Меню

Честный кровельщик

Олег Бордун Родился 9.06.1964 г. в Краснодаре Образование: 1881–1985 — Высшее военное училище тыла МВД СССР Карьера: 1985–1988 гг. — служба в МВД офицером (командир роты) 1988–1991 гг. — завод «Р

Сегодня в его торгово-промышленной компании «Юг-Кровля» — 500 штатных сотрудников, более 20 магазинов и собст- венное производство. А начинал этот бизнес Олег Бордун с нуля, отдавая партнерам товар под честное слово. Брал кровлю за свои деньги, а получал их обратно только после того, как товар был продан. Олег Бордун считает, что выстоять на высококонкурентном рынке ему помогли бойцовский характер и умение держать то самое честное слово.

Олег Бордун
Родился 9.06.1964 г. в Краснодаре
Образование:
1881–1985 — Высшее военное училище тыла МВД СССР
Карьера:
1985–1988 гг. — служба в МВД офицером (командир роты)
1988–1991 гг. — завод «Ростсельмаш» (слесарь-сборщик, мастер, начальник смены, зам. начальника цеха главного конвейера)
1991–1994 гг. — заместитель директора строительной базы «Батайскснаб»
1994–1995 гг. — заместитель начальника станции «Батайск» СКЖД
1995–1996 гг. — директор гипермаркета «Офис-Клаб Юг»
1996–1998 гг. — управляющий универсамом «Северный»
С 1998 г. — генеральный директор ООО «Юг Кровля»
Семья: женат, трое детей
Хобби: большой теннис, охота, рыбалка, резьба по дереву.

Краснодарский край, старая и обветшалая станица Новотиторовская: вокруг степь, да глухота. Развлечений у местных мальчишек мало, и самые популярные — игра в ножички да драки возле местного клуба. Ярких воспоминаний о детстве у Олега Бордуна почти нет. Врезались в память бедность и бесперспек- тивность этого места: мальчик из небогатой рабочей семьи до 9 класса ходил в школу в калошах. Уже тогда он понял раз и навсегда, что смиряться с такой «калошной» жизнью не будет. Больше всего в конце 70-х годов мальчишек привлекала карьера военного. Недолго думая, Олег Бордун остановил свой выбор на престижном по тем временам учебном заведении — Харьковском высшем военном училище тыла МВД СССР. Поступить было трудно, но это ему удалось с первой попытки: во многом помогли хорошая физическая подготовка и бойцовский характер. До сих пор Олег Бордун вспоминает это учебное заведение с благодарностью, считая, что именно оно дало ему понимание одного из главных законов бизнеса: хочешь приказывать, умей подчиняться, — только тогда научишься управлять.


«Я не боялся ответственности, а это, по-моему, главное»

После училища началась служба в армии. Молодому офицеру Олегу Бордуну платили 237 руб. Прокормить жену и дочку на эти деньги было сложно. Тогда, в конце 80-х годов в СССР начиналась перестройка. Армия, как и оборонные предприятия, втянутая в свободные рыночные отношения, была отдана на разграбление и становилась бесперспективным местом для выстраивания карьеры.

«Как отличника боевой политической подготовки меня по распределению отправляют в Ростов-на-Дону, и первым шагом в моей карьере становится выбор в пользу самого крупного в городе предприятия — «Ростсельмаш». За полгода работы на заводе бывший военный поднимается от простого слесаря-сборщика до заместителя начальника цеха, с окладом в 1400 рублей. На вопрос, как простому парню удалось так стремительно сделать карьеру, Олег Бордун отвечает: «За какую работу бы я не брался, я все время проявлял инициативу. И не боялся ответственности, а это, по-моему, главное».

Однако задерживаться надолго в «Ростсельмаше» он не собирался. Однажды, просматривая рекламу в газете, бывший кадровый офицер МВД наткнулся на объявление о вакансии на руководящую позицию в компании «Батайскснаб». По тем временам это была одна из самых крупных фирм по оптовой продаже стройматериалов в Ростовской области. Олег Бордун отправил резюме и, выдержав конкурс в 73 человека на место, стал заместителем директора предприятия. «Почему выбрали именно меня? Очевидно, что в первую очередь, на руку сыграли военная выправка и послужной список работы на «Ростсельмаше». Когда шел на собеседование, я не настраивал себя на победу, просто делал еще один шаг вперед и не думал о неудаче».

