эксперты Юрий Аржановский директор автосервисного центра Mitsubishi Вячеслав Дьяченко заместитель генерального директора «Автомаксимум» Дмитрий Летуновский старший менеджер автосервисного центра «Г
эксперты
Юрий Аржановский
директор автосервисного центра Mitsubishi
Вячеслав Дьяченко
заместитель генерального директора «Автомаксимум»
Дмитрий Летуновский
старший менеджер автосервисного центра «Гепард»
Александр Попов
технический директор «Панавто-Юг»
Александр Пихтин
генеральный директор «Пихтин-Авто»
Александр Шаповалов
генеральный директор «Автомастер-А»
Когда СТО официальных дилеров начнут бороться за постгарантийные машины?
Кто выиграет от стагнации авторынка?
Игроки рынка утверждают, что к настоящему времени сегмент обслуживания новых автомобилей независимые СТО практически полностью отдали «на откуп» сервисам официальных автодилеров. Все дело в гарантии, которую официальные дилеры предоставляют своим клиентам при покупке авто. У разных дилеров условия гарантийного обслуживания (срок эксплуатации, пробег машины) различные, однако пока «гарантийка» действует — клиенты ремонтируются у дилера бесплатно и не горят желанием обращаться в независимые СТО. «Гарантия — это обязательное требование поставщиков авто. В современных реалиях это необходимое условие при продаже машины. В противном случае клиенты уйдут к другому дилеру, который гарантию предоставит», — рассказывает технический директор «Панавто-Юг» АЛЕКСАНДР ПОПОВ.
Такую лояльность клиентов к дилеру независимые СТО объясняют нечестной позицией продавцов: часто при покупке новой машины дилер убеждает клиента, что в случае обращения за любой услугой в независимый автосервисный центр, гарантия потеряет свою силу. Однако если автоцентр сертифицирован, работает легально, замечают независимые СТО, такие требования дилера необоснованны и незаконны. Все же большинство независимых автоцентров предпочитают не обслуживать машины с пробегом. «К тому же, по большому счету, в первые годы работы у иномарок нет серьезных поломок. Единст- венное, что приходится делать СТО при дилерах, менять масло, фильтры, иногда колодки и диски. Нам такая работа неинтересна», — замечает заместитель генерального директора СТО «Автомаксимум» ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯЧЕНКО.
Однако не все независимые игроки считают такую работу неинтересной и готовы бросить вызов доминированию дилеров на техобслуживание авто в период действия гарантии. «Мы намерены бороться за сегмент новых авто. Мы сертифицированный сервисный центр и можем проводить работы даже лучше, чем дилеры. Поэтому если после нашего техобслуживания (например замена масла) дилер откажет клиенту в «гарантийке» — мы готовы помочь клиенты доказать свою правоту в суде. Постепенно люди понимают, что дилеры их попросту запугивают: за полгода нашей работы человек 15 с новыми автомобилями перевели ТО к нам», — говорит старший менеджер автосервисного центра «Гепард» ДМИТРИЙ ЛЕТУНОВСКИЙ.
И все же таких игроков на рынке меньшинство. По этим причинам не видят конкурентов в сегменте новых автомобилей и сами дилеры. «Всерьез говорить о конкуренции можно будет с появлением на рынке нескольких официальных дилеров одной и той же марки. Когда-то в Москве был один дилер, сейчас их там восемь. Наш рынок тоже развивается, и в Ростове появятся влиятельные игроки, которые захотят открыть еще один дилерский центр», — считает г-н Попов. С ним согласен и директор автосервисного центра Mitsubishi ЮРИЙ АРЖАНОВСКИЙ, который знаком с конкуренцией дилеров не понаслышке: «До недавнего времени нашим прямым конкурентом была компания «Модус» — еще один официаль- ный дилер Mitsubishi в Ростове. Сейчас они отказались от дилерства. Клиенты на машинах нашей марки ездят к ним по инерции». Однако вздохнуть свободно СТО Mitsubishi не удастся. «У нас есть информация, что со следующего года еще одна ростовская компания станет продавать Mitsubishi как официальный дилер. Будем бороться с ней», — добавляет г-н Аржановский. Еще одним подтверждением этой тенденции можно считать и недавнее получение дилерства на продажи Ford ростовской компанией ААА-Motors. Долгое время авто этой марки продавали две фирмы, принадлежащие одному владельцу (подробнее см. новости на стр. 29).
Автомобилями с пробегом СТО при официальных дилерах, по их собственным заявлениям, тоже интересуются. Однако, отмечают представители независимых автосервисных центров, пока не слишком сильно. «Сейчас официальные дилеры имеют куда большие доходы от продаж машин, поэтому для них автосервис — ненужный балласт, попросту кабала, навязанная производителем», — полагает генеральный директор СТО «Пихтин-Авто» АЛЕКСАНДР ПИХТИН. По его мнению, всерьез дилеры обратят внимание на рынок автосервиса после стагнации автомобильного рынка, когда спад продаж заставит их искать новые пути получения прибыли. Пока же, по мнению руководителей независимых СТО, набрать постгарантийных клиентов дилерам мешает огромное количество гарантийных автомобилей, которые загружают мощности сервисных центров, и дефицит квалифицированных кадров. В итоге очереди на гарантийное обслуживание у некоторых дилеров могут растягиваться на месяц.
То, что настоящая борьба за предпочтения автовладельцев развернется между СТО в будущем, понимают и сами дилеры. К ней они начинают готовиться уже сейчас. Так, в «Панавто-Юг» недавно установили новое ПО и оптимизировали работу автосервисного центра. Благодаря этому технический директор компании Александр Попов надеется нарастить мощности на 30%. Директор автосервисного центра Mitsubishi Юрий Аржановский отмечает, что мощности его СТО уже сейчас загружены на 60–70%. «Мы планируем увеличить рабочее время и тем самым повысить пропускную способность», — говорит он.
