Райффайзенбанк планирует стать по-настоящему семейным банком. Теперь клиенты могут оформить детские банковские карты.
Зачем они подросткам и детям младшего возраста, разбираемся с Дамьеном Леклером, руководителем управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов Райффайзенбанка.
Насколько сейчас востребованы детские банковские карты Райффайзенбанка? Растёт ли к ним интерес? Какая возрастная категория интересуется больше — 6-14 лет или 14-17 лет? Если можно, пожалуйста, показатели в цифрах.
Сейчас на детские карты как банковский продукт, в первую очередь, обращают внимание более прогрессивные родители. Но этот сегмент набирает популярность. Прежде чем приступить к разработке предложений для детей, мы провели небольшое исследование и выяснили, что 14% наших клиентов уже оформили карту для ребенка как дополнительную к своей, еще 70% хотят, чтобы она была адаптирована под детские потребности. Учитывая это, мы разработали продукт со своими фишками.
Поскольку для ребенка важно, чтобы карта была «взрослой» на вид, мы отказались от пометки «детская» на самой карте. Что касается дизайна, мы также сделали шаг вперед – карта светится в темноте, что очень нравится детям. Для клиентов от 6 до 14 лет она привязывается к счету родителей, после 14 лет можно открыть карту к собственному счету. По карте ребенок может получать скидки у магазинов- партнеров, а подросток от 14 до 17 лет – еще и кэшбэк 5% на все покупки (до 2400 руб. в год). Как только у ребенка появляется карта, он становится нашим клиентом и даже может позвонить на специальную детскую линию с упрощенным голосовым меню. Сотрудники, подготовленные к работе именно с детьми, могут рассказать о возможностях карты, помочь разобраться, если возникли трудности. Все, как у взрослых.
Большинство карт на данный момент открыты для детей в возрасте от 9 до 15 лет, среди них наиболее популярен продукт у аудитории 12-13 лет. Часто детскую карту оформляют как подарок на день рождения или как поощрение за успешное завершение учебной четверти. Еще один распространенный случай: родители заводят карту ребенку, который путешествует без них, например, занимается спортом и ездит на сборы или на каникулах отправляется к бабушке в другой город. Взрослых терзают мысли, хватит ли сыну или дочери денег, вдруг ребенок их потеряет или их украдут. С картой эти вопросы легко решаются. Если ребенку вдруг понадобятся деньги, родитель легко и быстро сможет перевести их ему.
Зачем ребенку нужна банковская карта?
Небольшие траты – покупка шоколадок или молока по просьбе мамы – совершают дети уже в 6 лет. Видя, что родители используют карту порой чаще, чем наличные, ребенок тоже хочет поступать так, этот способ оплаты для них естественен. К тому же, для детей карта – это атрибут «взрослости».
Сын одной нашей коллеги из Южного регионального центра очень рано начал проявлять интерес к банковским картам. Она отдавала ему карты, у которых закончился период действия. В восемь лет он в очередной раз попросил у мамы карту, и вдруг обратил внимание, что она недействительна, и обижено заявил, что она ему не нужна. Коллега спросила: «Ты же маленький, зачем тебе карта?». На что услышала: «Ты меня посылаешь в магазин за хлебом, я могу ей платить». К слову, получив собственную карту со своим именем на ней, мальчик был очень счастлив.
Подростки же – это очень продвинутая аудитория, и карта для них - это больше, чем пластиковый кошелек. Они более самостоятельны и социально активны – занимаются в различных кружках, посещают секции, ездят в лагеря, путешествуют классами. Хоть банковская карта есть не у всех, школьников старшего возраста ею не удивишь. Постепенно для этой возрастной категории карта становится таким же must have, как смартфон. Они в курсе современных технологий и знают тренды. Им нравится, когда банковскую карту можно привязать к телефону и использовать для платежей смартфон. А кэшбэк по карте производит на них WOW-эффект – по карте Райффайзенбанка максимально от безналичных покупок юный клиент может вернуть 2400 рублей в год. Это значительная сумма для любого подростка.
Возникают ли какие-то трудности у детей при пользовании банковской картой?
