В полосе неопределенности 2009 года ростовский рынок бизнес-образования сократился в среднем на 45%. Спрос нашли программы по совершенствованию управления в кризис, тренинги продаж и личностного ро
В полосе неопределенности 2009 года ростовский рынок бизнес-образования сократился в среднем на 45%. Спрос нашли программы по совершенствованию управления в кризис, тренинги продаж и личностного роста. Снижения стоимости востребованных услуг, как и ожидалось, не произошло. Наиболее успешными в кризис оказались компании и тренеры, способные оперативно отвечать на потребности заказчиков, разрабатывая новые или модернизируя существующие программы и курсы. Выигрышной оказалась также стратегия разработки прикладных образовательных продуктов путем диагностики конкретной ситуации, сложившейся в бизнесе у заказчика. Кризис не мешал осваивать уцелевшим игрокам удаленные рынки.
Иллюзии
Учиться будут все и всегда
Главным признаком благополучных докризисных времен эксперты считают бурное развитие рынка образовательных услуг. В 2007-2008гг. большинство компаний от мала до велика располагали бюджетами на бизнес-обучение, активно заказывали как индивидуальные, так и командные тренинги. Линейки продуктов тяготели к экстенсивности: среди игроков бытовало мнение, что бизнесмены предпочитают разнообразие программ, модные тренды, различного рода тренинги с элементами шоу и игр. Место на рынке находилось даже для мелких нишевых игроков. Казалось, что так будет всегда, потому что никто не жалел денег на обучение и тренинги.
И даже когда грянул кризис, некоторые участники рынка, усыпленные этим благополучием, полагали, что он вот-вот закончится. Те, кто так думал, продержались не долго. «Уже сегодня, оглядываясь назад и анализируя происходящее, я думаю, что серьезным заблуждением многих из нас была уверенность, что до кризиса бизнес-образование было повально востребованным»,— говорит МАРИНА ГАРМАШ, директор по развитию компании «БизнесМАГ». Как пример она приводит традиционный диалог по телефону:
Менеджер: Здравствуйте, хочу поговорить с вами по вопросам обучения в компании.
Клиент: Спасибо, для нас это сейчас не актуально. Кризис— денег нет.
Менеджер: А до кризиса вы проводили мероприятия по обучению и развитию персонала?
Клиент: Нет. Никогда.
«Из этого типичного разговора можно сделать простое резюме: тогда при чем тут кризис?— удивляется г-жа Гармаш.— Другая иллюзия, главная,— что все страшно и беспро- светно. Что мы перестанем жить и работать, что это не будет никому нужно».
ЭРКЕН АНДЕРЖАНОВ, генеральный директор компании «ЭРКОН», считает, что прошло время тех, кто основывал свой бизнес на простом копировании зарубежных технологий и наработок: «В сфере бизнес-образования до сих пор расхожим является мнение, что обучение можно основывать только на западных методиках и теоретических наработках. На самом деле оказалось, что для российских менеджеров наиболее важны адаптация к российскому рынку и практические знания от таких же практиков, как и они сами».
Страхи
Бюджеты на обучение попадут в черный список
По итогам года опасения, что рынок поредеет, оправдали себя полностью. Около 30–40% ростовских игроков покинули сектор B2B-образования или заморозили этот вид деятельности до лучших времен.
Все участники рынка бизнес-услуг ожидали, что в спешке сокращая непроизводственные расходы, предприниматели включат в «черный список» и расходы на внешнее обучение персонала. По разным оценкам, страх оказаться совсем без заказчиков был в большей или меньшей степени преувеличен. Спрос на бизнес-обучение, включая долгосрочные программы МВА, упал на 30–50%. «Нам удалось минимизировать последствия сокращения спроса, поскольку в компании равноценно развиты два направления— открытые и корпоративные тренинги, что расширяет круг потенциальных клиентов»,— говорит ЕЛЕНА ДОНЦОВА, директор по развитию учебно-тренингового центра «Аякс». Практически все эксперты отметили еще одну очевидную тенденцию, характерную для кризиса— предприниматели стали отказываться от теоретических образовательных курсов в пользу краткосрочных практических.
