досье Денис Зубков Родился в 1977 г. Образование: в 2000 г. окончил Ростовскую государственную акадеимию архитектуры по специальностям «архитектура» и «дизайн архитектурной среды». Карьера:
Денис Зубков
в 2000 г. окончил Ростовскую государственную акадеимию архитектуры по специальностям «архитектура» и «дизайн архитектурной среды».
в 2000 г.– дизайнер в группе компаний СВА;
с 2002 года – соучредитель и руководитель творческого объединения «БАЗА Дизайн»;
с 2006 г. – председатель совета директоров группы компаний «БАЗА», руководитель компании «БАЗА Проект».
Денис Зубков вспоминает, что еще в 2000 г. члены «группы инициативных товарищей» (он, Александр Травин и Александр Дорохов) сами толком не знали, чем же они занимаются – архитектурой или дизайном. «У нас был творческий потенциал, нормальная профессиональная подготовка в одном из лучших архитектурных вузов страны. И была задача на этом заработать. Я с первых дней понял, что это должна быть структура, бизнес. Я не знал в деталях, как он будет выглядеть, управляться, развиваться и куда идти. Аналогов и примеров в нашей сфере деятельности в Ростове не было».
Аналогов «БАЗЕ» в Ростове, по признанию участников рынка проектных услуг, нет и сейчас. Но сегодня, спустя семь лет, Денис Зубков уже готов поделиться деталями построения «бизнеса на творчестве». А его правоту подтверждают немало реализованных культовых ростовских объектов и в сфере дизайна интерьеров, и в сфере архитектурного проектирования.
Денис Зубков оговаривает сразу, что готовых рецептов ни в каком бизнесе быть не может. Он также не берется судить о правильности построения бизнес-процессов в других проектных организациях. «Некоторые структуры, с нашей точки зрения, могут казаться полным абсурдом, – рассуждает г-н Зубков. – Например, в 2000 году мы арендовали помещение в одном из бывших проектных институтов. Мы бегали, высунув языки, по ночам сидели, не справлялись с заказами. А в это время сотрудники этого заведения сидели со своими уникальными профессиями и резались в нарды. Получали какие-то редкие крупные заказы, обеспечивали себе существование месяца на три – и опять играли в нарды. Может быть, их руководство не стремилось к профессиональным высотам, а просто хотело номинально сохранить свою организацию и не дать умереть с голода оставшимся немногочисленным сотрудникам, как правило, таким же неамбициозным. А крупные институты, владевшие огромными зданиями, вообще могли ничего не проектировать – сдавали площади в аренду, и на хлеб хватало, зачастую даже с маслом. Во время застоя в строительной отрасли даже такие цели были хороши и оправданны. И менеджмент, который помог их достичь, – хороший менеджмент. Но рынок меняется, и цели должны усложняться».
Денис Зубков говорит, что поначалу «БАЗА», как и большинство российских «бизнесов», руководствовалась в менеджменте принципом здравого смысла, основанного на интуиции. А все решения принимались, исходя из сложившейся ситуации.
В течение первых двух лет творческое объединение «БАЗА Дизайн» формировалось как подразделение строительной группы компаний «СВА». Тогда там еще не было архитектурно-дизайнерского бюро, а был Денис Зубков, свежеиспеченный выпускник архитектурной академии, которому отдавали в разработку заказы клиентов по дизайну интерьеров, концепций кафе и т. п.
«То, что мы начинали работать именно в структуре группы компаний «СВА», а не на вольных хлебах, было немаловажным моментом в определении дальнейшего нашего пути, – признает Денис Зубков. – Этот опыт дал понимание, что организованная бизнес-структура имеет большие перспективы и вызывает большее доверие у клиента, хотя и требует совсем другой ответственности».
Однако Денис Зубков быстро понял, что, выполняя заказы клиентов только одной компании, он и его товарищи не реализуют все свои ресурсы и возможности, а спрос на них гораздо шире на открытом рынке. Он принял решение уйти из «СВА» и учредить вместе с Александром Травиным и Александром Дороховым собственную компанию.
«На этапе становления разработка стратегии развития, среднесрочных и долгосрочных перспектив не столь важна, – считает Денис Зубков. – Был спрос, мы делали качественный продукт, используя технологии, адекватные рынку. Единственное, что мы решили с первого дня – не заниматься чистым творчеством, а предоставлять комплекс услуг клиенту, чтобы он реализовал объект в соответствии со своими желаниями и бизнес-задачами. Мы сразу сузили специализацию – современный концептуальный дизайн в сфере коммерческой недвижимости. И определили принципы, которыми мы не поступимся ни при каких обстоятельствах и ради любых денег. Мы проектируем только те объекты, которые украшают этот мир. Позднее они были сформулированы как миссия компании «БАЗА» – «Создавать пространство, в котором человек сможет реализовать свои лучшие качества». Сохраняя им верность, можно достаточно быстро сформировать целевой поток клиентов, чьи ценности и приоритеты совпадают с нашими. Размениваясь, ты получишь невнятный бизнес с невнятным позиционированием и перспективами».
