Меню

Банки объявили пластик козырной картой в конкурентной игре

эксперты Владимир Бондаренко начальник отдела продаж розничных продуктов «ВТБ Розничные услуги» Дмитрий Гришин заместитель председателя правления «Южного регионального банка» Евгений Исаков дирек

Рынок пластиковых карт выходит на новый этап развития. Если в течение последних десяти лет пластиковое направление развивалось экстенсивно за счет массового внедрения зарплатных проектов, то сейчас на первый план вышли качественные изменения. Банки предлагают потребителям все новые услуги, увеличивая тем самым свои доходы от эмиссии карт. Изменения происходят насто­лько быстро, что эксперты даже назвали происходящее «второй волной пластиковой революции».
эксперты

Владимир Бондаренко
начальник отдела продаж розничных продуктов «ВТБ Розничные услуги»
Дмитрий Гришин
заместитель председателя правления «Южного регионального банка»
Евгений Исаков
директор представительства «Дельта Банка» в Ростове-на-Дону
Лариса Луценко
управляющая филиалом Международного Московского Банка в Ростове-на-Дону
Лариса Сосновская
вице-президент «МеТраКомБанка»
Екатерина Хворост
начальник отдела по обслуживанию пластиковых карт банка «Центр-инвест»
Дмитрий Шишкин
начальник отдела розничных продаж Южного Торгового банка
Как банки привлекают внимание к пластиковым продуктам? Без чего невозможен рост карточного рынка?
Зачем банки вкладываются в долгосрочные проекты?
Свою активность на рынке пластиковых карт банкиры объясняют желанием, наконец, зарабатывать на той сфере, в которую долгое время только инвести­ровали. Нагружая карточки дополнительными сервисами, участники рынка начинают зарабатывать на пластике реальные деньги. Чтобы увеличить свои доходы, банки активно продвигают новые услуги, ведь большинство держателей зарплатных карт по-прежнему используют их не чаще чем пару раз в месяц, обналичивая свои доходы в банкоматах.
 
Банки используют спрос на нецелевые кредиты
«По большому счету, пластиковый бизнес – работа на перспективу, – говорит ЕКАТЕРИНА ХВОРОСТ, начальник отдела по обслуживанию пластиковых карт банка «Центр-инвест». – Он сегодня не самый выгодный, но инновационный, быстро растущий и развивающийся».
 
«Это направление имеет огромные ресурсы, – говорит ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО, начальник отдела продаж розничных продуктов «ВТБ Розничные услуги». – В Европе более 90% населения имеют по нескольку пластиковых карт, а у нас не более 10%. Продукт очень востребован, и интерес к нему растет ежегодно в разы. Он удобен и выгоден как банку, так и потребителю».
 
В первую очередь, банки воспользовались падением интереса потребителей к целевому кредитованию. ЛАРИСА ЛУЦЕНКО, управляющая филиалом Международного Московского Банка в Ростове-на-Дону: «Многие люди начали реально оценивать предлагаемые условия и находить альтернативы, наиболее очевидной из которых являются кредитные карты».
 
ДМИТРИЙ ШИШКИН, начальник отдела розничных продаж Южного Торгового банка (ЮТБ), добавляет: «Тут даже и доказывать ничего не надо. В мире практически все потребкредитование завязано на кредитной карте. И в странах, где развита банковская система, уже не существует понятия целевого потребительского кредита в том виде, как у нас – с кредитным агентом в торговой точке и экспресс-оценкой».
 
Первыми кредиты по пластиковым картам по системе овердрафта предложили специализированные кредитные банки – «Русский Стандарт», «Дельта Банк», Ситибанк. Их продукт остался, по сути, тем же экспресс-кредитованием, но стал нецелевым. ЕВГЕНИЙ ИСАКОВ, директор представительства «Дельта Банка» в Ростове-на-Дону, уверен, что спрос на этот продукт будет оставаться высоким, пока есть люди, которые получают реальные, но не подтвержденные доходы, пока велика доля серых зарплат.
 
Со второй половины прошлого года к пластиковому кредитованию активно подключились универсальные банки, опираясь на базу держателей зарплатных карт. По словам Владимира Бондаренко, это был логичный шаг. «ВТБ Розничные услуги» удалось занять лидирующие позиции в пластиковом сегменте менее чем за год именно благодаря огромному количеству «зарплатников», доставшихся в наследство от корпоративных клиентов ВТБ. Зарплатные овердрафты банкам более выгодны: клиенты не требуют такого тщательного скоринга, как «пришедшие с улицы».
 
