досье Анатолий Дураков Родился в 1973 г. Образование: 1991–1995 гг. — колледж культуры и искусств (специальность — режиссер), 1995–2000 гг. — факультет филологии Поморского госуниверситета. Карье
досье
Анатолий Дураков
Родился в 1973 г.
Образование:
1991–1995 гг. — колледж культуры и искусств (специальность — режиссер), 1995–2000 гг. — факультет филологии Поморского госуниверситета.
Карьера:
1991–1997 гг. — соучредитель и управляющий агентства недвижимости (Санкт-Петербург);
1998–2003 гг. — креативный директор телекомпании «Космос»;
2003–2007 гг. — директор по маркетингу мясоперерабатывающего комбината «Стрела»;
2007–2008 гг. — соучредитель компании «Маркетинг Драйв», турфирмы «Бюро Впечатлений», директор по развитию холдинга «Фаворит».
Есть ли бренды, обходящиеся без рекламной иглы? Смерть 4P
Эффективность традиционных каналов продвижения падает, и компании вынуждены искать новые средства запасть в душу и кошелек потребителя. Анатолий Дураков предлагает перестать вваливать бюджеты в телевизионную рекламу, считая, что потребитель ими уже наелся. А взамен взять на вооружение методы невро- логов. Он считает, что конкурентную борьбу можно выиграть, только взяв человека «за душу».
— Очень просто. Удовольствие! Маркетинг в парадигме секса и рок-н-ролла — это инструмент работы с человеческими инстинктами, то есть орудие пробуждения интереса. Не надо читать книги по маркетингу, это все прошлый день. Надо читать книги по психологии — академика Бехтерева, Павлова про его опыты на собаках Инстинкты у всех одинаковы, поэтому надо искать реперную точку, куда бить — то есть в тот инстинкт, который будет побуждать человека тратить деньги на ваш продукт. Например, «Деловой квартал» может «нажимать» на страх бизнесменов оказаться позади всего прогрессивного бизнес-сообщества. Либо человек-читатель будет получать удовольствие от вашего журнала, генератора новых «фишек».
Вот сейчас на организованной «Деловым кварталом» конференции докладчик рассказывал о своем брендинговом агентстве. Я ему говорю — расскажите про собственный бренд. Он говорит — мне на это надо 30 мин. Не надо 30 минут, сформулируйте в одной фразе! Докладчик не смог.
Так вот, сейчас, когда маркетинг умер, 30 минут — это слишком много. У людей выработался иммунитет на все, что им сейчас предлагают в виде традицион- ных брендинга и рекламы. Ведь что происходит? Когда по ТВ начинается реклама, человек или начинает зэппинговать, или уходит курить, пить чай. Ему не интересно!
Нужно уметь позиционироваться в формате SMS. Вот, например, бренд котласского мясокомбината «Стрела» — для тех, кто любит себя и своих близких. Все. Четкое себялюбие. На этом построены все промо-акции. Нужно уметь в двух-трех предложениях сформулировать, чем твой продукт отличается от других, чтобы человек его купил.
У меня нет времени читать длинные тексты и слушать долгие презентации. В двух предложениях мне скажите — почему я должен работать с вами.
— Да не умер он, на самом деле. Это просто фраза-провокация, на самом деле маркетинг не умер, чушь полная. У людей просто сформировался иммунитет против того маркетинга, который работает сейчас. Умирает маркетинг 4P — цена, продвижение, промоушн, это уже не работает. Работают другие ключевые слова: индивидуальность, креативность, нестандартность. Новые реперные точки! Зачем мне, если я выпускаю/продаю женские прокладки, тратить кучу денег на телерекламу? Тем, у кого нет денег на федеральную ТВ-рекламу проще арендовать танк, выехать на нем на улицы и расстрелять щиты конкурентов — об этом все СМИ будут говорить бесплатно. А женщин надо доставать там, где они бывают — массажные салоны, бани, салоны красоты. Но прицельный маркетинг, когда ты всегда попадаешь в яблочко.