Как признается Олег Бордун, работая в «Батайскснабе» он впервые начал задумываться о собственном бизнесе, причем такого же размаха: большой офис, огромный штат сотрудников, оптовая база с железнодорожными путями. О том, какого направления будет бизнес, молодой управленец в тот момент еще не задумывался. За четыре года работы в «Батайскснабе» Олег Бордун увеличил объем продаж строительных материалов почти в пять раз. «Дело в том, что руководитель компании не был коммерсантом. Он обладал лишь задатками «комсомольского вожака». А самое главное — он боялся ответственности, боялся принимать молниеносные решения, а в бизнесе это неприемлемо». Договоры на поставку материалов могли месяцами лежать на столе у директора: не было доверия к поставщикам. Все это в итоге привело к тому, что многие клиенты перестали воспринимать «Батайскснаб» как надежного оптового реализатора. «В торговом бизнесе противопоказано увлекаться бюрократией, — уверен Бордун. — Товар можно реализовать за месяц, а можно — за два часа. Я проявил инициативу и замкнул все вопросы на себе. Прежде всего, я старался узнать поставщика — не только его деловые принципы, но и человеческие, сделать его своим другом, а уже потом строить с ним бизнес-отношения. Это один из моих основных козырей, которым я пользуюсь до сих пор при построении и развитии своего бизнеса: дружеское общение, обоюд- ное доверие».

Будучи амбициозным топ-менеджером, Олег Бордун не сидел подолгу на одном месте и не боялся осваивать новые сферы бизнеса. Каждую новую должность он рассматривал с точки зрения приобретения нового опыта и нужных связей. «Офис-клаб» привлек двухмесячной стажировкой в Москве, возможностью работать с большим ассортиментом товара и общаться напрямую с поставщиками продукции — начиная от продовольствия и заканчивая мебелью. Работа в универсаме «Северный» позволила взять на себя все функции и стать фактически первым лицом предприятия. «Первоначально я занимался только поставкой товара, но, увидев, что дела в других направлениях идут плохо, решил все взять на себя. Опять проявил инициативу и в скором времени уже занимался и продажами, и поставками, и даже ремонтом здания. Я постепенно набирался опыта, приобретал нужные связи».

С каждым шагом Олег Бордун пытался приблизиться к самостоятельности. На «Ростсельмаше» он был управленцем среднего звена, на батайской базе — вторым лицом, в «Офис-клабе» — уже первым, но в подчинении у Москвы. «Я не против подчинения и, по-моему, умею это делать. Просто мне легче действовать самостоятельно, а моя интуиция, как оказалось, лучше работает на меня самого, чем на кого-то другого». При этом Олег Бордун подчеркивает: «Я готов подчиняться, но не люблю, когда ко мне неуважительно относятся или пытаются мной манипулировать. Однажды, будучи управляющим универсамом «Северный», я зашел в свой кабинет и увидел учредителя, который сидел в моем кресле и вел переговоры. Меня попросили «погулять еще какое-то время», пока помещение будет занято. Это было последней каплей. Я решил уйти и открыть свой бизнес. И кресло свое забрал, сейчас оно стоит в кабинете у руководителя одного из наших филиалов».


Сегодня кровля, завтра деньги

К середине 90-х годов Олег Бордун накопил первые «свободные деньги» — 50 тысяч долларов. Он решил их вложить в товар и, наконец, — начать свой бизнес. Маркетинговые исследования рынка он провел собст- венными силами и понял, что наиболее свободная на рынке ниша — кровельный бизнес. «Когда я пришел на рынок кровли, то был седьмым или восьмым игроком. Я выбрал кровельные материалы известной марки — «Ондулин», которая в городе была представлена слабо, и те объемы, которые смог реализовывать, позволили мне выбиться в число первых. Бизнес был построен на моих личных сбережениях, хотя были деловые партнеры, но они не финансировали предприятие».

Первый год Олег Бордун работал как посредник, в основном, один. На первых порах финансов хватало только на маленький офис, единственным сотрудником которого, помимо Бордуна, была его теща, которая помогала на выдаче. Штат в несколько сот человек, более 20 магазинов и свое производство появится, как и название «Юг-Кровля», намного позднее. Тогда же переговоры с партнерами вести приходилось лично. «С самого начала я сделал ставку на доверенных людей, которые по ЮФО имели свои магазины, — вспоминает Бордун. — Я отдавал им товар под чест- ное слово. Брал кровлю за свои деньги и получал их обратно только после того, как товар был продан. Таким образом, у меня появилась разветвленная сеть продаж, которая со временем стала приносить хорошую прибыль».