Обвального падения цен на образовательные продукты, о котором говорили с ноября 2008 г. и которого ожидали после Нового 2009 года, все же не случилось. Был страх ошибиться, инвестируя в новые программы, вспоминают участники рынка. К концу года оказалось, что разумный риск, основанный на мониторинге и анализе конкретных запросов бизнеса, как раз ко времени. Другое дело, что реагировать на проявленный интерес со стороны предпринимателей на тот или иной вид бизнес-образования в связи со скачками экономики требовалось моментально, поэтому «сливки» снимали самые быстрые.
Уроки
Учитесь быть быстрыми
Тренеры-консультанты и руководители бизнес-школ после разгара кризиса первым делом осознали необходимость снижения уровня «шума» в линейках предлагаемых продуктов. Прежде всего необходимо было избавиться от излишней «карнавализации» некоторых тренингов и образовательных программ, убрав из них развлекательные элементы, потерявшие свою привлекательность. «Магистральным стал интерес к программам, чью результативность можно оценить с помощью четких критериев оценки,— отмечает ТАТЬЯНА СОЛДАТОВА, руководитель «Инновационно-консалтинговой компании Татьяны Солдатовой».— Наши партнеры заинтересованы в прикладных продуктах. Сейчас, как никогда, предпринимателей волнует вопрос эффективности. Кризис показал— готовые «модные» программы нерентабельны». По словам экспертов, командообразующие тренинги практически полностью потеряли свою популярность.
Еще один урок, который извлекли игроки,— нужно быстро искать решения, когда рынок лихорадит. Слишком избыточное оформление каталога программ, невнятность договорных положений, несоответствие задачам тренинг-залов— становится критичной в работе с клиентами. Поэтому устоявшие фирмы первым делом начали работу над совершенствованием презентационных материалов и технологий работы с клиентами.
Возможности
Вырастет спрос на практиков
Главная надежда российского B2B-образования— что во времена кризиса появится больше практиков, хорошо знающих отечественные отрасли бизнеса. Эркен Андержанов прогнозирует: «Компании будут ценить профессионализм и, соответственно, больше средств будут вкладывать в подготовку персонала. Пора проведения теоретических курсов прошла. Слушателей интересует не методико-теоретическая база, которой обладает тренер, а наличие у него опыта руководства бизнесом».
Из приоритетных направлений развития экспресс-образования эксперты выделяют изучение ожиданий менеджеров. Для уточнения спроса некоторые компании, к примеру, создают центры обмена опытом. Так, на базе учебно-тренингового центра «АЯКС» в декабре 2008 г. был открыт клуб тренеров, объединивший «внутренних» и «внешних» тренеров Ростова-на-Дону. Одной из задач клуба является организация совместных программ обучения с представителями различных бизнес-школ. Клуб занимается профессиональным развитием и продвижением ростовских тренеров. По мнению самих тренеров, совместное обучение, взаимообмен опытом сможет в дальнейшем повысить качество тренинговых услуг, расширить их разнообразие. Представители ростовских бизнес-школ полагают, что рост спроса в их секторе вполне возможен, прежде всего, по причине более приемлемых цен на обучение по программам МВА, нежели в Москве.
Эксперты считают перспективным использование в бизнес-образовании интернет-технологий, например, в освоении отдаленных от Ростова рынков, на которых востребованы пролонгированные проекты. За этот год «Инновационно-консалтинговая компания Татьяны Солдатовой», благодаря публикации книги и сайту, смогла расширить географию своей клиентской базы (от Уфы, Москвы до подразделения «Газпром» в Саратове и Касимове).
В компании «Эркон», вопреки пессимистическим прогнозам, в 2009 г. открыли новое направление класса «люкс»— по организации зарубежных семинаров. Продукт, по словам руководства компании, «весьма востребован».
В целом, если опираться на исследование Global Entrepreneurship Monitor («Глобальный мониторинг предпринимательства»), то оптимистический настрой на рост спроса в сегменте бизнес-образования оправдан: по его результатам, в 2009 г. лишь около 25% российских предпринимателей оценили свои знания и опыт как достаточные для создания собственного дела.
