Меню

Бизнес на грядке с доступом в Интернет

Садоводство — не самая сильная моя сторона, и я начинаю быстро скучать по городу. Но в чем‑то я завидую молодой паре из Москвы, переехавшей под Тулу, где можно выращивать органические продукты.

Они завели собственное небольшое хозяйство, а излишки выращенной и произведенной продукции стали продавать через Интернет. Подобный дауншифтинг для образованной пары на первый взгляд кажется странным. Но если задуматься, почему бы и нет: их бизнес постоянно растет, клиенты довольны свежайшими продуктами, никаких проблем для наращивания клиентской базы не существует благодаря всемирной паутине. И полезный воздух для детей — один из приятных бонусов!

Интернет сегодня — это, прежде всего, свобода. Свобода выбора места для открытия бизнеса и инструментов для его развития и продвижения. Свобода общения с поставщиками и с клиентами: как текущими, так и потенциальными. Свобода поиска новых бизнес‑знакомств и информации для профессионального роста, в конце концов.

Меня часто спрашивают: неужели сегодня присутствие в сети действительно необходимо всем видам бизнеса? Конечно, не стоит причесывать всех под одну гребенку, но в целом мой ответ утвердительный. Даже если у вас небольшой продуктовый магазинчик в спальном районе, куда заходят за водой и молоком только жители близлежащих домов, сайт‑визитка может помочь вам найти более выгодных поставщиков. А если вы нотариус с устоявшейся клиентурой, можно создать простенький сайт, где ваши клиенты смогут заранее заполнять какие‑то стандартные документы и, таким образом, проводить меньше времени у вас в офисе. Так у вас освободится немного времени, а как его занять — искать ли новых клиентов или выпить чашечку кофе — решать только вам.

Кстати, о поиске новых клиентов. Не существует универсальной палочки‑выручалочки, благодаря которой абсолютно любой бизнес может значительно расширить клиентскую базу. Это очень индивидуальная вещь: для пластического хирурга лучшая реклама — красивое лицо пациентки, для домработницы — рекомендации текущих клиентов, для продавцов самолетов — статистика безаварийных полетов и т. д. В Интернете также существует разнообразие рекламных форматов, которые используются для достижения различных целей. Контекстная реклама, в том числе AdWords, идеально подходит для тех видов бизнеса, которые хотят, чтобы их нашли клиенты, уже потенциально заинтересованные в их товарах или услугах (конечно, ведь они уже вбили в поисковую строку соответствующие ключевые слова). Для FMCG‑рынка скорее подойдет видеореклама на YouTube, так как она носит более имиджевый характер и демонстрируется значительно более широкому кругу интернет‑пользователей. Она же очень эффективно работает, когда вы хотите представить абсолютно новый продукт, например, обновленную линейку автомобилей. Еще один формат интернет‑рекламы — это ее мобильная вариация. Я имею в виду рекламу как в мобильном поиске, так и в мобильных приложениях. Это огромный рынок: по данным J»Son & Partners, в прошлом году российская аудитория мобильного Интернета составила около 40 млн человек. При этом 90% пользователей обращают внимание на мобильную рекламу при использовании Интернета со смартфонов. Несложно представить эффективность этого рекламного инструмента.

Даже самые маленькие компании сегодня могут создать собственный сайт (в том числе и на бесплатной платформе) и продвигать его самостоятельно, определяя бюджет и получая актуальную аналитику по рекламным кампаниям. Возможности Интернета для бизнеса практически безграничны. В прямом смысле этого слова: для Интернета нет границ, в том числе территориальных. Ваша компания может располагаться в совсем небольшом городе, а клиенты, например, из западных стран все равно потенциально могут найти вас. У нас есть много подобных историй. Взять, к примеру, небольшую российскую компанию, отливающую колокола и использующую для их продвижения онлайн‑рекламу, таргетированную, в том числе на иностранные рынки. Заказчики из Иерусалима нашли их благодаря всемирной сети, и сегодня их колокола звонят на Святой земле.

Колокола, фермерская еда — бизнес можно сделать на самых разных вещах. Главное — не бояться экспериментировать. Отличного вам бизнеса!