По мнению главного архитектора Ростова АЛЕКСЕЯ ПОЛЯНСКОГО, в ближайшие 10–15 лет внешний облик города практически не изменится. За это время администрация все усилия направит на развитие транспор
По мнению главного архитектора Ростова АЛЕКСЕЯ ПОЛЯНСКОГО, в ближайшие 10–15 лет внешний облик города практически не изменится. За это время администрация все усилия направит на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. К 2025 г. появится несколько новых жилых микрорайонов, будет освоена часть Левого берега Дона, появятся имиджевые коммерческие объекты (Международный конгрессный центр, новый комплекс «Вертол-Экспо», «Пять морей» и т.д.). А вот будет ли в Ростове метро и международный аэропорт до сих пор остается под вопросом.
В этом году государственный научно- исследовательский институт урбанистики (Санкт-Петербург) завершил разработку проекта ростовской агломерации, которая получила условное название «Большой Ростов». На данном этапе он находится на утверждении, и, как полагают представители областной администрации, будет принят уже до конца 2009 г. После принятия этого проекта Ростов уже не будет развиваться как автономная административная единица. В Ростовскую агломерацию войдут восемь административных районов, включая города Ростов-на-Дону, Батайск, Азов, Таганрог, Новочеркасск (подробнее см. карту на стр. 10). На территории агломерации будут проживать порядка двух миллионов человек. По проекту, в течение 25 лет тут будут созданы новые промышленные зоны и инженерная инфраструктура, построены жилые микрорайоны, организованы крупные транспортные развязки.
АЛЕКСАНДР БОЯРИНОВ, главный архитектор Ростовской области, заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства, отмечает, что агломерация— это закономерная стадия развития и урбанизации населенной территории. «Ее нельзя назначить, к ней можно только прий- ти. Ростов с группой взаимосвязанных городов вошел в эту стадию развития. Вы посмот- рите, какие интенсивные транспортные потоки ежедневно наблюдаются между Ростовом и Батайском, Азовом, Новочеркасском, Таганрогом,— говорит он.— Поэтому трудно рассматривать обеспечение развития донской столицы отдельно от ее спутников». По словам г-на Бояринова, наш город уже переживал похожее поглощение близлежащих территорий— в недавнем прошлом он состоял из Ростова-на-Дону, Нахичевани-на-Дону, Александровки, Нижнегниловской и Верхнегниловской. В результате развития эти территории образовали современный Ростов.
Главный архитектор области объясняет, что границы агломерации определяли, исходя из принципа часовой доступности, то есть, по мнению градостроителей, один час— это максимальное время, которое требуется для того, чтобы эффективно перемещаться в повседневной жизни внутри такой территории. Если больше— то это уже нерациональная трата времени на преодоление ежедневных расстояний. Вот эта часовая доступность как раз и очерчивает территорию, в которую помимо Ростова входят Таганрог, Новочеркасск, Батайск, Аксай, Азов. «Эти города являются тем организмом, который мы именуем агломерацией. А вот термин Большой Ростов применим только к ядру этой агломерации— к тем поселениям, которые вместе с Ростовом в непосредственной пригородной зоне составляют единое целое— Ростов и Аксай, Ростов и Чалтырь»,— добавляет г-н Бояринов.
Где будут жить новые ростовчане
Генеральный план города предполагает к 2025 г. увеличение жилого фонда на 28,4 млн кв. м. При этом порядка 63% от запланированного будет строиться в черте города. Порядка 5 млнкв.м жилья, то есть пятую часть от запланированных объемов, планируется ввести в Северном жилом массиве (СЖМ)— это застройка севернее ул. Орбитальной, в районе «Декоративные культуры» и неподалеку от Ростовского моря на земельном участке площадью 400 га. Летом этого года планы начали реализовываться— компания «Ростовкапстрой» приступила к строительству жилого микрорайона «Норд» в границах улиц Орбитальная-Беляева-Венеры. За 5,5 лет компания намерена построить 16 жилых комплексов общей площадью более 250 тыс.кв.м. Площадь, где разместится микрорайон, около 20 га.
А вот с освоением района «Декоративных культур» дела обстоят сложнее. По данным департамента архитектуры и градостроительства Ростова, сейчас на торги выставлено порядка 250 участков под индивидуальное строительство. Но потенциальные инвесторы пока не торопятся их приобретать. Как пояснил АЛЕКСАНДР ЧАМУХА, начальник отдела градостроительного развития Ростовской агломерации Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, ранее в «Декоративных культурах» предполагалась многоэтажная застройка, но в связи с тем, что инвесторы не готовы строить там высотные дома, сейчас прорабатывается новая схема застройки. «Пока в правилах землепользования и застройки довольно жестко разграничено многоэтажное и малоэтажное строительство. А чтобы застроить «Декоративные культуры», необходима гибкая схема застройки, которая должна предполагать как высотные здания, так и малоэтажные и даже усадебные хозяйства. Поэтому сейчас прорабатываются изменения в правилах землепользования, и, думаю, они будут утверждены»,— рассказал «ДК» г-н Чамуха.
