Запорожсталь» и группой ростовских предпринимателей создало ЗАО «ПО «Шолоховское»»— для переработки кузбасских коксующихся углей, с последующей отгрузкой угольных концентратов украинским заводам.
По словам заместителя гендиректора компании «Запорожсталь» по корпоративным правам АНАТОЛИЯ САЛАМАТОВА, получив в управление Шолоховскую фабрику, меткомбинат за несколько лет инвестировал в нее около $7 млн. «Первый концентрат пошел на комбинат в августе 2005 года, но у нас не было собственной сырьевой базы, из-за чего приходилось возить угли с Кузбасса. Поэтому в 2006 году была приобретена лицензия на разработку угольного месторождения, расположенного в 20 км от фабрики», — рассказал он. Речь идет о лицензии на разработку участка Быстрянского месторождения в Тацинском районе, который в середине 2006 г. за $0,5 млн приобрела «Ростовская угольная компания», близкая к акционерам «Запорожстали». Балансовые ресурсы месторождения— более 46 млн т.
Купив месторождение, акционеры «Запорожстали» объявили о намерении построить на нем шахту «Быстрянская 1, 2» по добыче коксующихся углей ежегодной мощностью 750 тыс. т. Возводить шахту начали в 2008 г. В настоящее время строительство «Быстрянской» продолжается: на стройке занято около 600 человек, пройден почти 1 км вскрывающих выработок. Общая стоимость инвестпроекта превышает 4 млрд руб., половину которых собственник уже вложил. Дальнейшее выполнение проекта «Ростовская угольная компания» будет проводить в партнерстве со Сбербанком. По словам г-на Саламатова, мощности «Быстрянской 1, 2» позволят загрузить ПО «Шолоховское» на 50%. Фабрика, в свою очередь, на 50% удовлетворяет потребности в коксующихся углях «Запорожкокса», подконтрольного «Запорожстали», или на 35%— потребности самого меткомбината.
Вместо шахты— машзавод
Поскольку Украина способна обеспечить метпредприятия коксующимся углем лишь на 55–57%, другие сталепроизводители также могут впоследствии последовать примеру «Запорожстали» и прикупить угледобывающие активы на Дону. Именно так собиралась поступить «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК, входит в украинскую ФПГ «Систем кэпитал менеджмент» (СКМ) РИНАТА АХМЕТОВА), в мае 2008 г. заявившая о намерении приобрести Шахту им. Чиха, расположенную недалеко от российско-украинской границы. Эта шахта отрабатывает пласт мощностью более 1 метра, промышленные запасы которого составляют почти 50 млн т антрацитового угля. Начав переговоры с собственником предприятия, группой «РусИнкор», в сентябре 2008 г. ДТЭК даже успел получить ее в доверительное управление. Но кризис заставил ДТЭК отказаться от покупки шахты им. Чиха, которая после этого столкнулась с очень серьезными проблемами— от забастовок и голодовок горняков до процедуры банкротства.
Однако структурам самого богатого олигарха Украины Рината Ахметова удалось получить контроль над другим крупным промышленным активом донского края. Той же осенью 2008 г. украинские антимонопольщики разрешили компании Ukrainian Machine Building Holding Ltd, на 100% принадлежащей группе «СКМ», купить более 50% акций Каменского машиностроительного завода, выпускающего горно-шахтное оборудование. В настоящее время Ukrainian Machine Building Holding Ltd владеет 79,82% акций КМЗ. Сегодня «СКМ» активно инвестирует в каменский завод. В мае она дала КМЗ около 100 млн руб. на диверсификацию: производитель шахтного оборудования будет выпускать также оборудование для РЖД и комплектующие для сельхозтехники.
Дружить электровозами
Ринат Ахметов не единственный крупный украинский бизнесмен, решивший инвестировать в донское машиностроение даже в период кризиса. В октябре 2009 г. президент холдинга «Группа Норд» (Донецкая область, Украина) ВАЛЕНТИН ЛАНДИК открыл в г. Матвеевом Кургане (100 км от Ростова) первую очередь нового завода по производству и сервисному обслуживанию торгово-холодильного оборудования, транспортных кондиционеров и электробытовой техники «Интертехника Юг». Завод, строительство которого было начато в июле 2006 г., является проектом российского холдинга «Диорит» и украинской промышленной группы «НОРД», принадлежащей г-ну Ландику и его семье. Общий объем инвестиций в новый завод превышает 600 млн руб. Планируемый годовой объем первой очереди производства торгового оборудования — 35 тыс. единиц, но уже через несколько лет ожидается 100 тыс. торгового холодильного оборудования и 250 тыс. бытовых приборов.
Политическое противостояние между нашими странами и неудавшаяся с первого раза приватизация «Лугансктепловоза» российскими структурами не поме шали развитию прямых контактов этого предприятия с Новочеркасским электровозостроительным заводом («НЭВЗ», входит в ГК «Трансмашхолдинг»). В прошлом году они заключили договор о разработке и изготовлении нового магистрального переменного тока 2ЕЛ5 стоимостью 2 млрд руб. Договор предусматривает разработку конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание первого опытного электровоза и производство ООО «ПК «НЭВЗ» комплектов оборудования для второго и последующих электровозов, сборка которых производится в Луганске. После того, как «Трансмашхолдинг» вновь получил контроль над «Лугансктепловозом», есть все основания полагать, что производственное взаимодействие между двумя крупнейшими производителями железнодорожного транспорта в СНГ только усилится.
До кризиса интерес украинских бизнесменов распространялся не только на донские угольные и машиностроительные предприятия. К примеру, в 2008 г. третий по величине производитель соков Украины— днепропетровская компания «Эрлан» (ТМ «Биола»), которая считается активом украинского миллиардера ИГОРЯ КОЛОМОЙСКОГО, заявил о намерении вложить 200 млн в строительство сокового завода в Ростовской области. В мэрии Азова даже сообщили тогда, что «Эрлану» предложили участок площадью 15 га в Азовской промзоне, а обладминистрации— что рассматривают возможность предоставления этому инвестору льгот по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль на пять лет. Но в настоящее время получить какие-либо комментарии о судьбе этого проекта от представителей ЗАО «Эрлан» не удается.