— Настает эра нейромаркетинга (комбинации неврологии и традиционного маркетинга, исходящей из того, что любой человек при выборе товара полагается на изображение и свои эмоции). Что происходит, когда человеку показывают логотип? Человека облепляют датчиками и изучают, как он реагирует на цвет и пр. Например, когда селезней посадили в оранжевую комнату, у них увеличились семенники! То же самое происходит с людьми. Оранжевый цвет действуют возбуждающе, учащается сердцебиение, повышается внимание, начинается работа мозга, работают эмоции. Если бы женщине сказали, что колбаса «люкс» сделана по старинным русским рецептам мальчиками-девственниками, это же разбудит эмоции! Только не надо понимать этот пример буквально...
Одним словом вот вам совет: делайте маркетинг на инстинктах — сексе и рок-н-ролле! Сегодня лучше всего продаются истории. То есть маркетинг нужно превращать в шоу.
Продюсер Иван Шаповалов — отличный пример маркетера-шоумена. Это же классная идея — он певицу пробовал вывести на рынок в образе шахидки, первый концерт ее прошел 11 сентября. Правда, проект прожил недолго. Суть в том, что песни могут быть полное говно, но о проекте в любом случае будут говорить. Надо создавать и продавать легенды. Мадонна приехала в Нью-Йорк с 30 долларами в кармане Бред же! Продюсеры придумали, сто человек штата работают над тем, чтобы создать легенду, которой поверят.
— Для любого. Утверждения, что в b2b эмоциональный фактор не действует — фигня. Ведь все равно решение принимает человек, конечный потребитель, пусть и директор предприятия. Я продаю металл для того, чтобы директор делал танки. А придумаю-ка легенду: этот металл мы берем у хозяйки медной горы. И всем польза, в том числе покупателю. С помощью этой идеи он свои танки будет еще дороже продавать, еще бы, ведь танки сделаны из металла завода, производство которого основано на секретных технологиях древнего Египта. Легенда работает везде. Посмотрите на торговые марки, которые побеждают сейчас. Они все устраивают шоу.
— Из отечественных? Да много, даже маленькие бренды пытаются устраивать шоу. Например, женский журнал «Сама». Они прибегли к партизанскому маркетингу. В вагоны метро запустили девушек: представьте, что в вагон заходят 20 девушек и все с этим журналом в руках, читают. Все естественно обращают внимание — что это такое, что за журнал? Обыкновенный флэшмоб — но ведь это шоу, поэтому запомнилось. Или как фильм «Дура» раскручивали! Флэш-мобов напридумали. Вся Москва была в шариках с надписью «Дура.ру», на эвакуаторах ездил побитый Мерседес с надписью «Дура» на кузове. Фильм — ерунда полная, но все сходили и миллионы были заработаны.
Шоу-маркетинг должен обходиться бизнесменам дешево, поскольку основной составляющей шоу является креативная идея. Поэтому для компаний небольших городов шоу-маркетинг должен стать основным инструментов конкурентной борьбы, уверен Анатолий Дураков.
— Да запросто. Вот возьмем мою любимую колбасу. Столько лет ей отдал Вот хорошо позиционировать колбасу как продукт прошлых времен, времен застоя и пр. Как это донести, тем более все так делают? Да очень просто: я устрою промо-акцию и буду неделю продавать свою колбасу по настоящим застойным ценам. По 3 руб. 80 коп. старыми советскими деньгами. Шоу? Шоу! Все об этом будут говорить: у тебя остались старые советские деньги? Приходи, можно колбасу на халяву купить. И в умах начинается позиционирование — это та самая колбаса, она стоит 3.80 Вот вам и мало- бюджетное шоу.
Расходы — промоутеры в час 100 руб., аренда точки, пара сообщений в СМИ. Все!
— Ой, ну что вы, конкуренция уже есть, федеральные сети заходят. У нас в Котласе на 70 тыс. жителей уже есть сети «Эксперт», «Эльдорадо» и плюс три мест- ных сети бытовой техники. Несколько колбасных брендов. Им тоже нужно выживать. А поскольку у них нет миллионных бюджетов на телевизор, им как раз и нужен малобюджетный прицельный шоу-маркетинг.
— Плачевном, хотя и развивается. Да что малые города, на столичной конференции не прозвучало ни одного здравого маркетингового доклада!
На конференциях по маркетингу все одно и то же, не люблю я на них ездить. За последние 3 месяца был на нескольких конференциях, и все там одно и то же. Ну, нельзя так ребята! Я вышел с одной конференции, и говорю — вы хоть одну идею для себя нашли за эти два дня, которую вы будете воплощать, когда прибежите в офис? Сидело 100 лучших маркетеров Москвы, плюс люди со всей России, и все молчали.
