В Ростове уже представлены все марки авто, официально поставляемые в Россию. Большинство брендов представлено несколькими дилерами, и эта тенденция может привести к тому, что на рынке станет тесно.
В условиях стагнации продолжается открытие новых центров. Рынок двигается в сторону перераспределение объемов продаж на города-сателлиты. «ДК» обсудил с автодилерами и аналитиками, чего ждать от рынка в 2014 году.
«Практически по всем маркам, которые мы представляем, количество автоцентров критическое, — рассказывает Олег Ландин, генеральный директор «ААА Моторс». — По ряду брендов, таких как Hyundai, VW, Skoda, Ford, конкуренция очень жесткая. У многих брендов в последние годы была гонка за количеством дилеров. Некоторые производители по-прежнему полагают, что несколько конкурирующих между собой предприятий в рамках одной территории не только улучшат продажи марки, но и повысят репутацию и поспособствуют более доходному существованию всей цепочки. Но в жизни это не совсем так. Зачастую конкуренты портят экономику друг друга, по пути роняют рынок, рушат репутацию, в итоге кто-то из них падает. При этом фокус конкуренции находится внутри марок, а не направлен на другие бренды»
Рынок автодилеров в Ростове насыщен, но обладает зонами роста.
«Сегодняшняя структура рынка и дилерской маржи не подразумевает инвестиции в строительство крупных дилерских центров, значительно увеличивается срок окупаемости таких проектов от изначально расчетных. Все бренды представлены, многие — в нескольких автоцентрах. Дистрибьюторы всегда нацелены на увеличение точек продаж, поэтому число дилерских центров будет расти. Заметна тенденция к усилению конкуренции, демпинг, стремление продать остатки 2013 г.», — рассказывает Владимир Маханько, директор «Модус Авто».
Обратную сторону в сложившейся ситуации видят в краснодарской «Ключавто». По всей России, в т. ч. в Краснодаре и Ростове, рынок автомобилей настолько не насыщен, что европейские и американские дилеры могут об этом только мечтать, говорит директор по продажам и маркетингу «Ключавто» Сергей Киселев.
- В целом, на продажи влияют общеэкономические тенденции. Если у людей не будет денег или они будут напуганы перспективой отсутствия средств, продажи будут сокращаться. Однако в настоящее время общий потенциал огромен, несмотря на не самый позитивный прогноз как в общем по экономике нашей страны, так и перспективах рынка автомобилей, - продолжил г-н Киселев.
Краснодарский рынок всегда был более емким, причем это касается не только автомобильной отрасли. «Для сравнения: емкость ростовского рынка в 2013 году — 65 900 автомобилей, краснодарского — около 90 000, на 36% выше ростовского, — продолжает г-н Ландин. — И о стагнации краснодарского рынка говорить не приходится: в прошлом году он показал лучшую динамику по сравнению с ростовским, который упал на 5%, а краснодарский сохранил результат на уровне 2012 года».
Ниже нуля
Общерыночная тенденция минувшего года сводится к снижению маржинальности продаж до нуля и даже до минуса. Причина низкой маржи кроется в насыщении рынка: предложение автомобилей превышает спрос, отмечают игроки рынка.
Тенденция к снижению маржи в автобизнесе наблюдается уже в течение пяти лет, продолжает генеральный директор «Дон-Моторс» Андрей Городничев.
«Сокращение маржи обусловлено политикой представительства, которая вынуждает дилеров жестко следовать планам продаж автомобилей, запчастей и аксессуаров, одновременно открывать новые дилерские центры в условиях жесткой ценовой конкуренции. Как следствие, весь автобизнес становится капиталоемким и низкоприбыльным», - добавляет г-н Городничев.
Дилерская маржа на прямой продаже автомобилей резко снижена и уходит в сторону получения бонусов. «Гайки закручивают из года в год, — считает г-н Маханько. — Теперь чтобы получить запланированную маржу, необходимо выполнять ряд постоянно ужесточающихся условий, за которые дистрибьюторы предоставляют бонусы. В случае отсутствия бонусов EBIDTA предприятия значительно снижается. Расходы дилера остаются на том же уровне (или растут на фоне роста аренды земли), а маржа падает, в то время как требования дистрибьютора становятся жестче и шире».
Дальше только хуже
По данным АЕБ, суммарные продажи пассажирских автомобилей, а также легких и средних коммерческих автомобилей в России в минувшем году достигли отметки 2,78 млн штук. Согласно прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2014 году продажи составят 2,73 млн автомобилей. Ожидания аналитиков ЗАО «ВТБ-Капитал» от 2014 года осторожны, но более оптимистичны, предполагается рост продаж автомобилей на 1%. По словам Азата Тимерханова, ведущего аналитика агентства «Автостат», если не произойдет кризис, то в ближайшие 5-7 лет объем продаж на российском рынке будет находиться в коридоре 2,4-3,2 млн автомобилей в год:
«Цены будут расти, потому что инфляция сохраняется, да и к тому же курс доллара растет. Предпосылок для роста российского авторынка нет, т. к. экономика не растет (темпы роста ВВП сокращаются). В лучшем случае возможно повторение итогов 2013 года, а в худшем — падение рынка на 10-11%».
По словам шеф-редактора портала Auto.ru Сергея Арбузова, негативная тенденция рынка новых легковых автомобилей в РФ сохранится: «Мы прогнозируем падение в пределах 5-10%. Впервые со времен кризиса 2008-2009 годов одним из определяющих факторов станет динамика курса рубля. Если падение национальной валюты продолжится, то возможно повторение ситуации 2008-2009 годов, когда многие представительства стали номинировать цены в долларах США или евро, и рублевые цены менялись ежедневно. В этом случае прогнозировать результат трудно. Если продолжатся тенденции нынешнего года, то прогноз таков».
«Рынок находится в сложной ситуации. Конкуренция обострится, и дилеры окажутся в непростой ситуации при общем желании представительств увеличивать планы продаж. Думаю, нас ждет напряженный 2014 год», — подытожил г-н Городничев.
Самые ожидаемые новинки авторынка
- Lada Granta Hatchback
- Skoda Rapid
- Ford EcoSport
- Datsun
- Nissan Qashqai
- Mercedes-Benz GLA
- BMW X4