Чуть меньше, чем в СЖМ, около 3,8 млн кв. м, будет построено в Западном жилом массиве (ЗЖМ). Сейчас компания «Интеко» полным ходом ведет строительство нового жилого района Левенцовка, который разместится на площади свыше 230 га, планировочно состоящей из 11 микрорайонов, каждый площадью в 10–25 га. Застройка района проектируется, в основном, высотная— 10–17 этажей, с вкраплениями малоэтажной, высокоплотной застройки— 2–4 этажа. Общая площадь возводимого жилищного фонда в Левенцовке— свыше 2 млнкв.м. Всего на этой территории будет расселено более 90 тыс. человек. Чиновники мэрии отмечают, что Левенцовка— это на сегодняшний день самый масштабный проект строительства жилья в Ростове.
Инвесторов, способных реализовывать подобные проекты, не много, тем не менее, администрация города делает ставку именно на комплексное освоение территорий, отведенных под жилую застройку в Ростове. Под нее будут отводиться также участки в центральной части города, в районе Нахичевани, Александровки, на Сельмаше.
Будущее ждет своих инвесторов
В числе приоритетных администрация Ростова выделяет несколько инвестиционных проектов, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей. Один из самых дорогостоящих— комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города. Инвестор и инициатор— ОАО «Евразийский», который планирует вложить в него порядка 24,4 млрд руб., около 10 млрд руб. выделит государство. Еще порядка 2,5 млрд руб. в реализацию проекта «Чистый Дон» направит дочерняя структура ОАО «Евразийский»— компания ООО «АБВК-ЭКО». Задача данного проекта будет заключаться в подключении новых потребителей к централизованной системе водоотведения.
К числу имиджевых коммерческих проектов, которые будут определять будущее лицо города, можно отнести строительство в районе Большой Садовой/Крепостного Международного Конгрессного центра, который реализует ГК «Дон-Плаза
И все же большинство инвестиционных проектов, разработанных администрацией города, вряд ли будут реализованы в ближайшее время из-за отсутствия инвесторов. К примеру, на данном этапе по-прежнему ждет своего инвестора «Южный хаб»— проект крупнейшего аэропорта и траспортно-логистического комплекса юга России, одобренный в свое время на одной из инвестиционных выставок премьер-министром России ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ. Согласно проекту, это будет аэропорт первого класса площадью 1029 га с пропускной способностью 8 млн пассажиров и 70 тыс. т грузов. Но инвестора, который готов вложить в этот масштабный замысел порядка 20 млрд руб., пока не находится. Хотя в докризисные времена и ходили слухи о том, что «Южным хабом» интересовался ОЛЕГ ДЕРИПАСКА. Также пока только на бумаге и в мечтах архитекторов и чиновников мэрии остаются проекты Ростовского универсального порта, делового района «Ростов-Сити» и метрополитена.
Пять лет на борьбу с пробками
Специалисты городского департамента транспорта прогнозируют, что к 2025 г. на 1000 жителей Ростова будет приходиться 400 автомобилей. И если мэрия не предпримет меры по развитию дорожной инфраструктуры, Ростову грозит транспортная «кома». Чиновники утверждают, что подготовили ряд проектов для решения этой проблемы. Но все они будут реализованы только к 2015 г.
Согласно стратегическому плану социально-экономического развития Ростова, численность его населения к 2025 г. достигнет 1,1 млн человек. Еще порядка 500 тыс. жителей к этому моменту будут проживать в пределах первого и второго пояса ростовской агломерации. Аналитики прогнозируют рост количества легковых автомобилей до 300 на 1000 жителей уже к 2015 г., а к 2025 г.— до 400. Учитывая эти показатели, чиновники полагают, что транспортная инфраструктура должна быть рассчитана на обслуживание населения численностью порядка 1,6–1,8 млн человек с учетом временных жителей.
Однако уже сейчас, при количестве 273 автомобиля на 1000 жителей, Ростов, как и большинство российских «миллионников», в часы-пик задыхается в пробках. Очевидно, что если кардинально не усовершенствовать транспортную систему города в ближайшее время, то через несколько лет передвигаться по Ростову быстрее будет пешком, чем на автомобиле.
Как утверждают представители городской администрации, они намерены серьезно взяться за развитие транспортной инфраструктуры, чтобы избежать тотального закупоривания главных городских магистралей. По словам мэра г. Ростова-на-Дону МИХАИЛА ЧЕРНЫШОВА, транспортная проблема будет решаться двумя способами. Во-первых, начнется целенаправленное развитие улично-дорожной сети и дорожно-транспортной инфраструктуры. Во-вторых, мэрия намерена эффективно использовать пропускную способность городских улиц путем строительства автопарковок.