Через три года Олег Бордун открыл первый магазин, со своими складами, персоналом, машинами и погрузчиками. Но и тогда ситуация кардинально не изменилась. Конкурентов на кровельном рынке хватало. Поэтому по-прежнему часть выкупленного материала была минимальна, а другая, большая часть товара находилась на реализации у партнеров под будущую прибыль. «Когда я начал развивать бизнес, рынок был уже заполнен: на нем присутствовало около 20 торговых фирм, сейчас из них остались только три. Но выбора у меня тогда не было — надо было выстоять. Со всеми своими поставщиками и распространителями я работаю до сих пор. И их количество только растет. Основной мой принцип — в выстраивании надежных деловых отношений и их сохранении: потерять партнера для меня неприемлемо». А здесь важны честность, открытость и умение отвечать за свои действия: «За 10 лет номер моего мобильного телефона не изменился, — замечает Олег Бордун. — Это о чем говорит? Ситуации бывают разные: может, что-то не устраивает клиента. Мой номер есть у них всегда, и они знают, что могут мне позвонить. Я как бывший офицер стараюсь держать свое слово, как бы громко это ни звучало. Считаю, что это качество имеет огромное значение в бизнесе. Не важно, насколько привлекательна твоя цена, если к тебе нет доверия».

Потерять хорошего работника для бизнеса так же плохо, как и потерять партнера. Так думал Олег Бордун в самом начале своей карьеры, так думает и сейчас. К выбору персонала он подходит основательно и скрупулезно. На первых порах на работу брал проверенных людей — своих сослуживцев. Некоторые из них работают с ним до сих пор: два его первых зама — бывшие офицеры, которых Бордун привлек с военной службы.

«Я стараюсь не брать на работу своих родственников. Основной персонал — это наемные работники. Хотя, как уже рассказывал, еще в самом начале становления бизнеса у меня работала теща. Жену я не мог привлечь — она сидела с детьми. А тещу так и не повысил — она помогла и отошла от дел. В настоящее время только дочь подрабатывает у меня в компании — набирается опыта в отделе бухгалтерии. А с супругой я советуюсь по различным делам, прийти в бизнес она пока не может: жена у меня — человек военный».

Средний возраст сотрудников компании «Юг-Кровля» — 25–30 лет. Как считает директор и хозяин компании Олег Бордун, персонал нужно воспитывать самим. Поэтому в первую очередь старается брать молодых парней с периферии: «Это ребята, которые уже хлебнули немало, в том числе и нищеты. Они знают, чего хотят в жизни, и стремятся к этому. Вытаскиваешь таких пацанов из захудалых сел и деревень, и за год из них получаются замечательные специалисты».

Каждый человек, которого принимают на работу в «Юг-Кровлю», проходит собеседование с директором. При прочих равных качествах соискателей решающими факторами становятся служба в армии и наличие семьи. «С улицы» человека на руководящую должность в компании «Юг-Кровля» не поставят — такой опыт уже был и оказался неудачным. Поэтому замы — это люди, которые проработали в фирме много лет. Например, Аркадий Клюков начинал работать обычным продавцом в зале, а через шесть лет стал заместителем директора.

В качестве инструментов мотивации Олег Бордун использует материальное поощрение и моральную поддержку. При приеме на работу будущему сотруднику рассказывают, что в компании существует армейские порядки: это и жесткая дисциплина, и система штрафов. Но с другой стороны, работнику гарантируют оборудованное рабочее место, стабильную заработную плату и дружный коллектив. «Конечно, поначалу новички совершают ошибки. И здесь стоит разобраться, в чем причина. Но уже после одного разговора со мной работнику не захочется больше что-либо делать не так. Просто я предпочитаю с каждым вне зависимости от его ранга общаться по-человечески. С одной стороны, есть устав компании, и его нужно соблюдать, а с другой стороны, стоит помнить, что есть руководство, которое всегда при необходимости пойдет тебе навстречу».

Приход на рынок москвичей заставил заняться собственным производством

Олег Бордун с 2002 года увеличивает долю компании «Юг-Кровля» на рынке, расширяя границы присутствия в регионе. В первую очередь, филиалы открывались на основе уже существующих магазинов или торговых площадей. Бордун ездил в командировки, присматривал подходящие торговые точки, знакомился с руководством и предлагал им стать самостоятельным подразделением, но под брендом «Юг-Кровли». Сегодня филиальная сеть компании «Юг-Кровля» раскинулась по всему ЮФО. 12 филиалов или подразделений во всех крупных населенных пунктах. «Любой город с населением свыше 100 тысяч человек может дать доход с продаж до 500 тысяч рублей. Более крупные центры, соответственно, принесут более высокие продажи. Значит, чем больше у тебя сеть, тем большую прибыль будет приносить твой бизнес».

