Более всего на санкции и курсы валют реагирует банковский сектор. Владимир Герасименко, председатель правления ОАО «Донкомбанк», рассказал dk.ru о том, что влиет на банковский бизнес.
Владимир Герасименко, председатель правления ОАО «Донкомбанк», считает, что объективно никаких позитивных событий за уходящий год в банковском секторе не произошло. Он отмечает, что регулятивные действия ЦБ благотворно влияют на состояние отрасли, но общеэкономическая ситуация нивелирует любые действия со знаком «+».
Минус: постоянно в условиях выживания
«Раз экономика стоит, какие могут быть у банков успехи? Кроме того, влияют отрицательно и санкции на все банки — как на крупные федеральные, так и средние и малые региональные. У нас некоторые зарубежные банки без объяснения тормозят платежи клиентов, у других не рефинансируются межбанковские кредиты, и так у всех.Наблюдался в этом году активный рост МФО. И я все жду, когда этим сегментом серьезнее займется ЦБ, тогда в нем многое поменяется. И дело не в том, что МФО забирают наших заемщиков, клиенты МФО — это не клиенты банков. Это самостоятельная отрасль, и она должна быть. В стабильной экономике. Но в условиях большой инфляции и дефицита денежных средств кредитование МФО ухудшает состояние домохозяйств. По официальной статистике, у российских домохозяйств по 2-3 кредита, и зачастую среди них есть перекредитование. Что это значит: человек «влез» в МФО, а потом по более низкой ставке перекредитовался в банке. Так мы — банки — получаем ненадежного клиента.Донкомбанк работает с физлицами, только если это сотрудники наших крупных клиентов — юридических лиц. Таким мы можем и ипотеку выдать, и автокредит, но лишь под гарантии предприятия. Такая схема огораживает нас от необеспеченных кредитов и гарантирует прозрачную, насколько это возможно, систему работы с заемщиком.Сейчас Госдума рассматривает проект, разрешающий российским банкам работать на территории Донбасса. В Крым наши банки рискнули пойти оправданно: это развитый район, банки зашли в него и получили большие пассивы в виде вкладов людей. Хотя и там сейчас большая проблема — вклады собрали, а кредиты не выдают, потому что нет правовой основы — нет залогового и реестрового права, законодательство еще не доделано. Но все же там понятно, что банки привлекло. Донбасс же — это разбитый регион, там нечем зарабатывать. Дать кредиты, а потом их не собрать? Пассивов там нет, экономика стоит, в политическом плане ничего не ясно. Плюс мы не знаем там экономику, криминальную ситуацию. У России и так денег не хватает. Стоит только сравнить: в России денежная масса составляет примерно 50% от ВВП, в Китае эта цифра — 150%».
Плюс: чистка сектора болезненна, но полезна
«Регулятивные действия ЦБ ожидаемы и в целом позитивны. Ведь с рынка уходят те, кто и так, было ясно, ведет нечистую деятельность. Однако на мой взгляд, такое слепое выполнение Базельского соглашения — это слишком. Ведь каждое государство адаптирует нормы соглашения под себя. Понятно, что многие в начале осени поспекулировали на валюте, но речь идет о федеральных банках, причем с молчаливого согласия правительства. Кризис всегда — это возможность заработать для тех, кто имеет резервы, собственные источники, кто может захватывать и поглощать. Мы это видим сейчас, мы увидим это и в следующем году».
Подготовила Мария Карачевцева