Знаковым для «БАЗЫ» стал реализованный проект клуба «Полярная станция». Впервые творческое объединение отвечало за все этапы не только дизайна интерьера, но и проектирования – от архитектурного эскиза до согласований. «Мы поняли, что ограничиваться локальными задачами интерьерного дизайна нецелесообразно, – говорит Денис Зубков. – Мы можем предлагать более универсальный и сложный продукт – архитектуру вместе с дизайном, решенные в единой концепции. А в дальнейшем – привести компанию к тому, чтобы оказывать весь комплекс услуг в своем направлении, включая и строительство, в соответствии с нашей миссией. Это и стало нашей конечной целью».
По мнению Дениса Зубкова, в условиях динамично развивающегося рынка может выжить только гибкая структура, не делающая ставку на одно единственное направление. Она сможет достаточно быстро приспособиться к любым условиям и конъюнктуре рынка. «Сначала ты находишь то дело, которое будет тебя кормить и вкладываешься в его развитие, потом получаешь с него деньги. Когда одно направление «встало» на ноги, следует искать новое, перспективное, которое какое-то время будет существовать за счет окрепшего. Окрепло второе – ищем третье. Не исключено, что первое придет к стадии «умирания» – перестает приносить деньги, или ты отстал от технологий, позволил себя опередить. Отказываться от этого направления надо безжалостно. Но перспектива уже обеспечена. Тут задача менеджмента – ежегодно проводить «ревизию» каждого проекта». Компания «БАЗА» пережила две серьезные «ревизии» и последовавшие реструктуризации своего бизнеса – в 2004 и в 2006 годах.
К 2004 г. компания вышла на следующий этап развития. «У нас уже было реализовано несколько «громких» проектов, компания стала узнаваемой, поток клиентов не иссякал. И, естественно, встал вопрос о наших реальных перспективах, – говорит г-н Зубков. – Пора было структурировать бизнес, разрабатывать стратегию, решать вопросы планирования и бюджетирования на среднесрочную перспективу. Необходимо также стало не просто следить за рынком, но примерять мировую практику и тенденции к нашим российским реалиям, чтобы пытаться предсказать, что может стать востребованным через несколько лет, и что нам для этого может понадобиться. Мы проанализировали свои ресурсы и возможности, собрали воедино наработанные стандарты и методологии. Тогда же стало понятно, что из трех основателей компании, один – классный дизайнер, другой – классный архитектор, третий – все дела сводит и умеет выстраивать бизнес-процессы. Так и повелось. В творческом бизнесе должны быть, безусловно, мечтатели, но должны быть и организаторы».
В результате руководство приняло решение разделить дизайн и проектирование и развивать их независимо, потому что они отличались по технологиям, алгоритмам действий. Так, например, рабочее инженерное проектирование и процедуры согласования, все, что касается административных и бюрократических процессов, остались только в проектном подразделении, в дизайне это было не нужно. Появилась возможность выделять из функций, которые до этого считали дополнительными, те, которые можно наращивать отдельно, и зарабатывать на них. Постепенно дизайнерское направление «обросло» графическим дизайном и декорированием, появилась потребность оказывать и некоторые строительные услуги – отделочные работы. При разработке дизайна кафе «Жандармерия» заказчик столкнулся с трудностями по комплектации объекта необходимыми по задумке предметами мебели, декора, отделочных материалов, и «БАЗА» взяла эти функции на себя. Позднее так были реализованы два «Панчо», такие же услуги компания предлагает и «Глории Джинс» в развитии сети фирменных магазинов. В итоге в 2006 году была выделена еще одна компания – «БАЗА Объект», занимающаяся отделочными работами, декорированием и комплектацией объектов необходимыми материалами и предметами.
В итоге в 2006 году «БАЗА» пришла к нынешней структуре – группе компаний, в которую вошли «БАЗА Дизайн», «БАЗА Проект» и «БАЗА Объект». Такое разделение позволило эффективнее выполнять и локальные заказы, и более сложные комплексные. «Крупный проект – это длительная процедура, – поясняет Денис Зубков. – Мы тратим год-полтора на проектирование, еще столько же он строится. Для того чтобы держать производственные отделы в тонусе, их надо обеспечивать постоянной работой все это время. Поэтому мы продолжаем принимать локальные заказы – отдельно по дизайну интерьера, например, или по декору. Таких локальных заказов в количественном, а не в денежном выражении у нас пока остается больше».
Денис Зубков уверяет, что появление нового направления обусловленно как внутренними возможностями компании, так и готовностью рынка. «В 2000 году мы от декорирования бежали как от чего-то страшного и непонятного. И так бы и продолжалось, если бы в компании оставались только мужчины. Эта тема и внимание к мелким деталям более свойственно женщинам. А от строительного направления мы отказались в 2002 году, потому что тогда процветала оплата черным налом, а мы с самого начала старались вести открытую политику – открывали все доходы, платили все налоги. Но сейчас на рынке можно найти достаточное количество таких же открытых компаний-партнеров».
