досье Андрей Звездочкин Родился 21 сентября 1973 года. Образование: 1990–1997 гг. — Московский государственный авиационный технологический университет им. К. Э. Циолковского; 1998–2000 гг. — Фина
досье
Андрей Звездочкин
Родился 21 сентября 1973 года.
Образование:
1990–1997 гг. — Московский государственный авиационный технологический университет им. К. Э. Циолковского; 1998–2000 гг. — Финансовая академия при Правительстве РФ, специальность «финансовый менеджмент».
Карьера:
1999–2004 гг. — директор по развитию розничного бизнеса финансовой группы МДМ. 2004 г. — приступил к работе в «Тройке Диалог» в качестве вице-президента Управляющей компании «Тройка Диалог». В рамках этой должности г-н Звездочкин курировал развитие бизнеса «Тройки Диалог» на рынке паевых инвестиционных фондов и продвижение продуктов Группы розничным клиентам через собственную сеть продаж «Тройки Диалог», а также через сеть банков-агентов. 2008 г. — назначен сoдиректором управления «Персональные инвестиции и финансы».
Увлечение: спорт.
На каких финансовых продуктах будут зарабатывать УК?
Запоследние десять лет наша страна переживает второй серь- езный экономический кризис. Несмотря на то, что причины кризиса 1998 г. в России были иными, симптомы и в том, и в другом случае приблизительно одинаковые — проблемы банковской системы, банкротство предприятий, снижение объемов производства и высокий уровень безработицы. По словам АНДРЕЯ ЗВЕЗДОЧКИНА, содиректора управления «Персональные инвестиции и финансы» компании «Тройка Диалог», именно в такие нестабильные времена для финансовых компаний появляются новые возможности для развития бизнеса.
А.З.: Десять лет назад ситуация была очень тяжелая: компании пришлось сократить некоторые направления своей деятельности. Однако именно в это непростое время мы пытались заложить основы для дальнейшего успеха работы «Тройки Диалог», старались использовать все возможности, которые предоставлял нам рынок. Это были трудные для компании времена — кроме внутренних ресурсов, внешней финансовой поддержки получить мы не могли. Однако мы верили, что кризис закончится, и поэтому делали ставку на развитие, привлечение лучших из лучших экспертов в наши ряды. Эти люди сейчас составляют топ-менеджмент компании. Эту тактику мы планируем реализовать и в нынешней ситуации.
А.З.: Я могу назвать две основные возможности, которыми мы рассчитываем воспользоваться: привлечение большего числа новых клиентов и высоко- классных специалистов. Что мы и делаем. За последние два месяца мы приняли на работу 20 экспертов из международных финансовых структур, крупнейших российских компаний. Также в конце сентября, когда стоимость активов на рынке резко упала, объем инвестиций только частных инвесторов «Тройки Диалог» составил 1,8 млрд руб. Мы наблюдали большой приток новых средств от трех основных групп клиентов: существующих, которые увеличили свои портфели; новых клиентов, которые использовали этот момент для вхождения в рынок, и клиентов других управляющих компаний, которые столкнулись с проблемами с обслуживанием.
А.З.: Действительно, не все компании используют эти возможности. Некоторые из них, попав в тяжелую ситуацию, будут вынуждены уйти с рынка. Почему большинство финансовых структур сейчас испытывает трудности? У них были большие собственные позиции на фондовом рынке. Ценные бумаги упали в цене, и компании столкнулись с финансовыми проблемами. Для нас же не стала критичной та коррекция, которая была зафиксирована на рынке. У«Тройки Диалог» совсем иная бизнес-модель. Мы не инвестируем собственные средства, в отличие от многих других УК, присутствующих на рынке. Эта консервативная стратегия компании стала залогом ее стабильности во время кризиса. Мы сфокусированы на оказании услуг нашим клиентам. Во-вторых, мы стремимся к максимальной универсальности. Клиенты, приходя в любой наш офис, вне зависимости от его месторасположения, могут открыть брокерский счет, купить пай в ПИФе, передать пенсионные накопления в управление НПФ и т. д. То есть им доступны все продукты и услуги, которые есть на финансовом рынке. С чем мы сталкиваемся, если говорим о конкурентах? Существует масса компаний, которые специализируются на различных финансовых услугах: управляющие компании, дисконтные брокеры, традиционные брокеры и т.д. Даже крупнейшие управляющие компании зачастую могут предложить только один продукт — управление активами. Чтобы получить весь комплекс услуг, часто клиенту необходимо обратиться в несколько компаний. В чем дополнительная выгода нашей универсальной бизнес-модели? В зависимости от состояния рынка спрос растет то на одни, то на другие продукты. И когда мы видим, что увеличивается спрос на открытие брокерских счетов или люди стали активнее покупать ценные бумаги, мы сразу усиливаем эти направления. Завт- ра ситуация изменится, и большое количество клиентов пойдет размещать свои деньги в ПИФы, а у нас эти продукты уже есть. Весь последний год «Тройка Диалог» перестраивала модель обслуживания индивидуальных инвесторов. Теперь в любом нашем офисе можно получить доступ ко всем продуктам и услугам компании с помощью персонального финансового консультанта. Его задача — составить индивидуальный инвестиционный план, предложить стратегию инвестирования, которая соответствует персональным целям клиента, его личному отношению к риску и ожиданиям по доходности. Сейчас мы убедились, что выбрали правильное направление, будущее за моделью, которая ориентирована на финансовые цели клиентов, а не на возможности тех или иных финансовых инструментов.