Хоть законодательно ребёнку разрешено делать мелкие покупки уже с 6 лет, продавцы еще не привыкли к маленьким клиентам с пластиковой картой в руке: не верят, что карта принадлежит ребенку. Со временем ситуация изменится. А пока мы попросили эмитента нашей детской карты MasterCard акцентировать дополнительное внимание в общении с торговыми точками, что картами могут пользоваться дети с 6 лет. К тому же, на оборотной стороне мы указали, что она может быть использована несовершеннолетними. Это снимает вопросы продавцов.
Что о детской карте думают родители? Какие страхи и сомнения возникают обычно у родителей при оформлении детской карты?
В первую очередь, детская банковская карта – это удобный инструмент для родителей, который дает такие преимущества как контроль и безопасность. В своем онлайн-банке родитель может видеть, на что тратит деньги ребенок, а если подключить sms-оповещение, то информация о покупках будет приходить моментально.
По карте можно установить лимит по тратам. Если родитель беспокоится о том, какие покупки совершает ребенок в интернете, он может заблокировать функцию оплаты онлайн. Конечно, есть те, кто не понимает, зачем ребенку карта: «У него нет своих денег. Я даю строго на проезд и обед в школе». Если это и так, карта – это удачная альтернатива кошельку. Даже проезд в транспорте теперь можно оплачивать ею. И это удобно. Ребенку проще приложить «пластик» к терминалу, чем искать по карманам мелочь или пересчитывать сдачу с купюры. На самом деле, обычно у ребенка больше денег, чем дают на карманные расходы родители – бабушка подарила на день рождения, мама разрешила забрать сдачу после покупки хлеба. Свои сбережения он может хранить на карте.
Еще одно взрослое опасение - с картой ребенок не будет чувствовать реальность денег и будет больше тратить. Но карта – это отличный способ научить ребенка распоряжаться своими деньгами. Если он потратил карманные деньги, выданные на неделю, за три дня, чтобы получить новую сумму, ему придется подождать до конца недели. Это поможет понять ему, как важно планировать расходы.
Поговорим о потребностях детей. На что они обычно тратят деньги? Многие ли из них копят на определённые цели?
Дети младшего возраста тратят совсем немного – чаще на что-то съедобное. Чем старше ребенок, тем больше у него интересов, структура трат становится более разнообразной – поездки, походы в кафе и кино, шопинг, покупки в интернете. Однозначно, дети любят копить, иногда делают это бесцельно, им нравится сам процесс – было 100 рублей, а через два месяца уже 1000 рублей. Мы видим, что в приложении «Райффайзен-Start» многие пользователи копят на конкретные цели: гироскутеры, планшеты, смартфоны…
Просмотр желаний - очень удобная функция для родителей: теперь они знают на что копит ребенок и могут исполнить мечту, к примеру, на Новый год. Вместе с детской картой мы предлагаем нашим юным клиентам установить мобильное приложение «Райффайзен-Start». Кстати, его может загрузить любой ребенок, даже если у него нет карты. В нем ведь удобно вести учет своих трат, а также записывать мечты и копить именно на них. Использовать приложение для ребенка интересно и полезно. Так он учится фиксировать расходы, анализировать их и сохранять деньги.
Сегодняшние маленькие клиенты завтра вырастут, и Вы наверняка хотите, чтобы они остались обслуживаться в банке. Как Райффайзенбанк планирует взаимодействовать с клиентами, «выросшими» в банке?
В нашем банке уже 35% клиентов обслуживаются семьями. Мы хотим двигаться дальше в этом направлении. Но пока говорить о клиентах, «выросших» в Райффазенбанке, рано. Одно могу сказать точно, специальные детские предложения помогут приучить к правильному обращению с банковскими продуктами и сформировать хорошие финансовые привычки. Для банка – это еще и возможность выстроить долгосрочные отношения склиентами.
Если сравнивать банковские продукты для детей в России и за рубежом — где бОльшая востребованность и где бОльшие перспективы развития, на Ваш взгляд?
Детский банкинг набирает популярность в мире. В Европе родители приобщают детей к банковским продуктам уже в дошкольном возрасте. В США еще в 1987 году появился Young Americans Bank, работающий только с несовершеннолетними. Есть такие учреждения и в Азии, например, индийский Children`s Development Bank. В цифровой век молодежь начинает зарабатывать раньше своих сверстников 10 лет назад. Доходы подростков продолжат расти, а это значит, что банки будут предлагать все больше продуктов для несовершеннолетних.