Сейчас уже нет разницы особой между столичным маркетингом и провинциаль- ным, в плане подходов и уровня между Екатеринбургом и Котласом. У вас только денег больше и ТВ-эфир дороже. Был бы интересный креатив!
— Вы можете припомнить рекламу, которая заставила вас купить продукт?
— Вот и все. Сами ответили. О каком креативе может идти речь? Вас сначала надо поймать там, где вы бываете, а потом выдать вам креатив, который вам будет интересен. Вот этот маркетинг сработает.
— Да, уже сейчас все больше бюджетов компании тратят на БТЛ, в больших городах — на интернет. В малых городах интернет пока бесполезен, у нас вот в Котласе максимальная скорость передачи данных — 256 Кб Что уж тут говорить. Но подождите полгода, и все изменится.
Я все время спорю со своим директоратом на эту тему — давайте потратим деньги на что-нибудь другое! Мы пытались по ТВ рекламировать бытовую технику Я сказал — зачем?! Давайте просто холодильник Bosch поставим в супермаркет и забьем его продуктами, и пусть женщины ходят каждый день и смотрят на него. И не надо кучи денег на рекламу.
— Все зависит от города и ЦА. Эффективен, например, мобильный маркетинг, особенно индивидуальный. Здорово, когда приходит персональная рассылка: Анатолий Николаевич, вы у нас самый лучший клиент. Мы вам сообщаем, что только вам мы готовы подарить скидку Хотя слово скидка мне жутко не нравится.
— Когда у них продажи упадут на 50%, маркетеры бросятся искать новые ходы. Очень актуальна старая фраза: 50% денег на рекламу мы тратим впустую, вопрос в том — какие именно 50%? Сейчас об этом будут думать глобальнее.
Как происходит в шоу-бизнесе? Все себя продвигают, одних звезд мы знаем, типа Мадонны и Валерия Меладзе, или ваш «Чайф» — они свою нишу заняли, и спокойно движутся дальше, зарабатывают. Появляются новые, часть из них умирает, часть становится где-то рядом с этими. То же самое в бизнесе. Места под звездами хватит всем, «Эльдорадо» вполне может сосуществовать с провинциальным магазином бытовой техники.
Экономика проходит три стадии. Первая — диктат производителя, вторая — диктат сетей, третья — диктат потребителя. Мы приближаемся к третьей стадии. Все плачут — мы не может войти в «Пятерочку», потому что входной билет не по карману. И не факт что за эти деньги «Пятерочка» меня не вышвырнет.
А вот пищевой бренд «Золотой петушок» раскручивался через романы Донцовой — героиня Евлампия Романова его готовила. Потребители пришли в сети и сказали — где «Золотой петушок»?! Шоу-маркетинг, красиво и удобно. Марка раскрутилась. Это маркетинг 21 века.
— Нет, шума не будет, будет еще веселей.
— Нет, эта схема уже отмирает. Вот я работаю директором по маркетингу в маленьком городе. Шоу будут делать маркетеры. Могу даже сказать, что звезды маркетинга будут стоить не меньше звезд шоу-бизнеса.
Хотя бы один маркетолог. Менеджер, директор по маркетингу, творческий человек. Я в «Стреле» все делал сам, придумывал акции, говорил дизайнерам как надо рисовать, управлял промоутерами. На аутсорсинг отдавал только дизайн. И жаль, потому что большинство дизайнеров ни хрена в этом не смыслит, а хорошие дизайнеры стоят бешеных денег. Вот взял вчера в Перми газету, и на первой странице — окна такие-то, окна такие-то и пр. И что я как потребитель здесь вижу? Да ничего! Почему дизайнер так все нарисовал? Он говорит — я дизайнер, я так вижу Он не раскладывает по типу — этот угол рациональный, этот угол эмоциональный, эта графема — женская
Я и отделом продаж руководил, и тренинги проводил. Не родился еще богатырь в Котласе, который сможет со мной конкурировать. Я звезда, вопросов нет (смеется).
А что? Каждый маркетер должен уметь продать себя. Если я, Анатолий Дураков, не могу продать себя, то и колбасу не смогу.