Основные события |
декабрь 2008 1 | На базе учебно-тренингового центра «АЯКС» был создан «Клуб тренеров». На сегодняшний день в нем около 30 членов. Одной из задач клуба является организация совместных программ обучения с представителями различных бизнес-школ. Клуб должен способствовать профессиональному развитию и продвижению ростовских тренеров. По мнению самих тренеров, совместное обучение, взаимообмен опытом сможет в дальнейшем повысить качество тренинговых услуг, расширить их разнообразие. |
март 1 | Южная региональная школа инновационного бизнеса (ЮРШИБ) при ИУБиП в этом году открыла курс МВА совместно со Швейцарской бизнес-школой (Swiss Business School— SBS). Инна Литвиненко, руководитель отдела инновационных образовательных программ ЮРШИБ признала, что успех любой школы во многом зависит от престижности бренда. Поэтому они приняли решение совместно готовить специалистов MBA по различным направлениям. |
август 3 | В кризис многие игроки рынка бизнес-образования затаились в ожидании лучших времен, некоторые из них полностью ликвидировали свой бизнес. Но есть и те, кто решил выжить путем объединения. В августе 2009 г. Центр Развития Бизнеса [A]5 предложил заключить партнерское соглашение экс-директору HeadHunter:Ростов (2006–2008) и JOB.RU (2009) Ольге Дзюба. По мнению представителей [A]5, опыт новоиспеченного партнера позволит развить бизнес их компании в регионах, поможет взаимодействию с ключевыми игроками бизнеса в ЮФО. |
Учиться будут все и всегда
Главным признаком благополучных докризисных времен эксперты считают бурное развитие рынка образовательных услуг. В 2007-2008гг. большинство компаний от мала до велика располагали бюджетами на бизнес-обучение, активно заказывали как индивидуальные, так и командные тренинги. Линейки продуктов тяготели к экстенсивности: среди игроков бытовало мнение, что бизнесмены предпочитают разнообразие программ, модные тренды, различного рода тренинги с элементами шоу и игр. Место на рынке находилось даже для мелких нишевых игроков. Казалось, что так будет всегда, потому что никто не жалел денег на обучение и тренинги.
И даже когда грянул кризис, некоторые участники рынка, усыпленные этим благополучием, полагали, что он вот-вот закончится. Те, кто так думал, продержались не долго. «Уже сегодня, оглядываясь назад и анализируя происходящее, я думаю, что серьезным заблуждением многих из нас была уверенность, что до кризиса бизнес-образование было повально востребованным»,— говорит МАРИНА ГАРМАШ, директор по развитию компании «БизнесМАГ». Как пример она приводит традиционный диалог по телефону:
Менеджер: Здравствуйте, хочу поговорить с вами по вопросам обучения в компании.
Клиент: Спасибо, для нас это сейчас не актуально. Кризис— денег нет.
Менеджер: А до кризиса вы проводили мероприятия по обучению и развитию персонала?
Клиент: Нет. Никогда.
«Из этого типичного разговора можно сделать простое резюме: тогда при чем тут кризис?— удивляется г-жа Гармаш.— Другая иллюзия, главная,— что все страшно и беспро- светно. Что мы перестанем жить и работать, что это не будет никому нужно».
ЭРКЕН АНДЕРЖАНОВ, генеральный директор компании «ЭРКОН», считает, что прошло время тех, кто основывал свой бизнес на простом копировании зарубежных технологий и наработок: «В сфере бизнес-образования до сих пор расхожим является мнение, что обучение можно основывать только на западных методиках и теоретических наработках. На самом деле оказалось, что для российских менеджеров наиболее важны адаптация к российскому рынку и практические знания от таких же практиков, как и они сами».
Страхи
Бюджеты на обучение попадут в черный список
Все участники рынка бизнес-услуг ожидали, что в спешке сокращая непроизводственные расходы, предприниматели включат в «черный список» и расходы на внешнее обучение персонала. По разным оценкам, страх оказаться совсем без заказчиков был в большей или меньшей степени преувеличен. Спрос на бизнес-обучение, включая долгосрочные программы МВА, упал на 30–50%. «Нам удалось минимизировать последствия сокращения спроса, поскольку в компании равноценно развиты два направления— открытые и корпоративные тренинги, что расширяет круг потенциальных клиентов»,— говорит ЕЛЕНА ДОНЦОВА, директор по развитию учебно-тренингового центра «Аякс». Практически все эксперты отметили еще одну очевидную тенденцию, характерную для кризиса— предприниматели стали отказываться от теоретических образовательных курсов в пользу краткосрочных практических.
