Андрей Некрасов, генеральный директор IT Exclusive, сертифицированный специалист в области информационных технологий и управлении бизнес-процессами, об инвестициях в IT-технологии
Инвестиционная деятельность в любом секторе рынка – это не только перспектива получения дохода, но и риск. Инвестиционные риски бывают общеэкономические и коммерческие. Общеэкономические - зависят от общего экономического и политического положения страны.
Коммерческие - от выбора объекта инвестирования. Степень риска тесно связана с доходностью: чем выше доходы, тем больше риск. В связи с этим инвестору важно правильно решить вопрос о приемлемом соотношений доходности и риска.
Хочу рассказать о своем опыте инвестиций в сферу ИТ и инновационных технологий. Полгода назад мне предложили вложить некую сумму в профессиональную студию звукозаписи, которой можно воспользоваться из любой точки мира. Для себя я назвал эту концепцию просто: «Облачная студия звукозаписи».
Проект можно было отнести одновременно и к области ИТ, и к области инновационных технологий. ИТ-сфера здесь затрагивалась с точки зрения предоставления ресурсов конечному пользователю. А инновационными технологиями – были разработки звукового оборудования и интерфейсов, которые обеспечивали непосредственное функционирование студии звукозаписи как сервиса.
В мире таких концепций очень мало. Есть что-то отдаленно похожее у немцев. Рынок новый. Планируемая востребованность услуги «Облачной студии звукозаписи» у целевой аудитории огромна. Каждый шаг в продвижении проекта – это, по сути, ноу-хау. И можно сделать вывод, что отдача от инвестиций в данный вид деятельности должна быть выгодной, так как конкуренции в этом сегменте практически нет.
«Облачная студия звукозаписи» будет доступной пользователю 24 часа в сутки семь дней в неделю. А обычной, назовем ее физической, студией можно пользоваться не более 12 часов семь дней в неделю. Каждый час работы студии - это деньги, полученные нами. Соответственно мы просчитали окупаемость проекта.
Казалось бы, вкладывай - не хочу. Но взвесив все «за» и «против», я сделал вывод, что такой проект имеет очень рискован для меня, инвестора, хотя и очень заманчив в плане возможной прибыли. Отдачу от вложений в инновации трудно прогнозировать. Поэтому в качестве подстраховки я выбрал несколько реперных точек в развитии проекта, по достижении которых проект можно будет выгодно продать компаниям-гигантам в сфере звукозаписи. По достижении каждой точки стоимость проекта будет существенно возрастать.
Весь проект был разделен, таким образом, на два крупных ключевых этапа и ряд мелких промежуточных. К первому крупному этапу мы отнесли период от начала работы до запуска сервиса в тестовую эксплуатацию. Вторым крупным этапом – посчитали промежуток времени после запуска студии в тестовую эксплуатацию.
Стоимость затрат на первом этапе рассчитывалась по таким, например, показателям: час работы программистов в разных странах (в Китае, России, Индии, США), затраты на производство «железа» для студии, затраты на серверное оборудование, энергетические издержки. На основе этих расчетов я решил, что данный проект для меня слишком рискованный уже на стартовой позиции.
Особенно критичными показались временные рамки. По имеющейся информации, подобные идеи уже обсуждались в крупных компаниях звукозаписи. Промедление было недопустимо. Ведь крупные компании владеют несоизмеримо большими ресурсами для решения задач и могут опередить нас, если захотят создать похожую студию.
Пришлось идти проторенной дорожкой. Я постарался минимизировать коммерческие риски и выбрал стратегию инвестиций малыми частями в данный проект, но с учетом «быстрых» временных рамок. Установил для себя некую планку, по суммам и по срокам. По достижении этой планки я готов рисковать и вкладываться в проект. Но если я не увижу нужных мне результатов, мое участие в проекте закончится.
Следуя выбранному сценарию, я не рискую глобально своим бизнесом и своими активами. При участии в подобных проектах, думаю, можно достигнуть с партнерами и договоренности, что, выходя из бизнеса на начальной стадии, вы не забираете свои деньги, а просто прекращаете финансирование. В случае же удачного развития событий - все ваши инвестиции вернутся к вам даже без дальнейшего вашего участия.
Инвестор всегда должен помнить, что принимает решения и несет ответственность за последствия возможных рисков только он сам.
Специально для "Делового квартала"