Андрей Звездочкин отмечает, что те финансовые компании, которые, несмотря на кризис, смогут удержать клиентов, а может, и привлечь новых, станут ключевыми игроками рынка. Даже в такой сложный период инвесторы готовы вкладывать деньги в фондовый рынок, поскольку они надеются на его возможный рост. В конце сентября «Тройке Диалог» пришлось увеличивать время работы офисов, так как количество клиентов, желающих открыть счета в интернет-трейдинге, увеличилось в четыре раза.
Вы прилагаете дополнительные усилия, чтобы привлечь клиентов в условиях кризиса?
А.З.: Сейчас благоприятное время для инвестирования в подешевевшие активы, и многие это понимают. То, что люди стали нести деньги на фондовый рынок — общая тенденция. Другой вопрос, что клиенты распределяются по управляющим компаниям неравномерно. Кто-то из них в выигрыше от такой ситуации, а те, чей сервис и продукты не соответствует требованиям клиентов, начинают их терять. В основном негативные последст- вия кризиса сейчас испытывают региональные игроки.
А.З.: Здесь важен целый комплекс факторов. Безусловно, ключевую роль играет репутация компании. Мы уже пережили не один кризис, и клиенты знают об этом. Думаю, что те конкуренты, которые смогут справиться с актуальным финансовым кризисом, будут чувствовать себя так же уверенно, как и мы. «Тройка Диалог» умеет работать как на растущем, так и на падающем рынке и имеет большое конкурентное преимущество.
А.З.: Да, но не из-за кризиса или паники. Ее у нас не было. Изменилась рыночная среда, условия работы, мы предлагаем более сложные продукты, например, продукты с защитой капитала. Также, поскольку рынок меняется довольно быстро, клиенты стали более требовательны к скорости нашего реагирования на те или иные события, к качеству аналитической информации. Огромное количество времени наши финансовые консультанты тратят на разъяснение клиентам текущей ситуации, обсуждение сценариев развития событий.
А.З.: Наша стратегия управления средствами клиентов осталась неизменной. Наша задача — зарабатывать для клиентов больше, чем может заработать рынок. Мы делим клиентов на несколько групп. Есть те, кто готов отдать деньги в управление и смотреть на финансовый результат. Есть клиенты, которые предпочитают принимать решения самостоятельно. Они, как правило, выбирают брокерское обслуживание. А есть такие, которые совмещают обе стратегии. При этом существуют консервативные и агрессивные инвесторы. Если говорить о тех, кто доверяет нам в управление свои средства полностью, то в этом случае мы пытаемся использовать ситуацию на рынке для того, чтобы заработать для них максимальную доходность. К примеру, в данный момент мы ищем недооцененные рынком компании, чтобы вложить в них деньги и заработать, когда стоимость их активов вырастет.
В ближайшее время на финансовом рынке определятся новые лидеры. Многие компании вынуждены будут с рынка уйти. По мнению Андрея Звездочкина, этой осенью наш фондовый рынок оказался на уровне 1997 г., а значит, открылись перспективы и возможности пройти путь развития еще раз. И это означает большие перспективы для тех управляющих компаний, которые готовы вкладывать собственные средства в свое будущее.
А.З.: Проблема существует не только на российском, но и на мировых рынках. Сейчас все зависит от того, насколько скоро восстановится мировая финансовая система. Возможно, первые признаки стабилизации ситуации мы сможем увидеть уже во 2-й половине 2009 г.
А.З.: Мы видим большие возможности в индустрии альтернативных инвестиций, например в сфере слияний и поглощений. Многие компании сейчас заинтересованы в приобретении различных бизнесов. Кроме того, ряд предприятий, у которых большие кредиты, сейчас оказались в сложной ситуации. Они вынуждены искать партнеров или покупателей. Особенно актуальны будут сделки слияний и поглощений для финансового и инвестиционного секторов, девелопмента, рынка FMCG, сельс- кого хозяйства. В «Тройке Диалог» есть управление, которое специализируется на поддержке и организации подобных проектов. Уже сейчас мы ведем переговоры как с компаниями, которые ищут бизнесы для покупки, так и с теми, кто находится в процессе поиска покупателей, инвесторов или партнеров.
Только за три квартала 2008 г. объем российского рынка сделок слияний и поглощений составил около 65 млрд евро. По-моему, это огромный бизнес. С одной стороны, мы видим, что некоторые виды инвестиционно-банковской деятельности не работают, с другой — открываются новые возможности в других сегментах.
А.З.: Посмотрим на историю. В 1998 году был более серьезный кризис, порожденный во многом внутренними проблемами экономики России, большим объемом государственного долга. Однако в итоге он оздоровил экономику, сделал конкуренто способными российские предприятия, дал толчок для роста внутренних предложения и спроса, укрепил в конечном счете рубль. Фондовый рынок восстанавливается быстрее, чем реальный сектор экономики.
Поэтому я могу предположить, что через 1,5–2 года ситуация выправится. А когда это произойдет, рост фондового рынка, который является кровеносной системой любой экономики, просто неминуем.
По нашей оценке потенциал ряда отраслей достигает 500%. И выиграет тот, кто заранее позаботился о будущем, инвестировал в возможности роста активов, пусть и долгосрочные.