Меню

Бюджетная политика региона тормозит развитие территорий

В этом году предприятия Каменск-Шахтинского впервые после двух кризисных лет получили хорошую прибыль— в совокупности около 433 миллионов рублей. Казалось бы, на бюджете муниципального образования

В этом году предприятия Каменск-Шахтинского впервые после двух кризисных лет получили хорошую прибыль— в совокупности около 433 миллионов рублей. Казалось бы, на бюджете муниципального образования это должно отразиться в лучшую сторону. Однако практика межбюджетных отношений в Ростовской области сегодня такова, что нам остается лишь один процент от прибыли, полученной нашими градообразующими предприятиями. Это не бог весть какая сумма— в нашем бюджете она составляет тот же самый один процент. Однако она может и должна быть больше, ведь весь смысл развития экономики, привлечения новых инвестиций для муниципалитетов как раз и состоит в том, чтобы получать от бизнеса налоги и направлять их на развитие своей территории.
Не так давно, на Совете муниципальных образований, мы уже обращались к губернатору Василию Голубеву с просьбой о том, чтобы нам оставляли как минимум 2%, а лучше 3-4%. Тогда это будет та сумма, которую люди почувствуют на себе— в виде отремонтированных дорог, освещения на улице, аккуратных и красивых клумб, скверов, фонтанов.
Что касается НДФЛ, который составляет почти половину муниципальных доходов, то и здесь область предпочитает сначала собрать все деньги с территорий, а уже потом думать, как с ними поступить. Бюджетным кодексом определено, что 50% НДФЛ муниципальное образование оставляет себе, однако регион имеет право доначислить к этой сумме долю, которую посчитает нужной. В Ростовской области региональный бюджет не начисляет муниципалитетам ничего. А ведь наибольшую заработную плату получают люди на успешных предприятиях— опять в проигрыше территории с развитой экономикой!
Нам говорят: зарабатывайте на другом. В частности, согласно поправкам к Бюджетному кодексу, с этого года нам передали ряд имущественных доходов физических лиц. Есть, правда, одно но: собирать налог с физических лиц всегда гораздо труднее из-за большого количества субъектов. У нас одних только плательщиков земельного налога порядка 50 тысяч человек. При этом и расходы, связанные со сбором этих видов налога, также перешли на наш уровень. Другим способом пополнения доходной части нам предлагают сделать повышающий коэффициент при начислении «упрощенки». Но сегодня малый бизнес у нас и так испытывает колоссальную фискальную нагрузку, поэтому мы попросту рискуем уничтожить его или вытолкнуть в тень.
Каменск-Шахтинский сегодня является донором, однако в итоге получается, что наш общий бюджет не намного больше того, каким располагает соседний Донецк, на 80% дотационный. В области с 2005 г. действует закон «О межбюджетных отношениях», главная функция которого— сглаживать неравенство в доходах территорий в регионе. Ежегодно происходит перераспределение: согласно бюджетам прошлого года кому-то денег добавляют, а у кого-то— забирают. Получается постоянная игра в догонялки: мы пытаемся увеличить наши доходы, а областной минфин, видя улучшения, снижает путем перераспределения нашу долю в областном пироге. Мы можем напрячься и собрать в конкретном году большую сумму налогов, в том же году потратить ее, но в следующем мы недополучим межбюджетные трансферты и останемся на голодном пайке.
Не настало ли время пересмотреть правила игры? Ведь инвестиции и привлечение на свою территорию новых производств, создание для бизнеса здорового климата озвучено в качестве приоритета развития области и ее районов. Сейчас же получается, что фундаментальных стимулов для этого нет.