Меню

Банки стали пристальнее рассматривать риски клиентов

Замедление экономического развития России заставило банкиров внимательнее относиться к потенциальным заемщикам, то есть в первую очередь оцениваются риски клиента.

Рост российской экономики на 2014 год, который предполагал ЦБ еще в прошлом году, маловероятен. «Мы предполагали, что рост будет 1,5-1,8%, сейчас, на наш взгляд, более вероятно замедление темпов роста до уровня ниже 1%», — заявила на XXV Съезде Ассоциации российских банков глава Банка России Эльвира Набиуллина. По ее мнению, спасти экономику может малый и средний бизнес, поэтому нужно развивать его кредитование.
 
Прицел на три буквы
 
Уже несколько лет подряд Правительство называет МСБ приоритетным сектором экономики. Однако не все банки активно кредитуют реальный сектор экономики, а больше уделяют внимание торговым предприятиям.
 
«Традиционно мы кредитуем компании оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, — говорит Евгения Власова, управляющая региональным операционным офисом «Ростовский» ВТБ24. — Большой интерес также представляют предприятия сферы услуг, строительные компании и компании, занятые созданием и управлением недвижимостью, грузоперевозчики».
 
Евдокия Малогловец, региональный директор Южной дирекции  Росбанка, также отмечает, что наиболее перспективные направления МСБ — сфера оптовой торговли и обрабатывающих производств, пищевой промышленности и АПК в целом: «Эти отрасли имеют устойчивый рынок сбыта и повседневный спрос на продукцию». В Росбанке, по данным Евдокии Малогловец,  70% клиентов малого и среднего бизнеса — это предприятия торговли, производственные предприятия составляют 15% кредитного портфеля, 8-10% — компании из сферы услуг.
 
Реальный сектор экономики приоритетом банка называет и Лариса Сулацкая, управляющая филиала «Ростовский» банка «Глобэкс». Сюда входят, по ее словам, отрасли торговли, энергетики и производства товаров массового потребления.
 
«При кредитовании отраслей строительства и сельского хозяйства возникают наибольшие риски, — отмечает Лариса Сулацкая. — В первом случае окупаемость производимых инвестиций происходит за достаточно продолжительный срок (как правило, не менее 5 лет), что влечет повышенные риски возвратности кредитов. Во втором случае возникают существенные риски, связанные с погодными условиями, которые на фоне фактически неработающей системы страхования таких рисков, трансформируются в кредитные риски кредитующего банка».
 
Взять на оборот
 
Все опрошенные банкиры утверждают, что основной спрос в кредитовании бизнеса был акцентирован на пополнение оборотных средств. «На данный момент наблюдается обильный рост оборотных кредитов, так как у большинства компаний начинается пик сезона, что влечет за собой рост потребности в оборотных средствах», — говорит Максим Олейников, заместитель регионального директора по малому бизнесу банка «Открытие» (Ростов-на-Дону). Лариса Сулацкая объясняет ситуацию отраслевой структурой МСБ донской экономики, где почти 50% предприятий занимается оптовой или розничной торговлей. По ее же словам, на долю инвестиционных кредитов, направленных на расширение основного капитала, используется около 10% от всех кредитных средств банка:
 
«Причина — дефицит длинных денег в пассивах банков и курс ЦБ на приоритет коротких денег в банковских пассивах».
 
Действительно, финансисты не раз заявляли, что последние годы банковская система испытывает дефицит ликвидности. И здесь вопрос скорее к мегарегулятору. ЦБ уже провел реформу инструментов рефинансирования. В ближайших планах, как приводит слова президента АРБ Гарегина Тосуняна портал banki.ru, «… начало кредитования банков под залог кредитов малому и среднему бизнесу, выданных на основе определенных стандартных требований и процедур». Проект соответствующего документа подготовлен АРБ и находится на стадии согласования с мегарегулятором, пишет портал.
 
Политика ЦБ в области ужесточения выполнения норм для банков не угрожает региональной банковской отрасли, утверждают местные банкиры. Евгения Власова отзыв лицензий у ряда банков называет позитивным явлением и считает это закономерным для рынка. Игорь Пятигорец говорит, что Россельхозбанк уже даже ощутил приток клиентов, которые обслуживались в других кредитно-финансовых организациях.
 
По словам Ларисы Сулацкой, политика ЦБ РФ по зачистке банковского сектора не направлена конкретно на мелкие или какие-либо другие банки: «При наличии спроса на рынке есть место и крупным, и малым компаниям. Повышение конкуренции в банковских секторах регионов сейчас идет самостоятельно. При этом многие малые банки имеют рентабельность активов выше, чем банки топ-20. Например, небольшой с точки зрения собственного капитала банк может очень эффективно удовлетворять потребности своих клиентов: из-за масштабов своего бизнеса он будет стараться работать с максимальной рентабельностью, понимая, что от этого зависит его будущее».
 
Только не надо драмы
 
Реагирует банковская система не только на реформы ЦБ. Общая экономическая ситуация в стране заставляет финансовые организации быть более осмотрительными.
 
«В банковском секторе Ростовской области происходит изменение подходов в самой системе кредитования, — заявляет Игорь Пятигорец, директор Ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». — Сейчас все банки, в том числе и  Россельхозбанк, переходят к рискоориентированной модели кредитования, то есть в первую очередь оцениваются риски при выдаче того или иного кредита. Причем, оцениваются риски, которые существуют для самих заемщиков. Финансовые аналитики не видят улучшения экономического климата в регионах. Покупательский спрос падает. На этом фоне клиентам банков, которые берут кредиты, становится труднее продать свою продукцию, а значит, и расплатиться по займам».
 
Однако это не означает тотального падения спроса на заемные средства, показатели деятельности целого ряда банков не снизятся, добавляет он.
 
«Банки при любом состоянии экономики на регулярной основе борются за чистоту своего кредитного портфеля, — говорит Максим Олейников. — При этом  банки на данный момент минимизируют риски путем более точечного анализа бизнеса заемщика и повышают требования к его финансовому положению, а также обеспечению кредита».
 
Евгения Власова утверждает, что ситуация с рисками в банковском секторе ухудшается, но не является драматической: «Это естественное явление после двух-трех лет активного роста, который был в сфере кредитования… Сейчас мы видим, что банки-кредиторы начали корректировать свои рыночные стратегии, смещая акценты с агрессивного роста на повышение качества ссудной задолженности. Во многом благодаря этому ситуация в банковском секторе с точки зрения кредитных рисков не выглядит угрожающей. Несмотря на довольно быстрый рост абсолютных объемов просрочки по ссудам, ее показатели сохраняются сегодня на достаточно приемлемом уровне».
 
Подготовила Мария Карачевцева