Меню

Чистка рядов заставит чиновников действовать

В стране началась очевидная смена настроений.В прошлом году мы видели вялотекущее обсуждение системных вопросов, будь то показатели достаточности капитала или ликвидности в банковской сфере.

Но это были вопросы именно технического, а не политического характера. Однако в последние два месяца, когда ситуация в Греции стала совсем тяжелой, появилось явное ощущение, что мы ведем разговор вовсе не о том. Никто в стране уже не поверит ни одному лидеру, если он будет говорить об изменении показателей, связанных со стабильностью банков, но ничего не скажет о том, что будет сделано для предотвращения новой рецессии мировой экономики.
На всех европейских лидеров тяжелым грузом легла их внутренняя политическая ситуация. Процесс принятия решений в Европе настолько сложен, что может продолжаться в течение многих недель или даже месяцев. Все это подрывает доверие к политикам и ставит под сомнение их возможность решать проблемы своевременно и в достаточном объеме. Главная проблема верховной власти в России в другом. Здесь речь идет даже не об отсутствии инструментов для принятия решений, а об отсутствии политической воли.
Рано или поздно необходимые решения будут приняты. Но и это не позволит мировой экономике выйти на траекторию устойчивого расширения на 3-4% в год. Скорее всего, в течение ближайших 5-7 лет нас ожидает период довольно умеренного увеличения мировой экономики в 1-2%. Для России это обернется низкими темпами роста спроса на отечественные товары. Что, в свою очередь, скажется на всех показателях бюджетной политики: социальном развитии, финансовом секторе и т. д.
Чтобы ситуация выправилась, должна измениться мотивация, отношение руководителей органов власти к тому, что является целью их работы. Сегодня большинство чиновников ориентированы на процесс. Конкретного результата ни федеральные, ни местные органы власти не ставят. Их цели неизмеримы. Нужно, чтобы во главе государства встали эффективные управленцы «новой волны» с мотивацией на результат, с желанием не «подзаработать», а реально изменить ситуацию к лучшему в самых разных сферах экономики. Поэтому в большинстве органов власти скоро серьезно обновится кад¬ровый состав. Это процесс не одного дня или даже месяца. Но ничего более важного, чем изменение мотивации, я пока не вижу. У нас вовсе не плохие законы и система регулирования. Но любой хороший инструмент при неправильной мотивации можно применить таким образом, что результат будет отрицательным. Именно это сейчас и происходит.
Важно и то, как мы проведем реформу по децентрализации полномочий. Сейчас почти все важные решения принимаются на федеральном уровне. На столицу направлено большинство финансовых потоков. В целом вся экономическая система в России завязана на два-три десятка крупных корпораций. Это значит, что все ключевые вопросы решают 20-30 человек. В такой большой стране, как Россия, подобная централизация — признак неэффективности. Если мы это не исправим, то будем и впредь зря расходовать огромные ресурсы.
Еще один важный вопрос касается бюджетной политики. В правительстве идут жаркие споры: снижать расходы или повышать налоги, чтобы добиться устойчивой финансовой ситуации? Я считаю, что мы серьезно недооцениваем возможность стабилизировать ситуацию с бюджетом: вполне реально улучшить налоговое администрирование и повысить эффективность расходов без каких-либо радикальных изменений в уровне налоговых ставок. Даже при нынешней фискальной системе этот потенциал составляет несколько сотен миллиардов рублей, которые можно получить в течение ближайших пяти лет. Нам не нужно повышать налоговую нагрузку. Это было бессмысленным вчера, сегодня, будет бессмысленным и в будущем. Наоборот, налоги можно было бы снизить и получить значительно более высокие доходы в бюджет.
Аркадий Дворкович
Колонка написана по материалам выступления на конференции Альфа-Банка «Российский банковский сектор: возможности и угрозы
в новой реальности»