Обвального падения цен на образовательные продукты, о котором говорили с ноября 2008 г. и которого ожидали после Нового 2009 года, все же не случилось. Был страх ошибиться, инвестируя в новые программы, вспоминают участники рынка. К концу года оказалось, что разумный риск, основанный на мониторинге и анализе конкретных запросов бизнеса, как раз ко времени. Другое дело, что реагировать на проявленный интерес со стороны предпринимателей на тот или иной вид бизнес-образования в связи со скачками экономики требовалось моментально, поэтому «сливки» снимали самые быстрые.
Уроки
Учитесь быть быстрыми
Тренеры-консультанты и руководители бизнес-школ после разгара кризиса первым делом осознали необходимость снижения уровня «шума» в линейках предлагаемых продуктов. Прежде всего необходимо было избавиться от излишней «карнавализации» некоторых тренингов и образовательных программ, убрав из них развлекательные элементы, потерявшие свою привлекательность. «Магистральным стал интерес к программам, чью результативность можно оценить с помощью четких критериев оценки,— отмечает ТАТЬЯНА СОЛДАТОВА, руководитель «Инновационно-консалтинговой компании Татьяны Солдатовой».— Наши партнеры заинтересованы в прикладных продуктах. Сейчас, как никогда, предпринимателей волнует вопрос эффективности. Кризис показал— готовые «модные» программы нерентабельны». По словам экспертов, командообразующие тренинги практически полностью потеряли свою популярность.
Еще один урок, который извлекли игроки,— нужно быстро искать решения, когда рынок лихорадит. Слишком избыточное оформление каталога программ, невнятность договорных положений, несоответствие задачам тренинг-залов— становится критичной в работе с клиентами. Поэтому устоявшие фирмы первым делом начали работу над совершенствованием презентационных материалов и технологий работы с клиентами.
Возможности
Вырастет спрос на практиков
Главная надежда российского B2B-образования— что во времена кризиса появится больше практиков, хорошо знающих отечественные отрасли бизнеса. Эркен Андержанов прогнозирует: «Компании будут ценить профессионализм и, соответственно, больше средств будут вкладывать в подготовку персонала. Пора проведения теоретических курсов прошла. Слушателей интересует не методико-теоретическая база, которой обладает тренер, а наличие у него опыта руководства бизнесом».
Из приоритетных направлений развития экспресс-образования эксперты выделяют изучение ожиданий менеджеров. Для уточнения спроса некоторые компании, к примеру, создают центры обмена опытом. Так, на базе учебно-тренингового центра «АЯКС» в декабре 2008 г. был открыт клуб тренеров, объединивший «внутренних» и «внешних» тренеров Ростова-на-Дону. Одной из задач клуба является организация совместных программ обучения с представителями различных бизнес-школ. Клуб занимается профессиональным развитием и продвижением ростовских тренеров. По мнению самих тренеров, совместное обучение, взаимообмен опытом сможет в дальнейшем повысить качество тренинговых услуг, расширить их разнообразие. Представители ростовских бизнес-школ полагают, что рост спроса в их секторе вполне возможен, прежде всего, по причине более приемлемых цен на обучение по программам МВА, нежели в Москве.
Эксперты считают перспективным использование в бизнес-образовании интернет-технологий, например, в освоении отдаленных от Ростова рынков, на которых востребованы пролонгированные проекты. За этот год «Инновационно-консалтинговая компания Татьяны Солдатовой», благодаря публикации книги и сайту, смогла расширить географию своей клиентской базы (от Уфы, Москвы до подразделения «Газпром» в Саратове и Касимове).
В компании «Эркон», вопреки пессимистическим прогнозам, в 2009 г. открыли новое направление класса «люкс»— по организации зарубежных семинаров. Продукт, по словам руководства компании, «весьма востребован».
В целом, если опираться на исследование Global Entrepreneurship Monitor («Глобальный мониторинг предпринимательства»), то оптимистический настрой на рост спроса в сегменте бизнес-образования оправдан: по его результатам, в 2009 г. лишь около 25% российских предпринимателей оценили свои знания и опыт как достаточные для создания собственного дела.