Отработав технологии на «зарплатниках», банки стали предлагать овердрафты по пластиковым картам и широкому кругу клиентов. Последние даже более интересны для банка: они четко знают, чего хотят, уже знакомы с пластиком, лучше ориентируются в его возможностях и условиях кредитования в разных банках, часто имеют опыт целевого потребительского кредитования. И клиентов не отпугивает, что, в отличие от экспресс-кредитования, проверку кредитоспособности проводят более тщательно. Дмитрий Шишкин: «Добросовестный заемщик готов потратить некоторое время, чтобы собрать документы. Это позволит получить более дешевый кредит».
Пластик обрастает дополнительными сервисами и льготами
 
Чтобы привлечь внимание именно к своему продукту, банкам приходится разрабатывать новые, более детализированные пластиковые продукты, вырабатывать собственную тактику их продвижения. Например, в Южном Торговом банке делают ставку на создание универсальной банковской карты. «Мы нагружаем свои зарплатные карточки функционально, – говорит Дмитрий Шишкин. – Помимо стандартных функций и возможности оформить овердрафт, наши карты могут работать как накопительный счет с процентной ставкой до 10% годовых на остаток. По ним можно оплатить через банкомат услуги сотовой и проводной связи, интернет, НТВ+, внести квартплату. Мы постоянно расширяем круг поставщиков услуг, в пользу которых можно будет вносить платежи».
Еще одна новинка – кредитные карты с льготным периодом кредитования (grase period), в течение которого клиент пользуется заемными средствами бесплатно. Эксперты расценивают этот продукт исклю­чительно как рекламный ход. С ними спорит Владимир Бондаренко: «Наш опыт показывает, что две трети клиентов дейст­вительно стараются уложиться в grase period, но оставшаяся треть платит проценты, которые выше, чем по обычному кредиту. Кроме того, банк зарабатывает на выпуске карт – они дороже, чем обычные. Комиссия за обналичивание – два процента вместо одного». Екатерина Хворост согласна, что ни один банк не будет выпускать заведомо нерентабельный продукт: «Собственно говоря, такой подход позволяет дифференцировать плату за услугу, дает клиенту возможность выбора. Например, платить больше за счет, обслу­живание карты и саму карту, но почти не платить за сам кредит».
 
Такой подход позволил «Центр-инвесту» найти резерв для развития даже в таком отработанном и стандартизированном продукте, как зарплатные проекты. Банк предлагает некоторым клиентам эксклюзивные условия, например, бесплатное снятие наличных во всех устройствах любых банков. Екатерина Хворост говорит: «У многих возникает вопрос, на чем мы зарабатываем. Этот зарплатный проект несколько дороже обходится организации-работодателю, но он удобен и выгоден, если работники часто и надолго ездят в командировки».
Банки активно развивают сеть банкоматов, причем делают упор на установку устройств, рассчитанных не только на выдачу, но и на прием платежей как в наличной, так и в безналичной форме. Комиссионные за эти операции ложатся на потребителей. ДМИТРИЙ ГРИШИН, заместитель председателя правления Южного регионального банка: «Вся банковская система в мире зарабатывает на комиссиях по транзакциям и от эквайринга. То есть люди платят не за деньги, а за услуги».
 
Самый большой поток денег проходит через торговые учреждения, поэтому если установить в них свои терминалы, то комиссии от принятых платежей значительно превысят доходы от банкоматов. Однако, по мнению Дмитрия Шишкина, войти на рынок эквайринга гораздо дороже и труднее, чем просто эмитировать карты. «Нет смысла ставить один-два терминала: не получишь необходимого дохода. Речь должна идти сразу о создании эквайринговой сети минимум на 50-60 POS-терминалов, каждый из которых стоит $600-700». Екатерина Хворост добавляет: «В любом случае пластик – это не убыточный продукт. Но прибыльным он становится только тогда, когда банк активно наращивает не только эмиссию, но и эквайринг карт».
Однако при установке терминалов банкам часто приходится сталкиваться с противодействием со стороны главных партнеров – торговых предприятий и поставщиков услуг. Дмитрий Шишкин: «Если крупных прозрачных ритейлеров уговаривать не надо, то средние и мелкие активно противятся такой форме расчетов. Они боятся показывать свои реальные обороты». В решении проблемы эксперты возлагают большие надежды на содействие государства. С конца прошлого года власти активно обсуждают законопроект, который обяжет все магазины с оборотом более $20 тыс. в месяц принимать у населения для расчета пластиковые карты. А Екатерина Хворост убеждена, что банки многое могут сделать и сами: «Мы привле­каем торговцев, проводя совместные дисконтные программы. В прошлом году нам удалось заключить такие соглашения с 40 партнерами. Они таким образом увеличивают продажи, а мы дополнительно стимулируем клиентов к проведению операций по нашим картам в безналичной форме».
ЛАРИСА СОСНОВСКАЯ, вице-президент «МеТраКомБанка», говорит, что ее банку удалось найти оптимальное решение по эквайрингу: «Мы идем туда, где пока еще ничего нет. У нас грядет большой проект, по которому мы разместим сеть терминалов в железнодорожных кассах». До конца 2006 г. эта услуга станет доступной в 60 билетных кассах Северо-Кавказской магистрали.
 