Руководители независимых автосервисных центров считают, что их основное конкурентное преимущество перед дилерскими СТО — качество. «Однако психология человека такова: если цены у дилеров и у независимых автосервисных центров одинаковы, он выберет дилера — официальный, значит, там лучше и качественнее. На самом деле это зачастую не так», — говорит Александр Пихтин. В борьбе со стереотипами клиентов независимые СТО жертвуют частью своей прибыли и снижают цену. И, как утверждают руководители таких станций, мера эта достаточно действенна — 70–80% автолюбителей после окончания гарантийного срока не остаются у дилера, а идут в независимый автосервисный центр (сами дилеры приводят цифры гораздо скромнее: 10–20% у «Панавто-Юг», 60% — у Mitsubishi).
Тех, кто уходит от дилера, на рынке встретят станции с примерно одинаковой стоимостью техобслуживания — между независимыми СТО пока в Ростове конкуренции не наблюдается. «Естественно, по сравнению с дилерскими центрами у нас все значительно дешевле. Но среди независимых СТО значительных отличий в ценах быть не может — они уже сложились, и все работают по одинаковым тарифам. Да и в снижении расценок особого экономического смысла нет: мало того, что ты откажешься от прибыли, так к тебе еще поедет всякий хлам. Нам этого не надо», — замечает генеральный директор «Автомастер-А» АЛЕКСАНДР ШАПОВАЛОВ. Очевидно, что демпинговать в таких условиях начинают те, кто играет не по правилам, то есть «серые» автосервисные центры, экономящие на уплате налогов. При этом собеседники «ДК» отмечают, что зачастую качество их работ оставляет желать лучшего.
Еще один фактор, мешающий развитию конкуренции между независимыми СТО, — предложение на этом рынке пока не поспевает за растущим спросом. Сейчас на любой станции машины стоят в очередях обычно день–два, а в июле–октябре ожидание своей очереди может растянуться и до недели. В этой ситуации уже работающие автосервисы даже приветствуют приход новых игроков, которые хоть как-то помогают разгрузить очереди в уже работающих станциях. Эксперты единодушны: ростовский рынок еще далек от насыщения и ежемесячно выходящие новые компании с успехом закрепляются и работают. При этом собеседники «ДК», замечают, что в последнее время в Ростове открываются, в основном, небольшие СТО, специализирующиеся на конкретных неисправностях. «Это еще одно объяснение тому, почему конкуренции на рынке нет. Мы занимаем узкие ниши: кто-то занимается двигателями, у кого-то толковый электрик, кто-то красит», — считает г-н Дьяченко.
Многие игроки объясняют преобладание среди новых СТО небольших компаний, в первую очередь отсутствием квалифицированных кадров и невозможностью собрать коллектив, одинаково сильный во всех областях автосервиса. Александр Пихтин видит причину в другом: «Открыть большой сервисный центр требует серьез- ных вложений. Люди же, у которых такие деньги есть, предпочитают вкладывать их в другие, более прибыльные бизнесы. Рентабельность же автосервиса не слишком привлекательна: за последние десять лет она сократилась вдвое и сегодня составляет 5–7%». По его словам, у большого мультибрендового автосервиса, специализирующегося на разных услугах, больше преимуществ, чем у небольшого, и главное — возможность работать с разными группами клиентов. А Дмитрий Летуновский уверен, что все дело в отсутствии площадей: «Сейчас найти подходящий участок для строительства нового центра — целая проблема. Их действительно практически нет. Например, у нас 10 соток, но по-хорошему, чтобы выйти на новый качественный уровень, хотелось бы, чтобы площадь была около 50».
Бурный рост авторынка рано или позд- но (по разным оценкам, от 3 до 7 лет) замедлится. Все игроки ждут этого момента с опаской, потому как никто из них наверняка не может сказать, что именно произойдет дальше.
Меньше всего при этом переживают СТО при официальных дилерах. Даже по оценкам их конкурентов — независимых автосервисных центров, 1–3 года после замедления рынка у дилеров не будет недостатка в клиен- тах за счет автовладельцев «на гарантии». После этого периода они наверняка вступят в борьбу за постгарантийные машины. Эксперты полагают, что, внеся коррективы в тарифы и апеллируя в рекламных посланиях к стереотипам в психологии клиента, который больше доверяет дилеру, они смогут отбить значительную часть потребителей у независимых СТО. «Думаю, после стагнации дилеры начнут серьезно биться за «авто-вторичку», и постгарантийные клиенты от них будут уходить куда меньше», — соглашается г-н Пихтин.
Как на это отреагируют независимые сервисные центры, пока неясно. Некоторые эксперты считают, что рынок будет поделен между дилерами и крупными сервисными центрами, которые к тому времени зарекомендуют себя среди автолюбителей. В этих условиях мелкие СТО вынуждены будут уйти в небольшие города области. «Дилер ведь не может открыть в каждом районном центре автосервис — это не выгодно. Потому разумно открывать СТО в небольших городах», — предполагает Александр Пихтин.
Мелкие компании с такой участью не согласны. Некоторые собеседники «ДК» полагают, что Ростов может пойти по европейскому пути. «Например, в Германии 80% рынка принадлежит небольшим компаниям. За границей клиент уже давно предпочитает обращаться в небольшие сервисные центры, где его очень хорошо знают, вплоть до дня рождения и других семейных праздников. Клиентам это нравится», — рассказывает Вячеслав Дьяченко. В любом случае, уверены эксперты, чтобы удержаться на рынке, как крупным, так и небольшим компаниям необходимо нарастить базу постоянных клиентов до начала стагнации.