Своей харизмой и военной выправкой Олег Бордун пользуется не только для решения внутрикорпоративных проблем. Пока компания «Юг-Кровля» была молодой, бюрократических преград хватало. «Сейчас нашу фирму многие знают, и мне легче решать возникающие проблемы. Трудности, конечно, были, но рассказывать об этом, как и любому другому бизнесмену, мне бы не хотелось. Скажу только, если та или иная инстанция не идет навстречу, то ее надо переубедить». Главное, говорит Олег Бордун, урегулировать все вопросы законным путем. В любом случает, новые барьеры только раззадоривают бывшего офицера и стимулируют к развитию. К примеру, не так давно на ростовский рынок строительных материалов пришел новый серьезный игрок — французская сеть «Леруа Мерлен». Свой первый огромный павильон компания открыла в торговом центре «МЕГА». Буквально через полгода в 200 метрах от главного офиса компании «Юг Кровля» на окраине Северного микрорайона откроется еще два гипермаркета: «Ашан» и «Леруа Мерлен», где будет продаваться аналогичный товар. И приход такого монстра, уверен Бордун, так или иначе уберет мелких игроков. «Конечно, они откусывают и часть моего пирога, причем неплохую долю. Ситуация заставляет задуматься, но не более того. Действительно это те центры, где можно купить все по низким ценам и в большом ассортименте. Но у них нет сервиса, к которому привыкли наши клиенты. Нет расчетов, которые мы всегда можем предоставить».

Руководство компании «Юг-Кровля» отслеживает ситуацию на рынке и старается оперативно реагировать на нее. С конкурентами борются здесь честно, применяя самые разные инструменты: ужесточают условия для поставщиков, насколько это позволено региональному партнеру, а могут скупить весь товар у конкурентов, зная, что теперь он появится на их прилавках только через пару месяцев.

«Если сегодня ты остановился, то завтра — упал, и через тебя перешагнули. Мое жизненное кредо — нельзя стоять на месте. Открывать дополнительные филиа- лы я пока не планирую. Сейчас откроем еще один магазин в Ростове, и начнем расширять производство».

Именно приход на рынок сильных московских игроков заставил задуматься Олега Бордуна о развитии собственного производст- ва. Первоначально «Юг-Кровля» выступала лишь как официальный дилер всемирно известных торговых марок: «Ондулин», KAPETAL, VELUX, «Тегола», «Техниколь», «Металлопрофиль». Сегодня собственные заводы выпускают термопласт-композитную и керамическую черепицу, пластиковый шифер, силикатный кирпич. «Несколько раз нам пришлось отвечать за качество товара, производитель которого уже не существовал, — объясняет Бордун. — Поэтому мы решили сами изготавливать товар, который плохо представлен на рынке или имеет низкое качество, например, полимерпесчаную черепицу. За короткий срок было изготовлено оборудование, приобретено подходящее помещение, найден специалист и обучен персонал. А еще через три месяца компания запустила производство».

Развивать свое производство мешает масса проблем. Есть земля, но оборудование стоит сотни миллионов рублей. Другая проблема — дефицит сырья, поэтому приходится закупать его за границей. А в ближайшем будущем в планах у Олега Борудна — открыть в Ростове завод по производству железобетонных изделий, а также заняться деревообработкой и продажей цемента. «Не так давно мы приобрели производственную базу (2 гектара земли) с железнодорожными путями и складскими площадями. Есть финансовые возможности, поэтому хотим попробовать освоить торговлю новыми для нашей компании группами товаров. В качестве «пробы пера» начнем с цемента».

Еще одной «пробой пера» можно назвать и открытие агентства «Юг-Кровля-Недвижимость». Правда, агентство просуществовало всего четыре года, и как признался Олег Бордун, изначально было обречено на неуспех: «Когда мы выходили на местный рынок недвижимости, мы были 110-ми. Очевидно, что перспектива построения успешного риэлторского бизнеса была слабенькая. Так и получилось. Просто мы преследовали определенные цели — подразделение создавали не для получения прибыли, а для понимания рынка недвижимости. Так, цена приобретенной в прошлом году базы в Ростове-на-Дону за год выросла в два раза. И таких выгодных активов у компании «Юг Кровля» сегодня немало».

Олег Бордун признается, что на данный момент он получил два предложения о продаже бизнеса «Юг-Кровли». «Но я от них категорически отказываюсь, — говорит он. — Пока нет желания отойти от дел. А в будущем, надеюсь, моим преемником станет младший сын. Ему сейчас шесть. Да и я еще молодой, чтобы передавать кому-то свой бизнес».