По мнению Владимира Бондаренко, к концу следующего года не останется ни одного цивилизованного места торговли, где ни стояли бы POS-терминалы. Он уверен, что торговым сетям хорошо известны результаты исследований международных платежных систем, согласно которым потребитель тратит по безналичному расчету в среднем на 25% больше. В условиях обострившейся конкуренции ритейлерам это будет на руку.
Пластиковый бизнес на вырост
 
Эксперты утверждают, что в очень скором времени ни один банк, работающий в розничном секторе, не сможет существовать без предоставления своим клиентам линейки карточных продуктов. Это станет уже не просто конкурентным преимуществом, но вопросом выживания. Уверенность в положительной динамике подталкивает наиболее активных игроков вкладывать средства в дорогостоящие долгосрочные проекты. «МеТраКомБанк» в июне этого года презентовал собственный процессинговый центр и центр персонализации банковских карт международной платежной системы Visa International. Лариса Соснов­ская говорит, что пока он занимается переводами клиентов банка с российской системы Юнион Кард на Visa, накопленный объем Юнион Кард полностью загружает процессинговый центр и позволяет в короткие сроки окупить затраты. В перспективе же «МеТраКомБанк» сможет предложить его услуги другим банкам региона, которые пожелают включиться в систему Visa International.
В «Центр-инвесте», как сообщила Екатерина Хворост, также планируют соз­дать процессинговый центр по платежной системе MasterCard International. «Мы нарастили для этого достаточный объем карт, – поясняет г-жа Хворост. – Естест­венно, когда мы запустим этот проект, то будем предлагать и другим банкам услуги по процессированию и персонализации их карт».
 
Это предложение, по мнению экспертов, будет весьма актуальным для небольших региональных банков. Ведь чтобы вступить в систему Visa International, банку придется заплатить около $25 тыс. Кроме этого, банк должен занимать определенную долю рынка и иметь хорошую репутацию. Помимо первоначальных вложений, постоянно требуются средства для поддержки, обслуживания, перевыпуска карт и т.д. Сократить издержки реально. Заключив договор о спонсорском партнерстве, малый банк может за определенную комиссию переложить все заботы на спонсора и ставить собственный логотип на карты своих клиентов.
Для региональных банков есть и другой путь. Владимир Бондаренко считает перспективным выпуск и обслуживание карт локального действия: «Локальные платежные системы менее требовательны к банкам, которые хотят эмитировать их карты, они дешевле».
 
Этот путь выбрал ЮТБ, опираясь на мировую статистику, согласно которой 80% платежей люди производят в так называемой трехмильной зоне вокруг места своего жительства. ЮТБ выбрал чиповые, а не магнитные карты, которые под­держивает российская платежная система «Золотая Корона». Она ориентирована на потребности российских региональных банков, предоставляет большое количество централизованного сервиса. «Золотая корона» помогает осуществлять денежные переводы, мобильный и интернет-банкинг и прочее – все то, что небольшим банкам развивать самостоятельно не по карману. Дмитрий Шишкин рассчитывает на то, что со временем ЮТБ сможет оказывать услуги по выпуску и обслуживанию карт более мелким банкам. «На самом деле первичные затраты на подключение к системе минимальны. Весь основной процессинг осуществляется в Новосибирске. Терминал, который позволит персонализировать карты, стоит $300. Банкомат можно купить за $12-14 тыс. в зависимости от модели. Мы можем предложить банку, который посчитает даже эти затраты высокими, работать через наши коммуникационные центры и даже персонализировать у нас карточки».