Заявление подано в Арбитражный суд Ростовской области четвертого мая, дата его рассмотрения еще не назначена.
14 апреля текущего года Банк России отозвал лицензию Стелла-банка на осуществление банковских операций в связи с проведением "высокорискованной кредитной политики и несозданием адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам".
При этом ростовский банк, по данным регулятора, не соблюдал требования нормативных актов Банка России в области противодействия отмыванию доходов в части соответствия правил внутреннего контроля и направления в уполномоченный орган достоверных сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
"Деятельность кредитной организации была ориентирована на агрессивное привлечение денежных средств населения. В условиях введенных надзорным органом ограничений и запретов на привлечение вкладов Стелла-банк продолжал активно их привлекать, в том числе во внутренних структурных подразделениях в Москве, по ставкам, существенно превышающим рыночный уровень", - отмечал Центробанк.
Напомним, директор «Стелла-банка» Денис Бурыгин был застрелен 7 апреля 2015 года в своем кабинете, убийца - Сегей Ф. - покончил с собой на месте преступления. Он оказался должником банка, проигравшим очередной суд. Сергей взял в банке 200 000 долларов. Он считал, что отдал банку все деньги, но в финансовом заведении числился должником. Прошло несколько судов, по решению последнего у Фельдмана было изъято имущество в пользу уплаты долга. На месте преступления он оставил предсмертную записку:
«У меня нет другого выхода, как самому отстаивать свои права и наказать зарвавшихся от запредельной жадности и безнаказанности негодяев и мерзавцев… Мне очень не хочется умирать… Но еще больше я не хочу жить, как бесправная скотина…».
30 апреля 2016 года «Деловой квартал» сообщал о том, что вкладчики ростовского «Стелла-Банка» недовольны размерами страхового возмещения. Заявления от них регулярно поступают в АСВ. В тот же день в Агентстве по страхованию вкладов пояснили, что сведения о многих из них отсутствуют в реестре выплат, что вызвано грубыми нарушениями в ведении учета операций по вкладам со стороны сотрудников Банка. Временная администрация по управлению банком проводит комплексный анализ документов и данных бухгалтерского учета для установления обстоятельств допущенных нарушений.
Как рассказал «Деловому кварталу» директор ООО «Клуб Создателей Капитала» Максим Колесниченко, раньше ЦБ РФ относилась к банкам как родная мать к своим сыновьям. Банкам давалось множество предупреждений и времени для исправления.
- Такая мягкость не сработала: предписания ЦБ игнорировались, многие банки продолжали вести зачастую незаконную деятельность. Проблемы накапливались. Тогда пришлось где-то в 2013 году взяться за ремень. В результате банковскому сектору был дан прямой намек. Лишать лицензии будем всех, кто ему не соответствует, - поясняет Максим Колесниченко.
Хотя на самом деле, по словам собеседника, чаще всего у банков отнимают лицензии по трем причинам. Первая – отмывание доходов и сомнительное финансирование. Банк – это та организация, через которую можно прокачать миллиардные суммы. Вторая - установленные факты фальсификации данных в отчетных документах банка, которые отправлялись на проверку в Центральный Банк. Третий – неспособность организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
- В случае «Стелла-Банка» больше сработал третий фактор. Данное учреждение, несмотря на запрет ЦБ РФ на привлечение вкладов, продолжало активно их привлекать по ставкам, существенно превышающим рыночный уровень. При этом, похоже, скрывало данные финансовые операции в отчетности для ЦБ РФ, - сообщил Максим Колесниченко.
Бизнес-консультант Михаил Акопьян считает, что по оптимистичным прогнозам с рынка в ближайшие годы уйдет еще около 200 банков. По пессимистичным прогнозам в России нужно максимум не более 100 банков. В любом случае более 80% банковского бизнеса РФ сконцентрированы в банках топ-50.
- В текущей ситуации важно, кто стоит за банком, акционеры, возможность привлечения денег, использование административного ресурса и пр. Кроме этого важен эффект синергии – филиальная сеть, узнаваемость в регионах и пр. Чаще всего региональные банки такой возможности не имеют. Уход региональных банков грозит малому и среднему бизнесу потерей определенного уровня комфортности. Есть целый пласт клиентов готовых переплачивать за возможность быстрого решения вопроса. Федеральные банки чаще всего используют формальный подход и достаточно медленны, да и центр принятия решений федеральных банков обычно находится далеко от Ростова, - комментирует Михаил Акопьян.
По его словам, Стелла-банку были в полной мере присущи все вышеперечисленные плюсы и минусы небольшого регионального банка и у него славная 22-летняя история, но, к сожалению, время таких банков проходит.