$1,4 млрд внешнеторговый оборот Ростовской области с Украиной в 2009 г.

26,7% удельный вес Украины во внешнеторговом обороте Дона в I квартале 2010 г.

Украина выигрывает у России борьбу за рынки сбыта зерна
Алексей Синельников директор КБ «Союзтехкомплект», политолог
Украина уже опережает Россию по объемам вывоза зерна на 3 млн т. Украинские трейдеры— очень серьезные соперники России на глобальном зерновом рынке. Пора расстаться с иллюзией, что можно обыграть такого соперника за счет «хорошего Януковича» или за счет получения привилегий в украинских портах, транспортных коридоров, тарифных соглашений или политического согласования цен. Ничего этого не будет. Президент Янукович лучше относится к России, чем Тимошенко, но при этом оба— дистиллированные патриоты своей страны. В современной Украине иная позиция политика невозможна.
Еще один миф о нашем зернотрейдерском бизнесе— что мы сильнее. Напротив— объективно мы немного слабее. У нас хуже естественное плодородие, и нам при разделе досталось меньше инфрастуктуры (портов, жд-терминалов и т.д.). В настоящий момент цены в длинном тренде падают, а Россия и Украина, а также ряд других стран, продолжают предпринимать усилия по наращиванию экспорта. Вытеснение украинским продуктом объемов, произведенных в России, неприемлемо.
Необходимо оставить мечты о былом величии и сосредоточиться на насущном. Хотя бы на взвешенном и системном обсуждении некоторых «закрытых тем», как, например, темы «перегруза» на зерновом транспорте, «дырок» в расчетных системах, бардака и воровства в весовом хозяйстве, непрозрачности работы портовых терминалов, пробелов в организации лабораторного дела, неравного доступа к кредитным ресурсам. Надо коллективно и творчески отнестись к задаче Президента удвоить экспорт за пять лет, тем более, что это совпадает с интересами самого бизнеса. И для начала давайте признаемся, что экспортом зерна и семечки у нас на Дону занимаются не только три любимые компании, а все производители, логисты, закупщики, транспортники и портовики. Интерес должен распределяться более равномерно. Чтобы экспорт удвоился и РО неплохо смотрелась на украинском фоне, надо, чтобы работать было комфортно всем, по всей цепочке. Сегодня есть потребность в ремонте всего нашего зернопровода, это системная задача.

Экономические отношения с Украиной ждет ренессанс

До завершения переговоров не очень полезно называть те украинские компании, с которыми мы ведем диалог по ряду проектов. Но можно указать уже реализованные, например, завод по сборке холодильного оборудования компании «Интертехника» в Матвеево-Курганском районе, локализованный во многом благодаря традиционно хорошим отношениям Ростовской области с Украиной. В дальнейшем этот проект будет расширяться. Кроме того, мы задумали создать в Матвеево-Курганском районе целый индустриальный парк, поскольку там есть возможности и резоны по размещению предприятий, ориентированных на приграничное сотрудничество Ростовской области и Украины.
Не совсем верно говорить, что только украинские инвесторы проявляют интерес к Ростовской области, поскольку мы сами проявляем высокий интерес к сильным украинским компаниям, которых хотим «затащить» к нам с инвестициями.
Мы видим, что для целого ряда территорий Ростовской области, в том числе и тех, где сложная ситуация с занятостью, соседство с Украиной, приграничное сотрудничество— мощный драйвер роста их экономики. Ростовская область обязана использовать свое соседство с самыми индустриально развитыми регионами Украины— Донецкой и Луганской областями, где сосредоточены мощная промышленность, передовые технологии, научный потенциал. Мы не сомневаемся в том, что внешнеторговые и экономические отношения с Украиной ждет ренессанс, и Ростовская область предпринимает усилия, чтобы максимально использовать этот тренд.
Вместе с ведущими украинскими компаниями мы рассматриваем возможность реализации в Ростовской области совместных проектов в сфере энергетики, добычи полезных ископаемых; есть перспективные наработки, связанные с локализацией в Ростовской области производств по выпуску гигиенических товаров, продуктов питания. У целого ряда сильных украинских компаний сегодня имеется хороший объем продаж в России и нам интересно, чтобы продукция этих компаний не импортировались, а производилась здесь. Мы считаем такое направление привлечения инвестиций в Ростовскую область перспективным, и по сравнению с другими российскими регионами у Ростовской области в этом плане— очевидные преимущества.
Безусловно, политическая обстановка в Украине влияет на поведение инвесторов и наметившееся потепление российско-украинских отношений на высшем уровне уже позитивно сказывается на инвестиционной и экономической активности между Ростовской областью и Украиной.
Есть и еще один важный аспект. Украина является для Ростовской области интересным и перспективным рынком: почти все заводы мультинациональных компаний, которые мы локализовали на Дону, нацелены значительную часть своей продукции из Ростовской области экспортировать в Украину.
Прежде всего это касается поставок листового стекла (заводы американской компании Guardian и японо-бельгийской компании AGC Flat Glass). Возможно, часть своей продукции будут экспортировать в Украину донские заводы компаний Сoca-Cola и PepsiCo, а также крупнейший в мире производитель алюминиевой банки— американская компания Ball, строящая свой первый российский завод на хуторе Новоалександровка Азовского района.
Игорь Бураков