К реализации этих двух подходов администрация уже приступила. В настоящее время ведется проектирование системы магистралей скоростного и непрерывного движения, связывающих внешние автодороги федерального и регионального значения. Эта система будет призвана отвести транзитный транспорт от центральной части города и будет включать в себя четыре магистрали: «Темерницкий диаметр», «Левобережная магистраль», магистраль по трассе ул. Орбитальной и «Кизитеринский диаметр» через Зеленый остров (подробнее— см. карту-схему на стр. 13). Реализация этих масштабных проектов начнется уже в следующем году, а к 2015 г. строительство всех магистралей планируется завершить.
Протяженность сети магистралей скоростного и непрерывного движения к 2025 г. в границах Ростова должна составить 94 км (с учетом протяженности участков искусственных сооружений), в том числе 65 км должно быть построено вновь, а 11 км создано путем реконструкции существующих магистралей. Общая протяженность сети магистралей скоростного и непрерывного движения в границах Ростовского территориального транспортного комплекса должна составить 270 км.
Также, по словам мэра, на стадии разработки проектно-сметной документации находятся проекты по реконструкции существующих дорог в черте города (подробнее см. на стр. 13). При этом не меньше внимания администрация намерена уделить и проблеме паркинга. Улицы Ростова сегодня имеют в среднем по две полосы движения в каждом направлении. В итоге паркующийся транспорт на 30–50% снижает пропускную способность городских дорог. Зачастую припаркованные автомобили занимают проезжую часть в течение всего рабочего дня, в особенности в центральной деловой части Ростова. Таким образом, практически все объекты улично-дорожной сети центра города используются для движения лишь наполовину, выполняя одновременно функцию импровизированного паркинга.
«Комплексное решение этой проблемы базируется на целевом выделении земельных участков, предназначенных для организации и строительства парковок надземного, подземного и наземного типа,— отметил Михаил Чернышов.— Для большинства улиц центра мы уже разработали схемы размещения парковочных мест с использованием околотротуарного пространства и заездных «карманов». Сейчас вносим необходимые изменения в дислокацию дорожных знаков и разметки». Общее количество мест постоянного и временного хранения транспорта в центре города, по данным мэрии, должно составить порядка 66 тыс. машиномест.
Кроме того, гостевые паркинги в местах сосредоточения торговой, культурно-досуговой и офисно-деловой активности, потребуют активного освоения подземного пространства, а также использования ресурса территорий, занятых аварийными объектами. При этом администрация города намерена приучить граждан хранить транспорт не в одноэтажных наземных гаражах, а в современных многоуровневых паркингах. Согласно концепции развития парковочного пространства, крупные подземные многоуровневые паркинги предусмотрены на Театральной площади, площади Гагарина, Соборной площади и площади Ленина. К их строительству администрация намерена привлечь инвестора, которому придется вложить в проект порядка трех млрд руб.
Людмила Лузгина
тел. (863) 300-33-38, 256-25-99 [Ольга Егорова]
e-mail: dk1@mail.ru
Юрий Муковоз генеральный директор ЗАО «Центральный рынок»
Согласно 271 федеральному закону «О розничных рынках» вся торговля должна перейти в капитальные здания и сооружения. Мы уже приступили к реализации проекта по реконструкции помещений, имеющихся на территории рынка, и планируем в ближайшее время начать строительство новых зданий. Общая площадь центрального рынка— 3 га. Сейчас архитектурное бюро «Проект» разрабатывает нам проект здания для торговли фруктами и овощами. Завершить его строительство мы планируем в 2010 г. Следующим этапом развития рынка станет снос вещевого павильона. На его месте мы построим торговый комплекс, где разместится крупный продуктовый гипермаркет. В качестве потенциального арендатора мы видим представителя крупноформатного сетевого ритейла— это может быть «Перекресток», «Real», «Империя продуктов» и т.п. Реализовать все планы мы думаем за три года. Собственные средства, которые мы вложим в проект — порядка 300–350 млн руб. Окупить их планируем за шесть лет.
Александр Бояринов главный архитектор Ростовской области заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства
Вся идеология развития городов в XX веке основывалась на постулатах так называемой Афинской хартии, особенно это проявилось в послевоенные годы, когда началось активное восстановление городов в Европе. Смыслом этих требований было разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах. На этих постулатах были основаны и советские нормативные документы — так называемые СНиПы. Но на сегодня идеология развития по функциональному принципу изжила себя, потому что мы столкнулись с серьезными проблемами, создав так называемые «города-спальни». Что такое Северный жилой массив? Это 250 тысяч жителей, город в городе, 40% населения которого — трудовые ресурсы, которым ежедневно необходимо добираться на работу, а находится она преимущественно в другом, промышленном и зачастую отдаленном от спального районе города. И в течение суток в пиковые утренние и вечерние часы эти сто тысяч человек перемещаются из «города-спальни» в Центр или в промышленный район, а вечером возвращаются. Ну, какая транспортная инфраструктура это выдержит? Особенно при сегодняшних проблемах самого транспорта, его количества и изношенности, при узости существующих магистралей. Поэтому Ростову не обойтись в дальнейшем развитии без строительства метро и без новых подходов к развитию инфраструктуры.