А в своем самом «свежем» и большом заказе по проектированию 25 бассейнов по программе «Бассейны Дона» «БАЗА» смогла впервые закрепить в контракте и воплотить проектное сопровождение – от эскиза до полной реализации. «Это действительно достижение, – гордится Денис Зубков. – Все, что клиент видит на картинке, он видит и когда объект построен. Мы сами неоднократно были свидетелями удивительных вещей, когда картинки наших коллег – это одно, а фотография реализованного объекта – совершенно другое. Мы еще в начале своей деятельности решили, что мы себе этого позволить не можем».
Но несоответствие эскизов и реального объекта – это еще полбеды, зачастую многие ростовские инвесторы обвиняют местных проектировщиков и архитекторов в том, что их проекты не отвечают современным требованиям строительства и специфике бизнеса. Последние оправдываются, что увязать эти требования с существующей нормативной базой почти нереально. Денис Зубков возражает: «Да, конечно, система утверждения проектной документации у нас инертна и забюрократизирована. Но мы имеем то, что имеем. А на рынке интересы заказчика должны быть первичны. Как их увязать с системой – твои проблемы! Но это реально».
В конце 2006 г. в «БАЗЕ» была выделена четвертая компания – «БАЗА Групп» – управляющая компания, которая занимается внутренней организацией бизнес-процессов и взаимодействием всех структур. Именно она, по словам г-на Зубкова, является гарантом того, что все будет проведено на законном и качественном уровне. Что любые процедуры во всех подразделениях подчинены единой миссии, общим стандартам, принципам отношения к клиенту. Сотрудники «БАЗА Групп» сопровождают работу над проектом при прохождении его через все отделы. Но самая главная ее задача – определение стратегии и поиск новых перспективных направлений, настройка бизнес-процессов, регламентов будущих подразделений. Сейчас в группе компаний «БАЗА» инновационные проекты расписаны на три года вперед, но она их пока не декларирует.
Денис Зубков подчеркивает, что проектирование и дизайн – тонкие творческие процессы, в которых важную роль играют талант, креативность, харизма. Эти активы нельзя посчитать и пощупать. Ими сложно управлять. Но «БАЗЕ» пришлось выработать четкую позицию в столь непростом вопросе, когда от них ушел Александр Травин, ведущий архитектор и один из основателей компании.
По глубокому убеждению Дениса Зубкова в любом бизнесе должны быть знаковые фигуры, которые могли бы быть локомотивом организации, с которыми связывается вся публичная история компании. Когда формирование «БАЗЫ» уже фактически произошло, такие ключевые фигуры были выделены и в ее составе. Это Травин, Дорохов и Зубков. У каждого были свои обязанности, свое направление, которое он курировал. Однако, «отцы-основатели» разошлись во взглядах на бизнес-стратегии и цели бизнеса. Зубков и Дорохов настаивали на том, чтобы двигать бренд компании, Травин – на том, чтобы в стратегии продвижения акцент делался на конкретных именах.
«Он хотел быть великим архитектором, – говорит Денис Зубков без иронии и упрека. – Он мог им быть, работая и у нас, но он не мог бы быть единственным архитектором в нашем бизнесе. Это не единичный случай в нашей практике, просто такого масштаба личность была заметна, безусловно. Травин стоял у основ, на его имени было немало завязано проектов, связей с клиентурой и внутренних бизнес-процессов. Поэтому нам пришлось всерьез задуматься и выработать систему приоритетов в вопросах авторства. Мы пришли к выводу, что деятельность компании не должна быть построена на одном имени пусть даже самого талантливого творца. Не в этой жизни, не в этих условиях растущего, меняющегося, слабоструктурированного рынка. Мы – не фабрика звезд. Мы строим реальную бизнес-структуру, производящую реальный продукт – услуги в области дизайна, проектирования, декора, строительства. Следовательно, мы должны на этом этапе выработать определенные алгоритмы, процедуры и процессы, чтобы, грубо говоря, любой студент мог делать то же самое, что Травин, я или Дорохов. Авторство для клиента не должно играть решающей роли, иначе, потеряв таких громких авторов, – причины же могут быть разные – мы умрем как бизнес.
В каких-то профессиональных конкурсах авторство, безусловно, нужно. Во всех наши дипломах, наградах за реализованные проекты обязательно указаны имена конкретных авторов. Но это должно носить прежде всего внутренний корпоративный интерес, подталкивать наших сотрудников к профессиональному росту, к высокому творчеству, к признанию в архитектурной среде, среде таких же профессионалов».
В день, когда состоялась беседа, к Денису Зубкову на собеседование пришли девять соискателей на различные вакансии. «Я буду счастлив, если среди них найдутся 2-3 человека, которые будут обладать творческим потенциалом, талантом, и при этом их жизненные установки и миссия пусть даже в интуитивном, подсознательном виде, совпадут с нашей миссией и установками, – размечтался Денис Зубков. – Но у нас структура достаточно большая и гибкая, мы можем найти сферу применения и проявления любым способностям и знаниям. Где-то талант вообще не нужен, а нужно методологическое мышление. Например, сейчас я ищу библиотекаря – у нас накопился солидный архив документации, профессиональной литературы и прочего. Но не исключено, что в будущем он станет идеальным управленцем».