Анатолий Дураков уверен, что делать шоу уместно для любых потребителей и почти любых продуктов. Поэтому в ближайшем времени ждет, что шоу и малобюджетный прицельный маркетинг будут использовать даже для продвижения ритуальных услуг. Нужно только дождаться того момента, когда конкуренция заставит расстаться со стереотипами.
— Прежде всего — покупатели. Если смотреть со стороны бизнеса, начнется шоу-процесс в больших городах, его будут делать, прежде всего, корпорации, которые существуют в конкурентной реальности.
— Вовлечь в шоу можно всех. Надо только знать реперные точки. Например, запустили рекламу новых телефонов, главная героиня — порнозвезда, причем заметьте, рекламодатель — консервативная компания Olympus. Но им надо продать товар мужикам, и у них на руках факт, что 80% мобильного интернета зарабатывает на скачивании порно
И консерваторам надо шоу, и кухонно ориентированным традиционалистам и пр. Если консерваторам регулярно внушать, что я продаю им ту же самую брежневскую колбасу, что и за 3.80, они привыкнут.
Сейчас более 80% покупателей товаров и услуг — женщины. Решение о покупке принимают женщины. Поэтому женщины — главная ЦА, чем бы ты ни занимался. Вывод: изучай гендерную психологию.
— Опять вернусь к колбасе и котласскому мясокомбинату «Стрела». Была проведена акция «Пятерочка». Мы на ней практически не заработали, но в душу каждому запали — дай бог каждому. Суть в том, что дети, которые всю четверть учились на четверки-пятерки, участвовали в розыгрыше призов. Родители, которые сами не могли вознаградить сына или дочь ноутбуком за хорошую учебу, сделали это за счет «Стрелы», чему были несказанно рады. Об этом много говорили и судачили, лояльность повысилась.
Еще акция. Логотип «Стрелы» я решил увековечить в золоте, устроил розыгрыш золотых кулонов к 8 марта. Всем женщинам-участникам раздали открытки, которые выполняли роль лотерейных билетов. Так на розыгрыше такое творилось! Вроде побрякушка, стоит полторы тысячи штука. Вот и посчитайте: 10 кулонов, сообщения в СМИ. А продажи выросли в марте на 30%.
Задача любого маркетера создать торговую марку, которая будет работать не на рекламной игле. Вот сок «Фруктовый сад» подсажен на рекламную иглу. Нет рекламы — нет продаж. А чтобы формировать лояльность, телероликов мало. Мало просто потратить деньги. Нужен креатив, постоянный креатив.
Нужно, чтобы про твой продукт ходили сплетни, пересуды. Как про звезд шоу-бизнеса. Киркоров обматерил журналистку в розовой кофточке — об этом только ленивый не писал. Никто не говорит про Чубайса — надо организовать покушение.
— Есть, конечно. Религиозные моменты, например. Вот произошел казус с компанией «Пепси» в Китае. Слоган звучит так: «оживи вместе с поколением «Пепси». При корявом переводе на китайский получилось: «Пепси» возвратит ваших предков с того света». Скандал. И огромные финансовые потери.
«Мегафон» в одной из рекламных кампаний на карте вместо Азербайджана изобразил Армению. Скандал.
Хотя запретных тем все меньше. Скоро ритуальные услуги будут себя громко и публично рекламировать — гробы такого-то лучше, чем у конкурентов. И правильно, ведь все хотят хороший гроб. Ход мыслей такой — я могу позволить себе дорогие часы, статусную машину, и дорогой гроб.
— Ну да, конкуренция еще слаба. Но скоро будет. И магазин «Продукты» мигом обретет название «Авоська», например. Кроме того, провинциальные бизнесмены станут копировать ходы и фишки корпораций, это неизбежно.
— Да, конечно, все элементарно, но кто это делает? Промо, флэшмобы, и прочие понятные и всем известные вещи Никто не делает.
— Хотят малой кровью обойтись. Пока не придавило еще. Люди привыкли к традиционному маркетингу и боятся фанковых акций. Как-то я предложил раскрутить новый торговый центр: давайте фото в газету запустим, а на фото в фотошопе пятно сделаем и подпишем — вот тут чаще всего появлялось НЛО, с отзывами очевидцев. И телевизоры магазина бытовой техники, который тут расположен, работают почему-то дольше.
Да — не поверят, будут смеяться, но будут о тебе говорить и судачить. Что нам, маркетерам, и требуется.