Родителям, травмированным "лихими 90-ми", не стоит тащить в 21 век свои представления о профессии как о способе выживания, считает известный эксперт
C Алёной Владимирской — основательницей агентства социального рекрутинга Pruffi и «главным хантером рунета» - "Деловой квартал-Ростов" встретился во время ее приезда в южную столицу для участия в Третьем Всероссийском телевизионном конкурсе "Студенческий ТЭФИ", который в апреле прошел на базе Медиапарка "Южный Регион" ДГТУ. Участникам конкурса Владимирская давала мастер-класс "Карьера в творческих профессиях: что делать и где быть, чтобы быть успешным". "Деловой квартал" спросил известного специалиста, как теперь надо выбирать профессию.
- История с делегированием - "я знаю лучше, чем ты" - однозначно сделает ваших детей несчастными, - считает Владимирская. - Понятно, что вы это делаете с самыми благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Все, что можете - это до 13-14 лет дать ребенку максимальный горизонт возможностей, благо, сейчас для этого полно всяких кружков и прочих образовательных сущностей. Чем больше вы ему покажете - тем лучше. При этом не надо на ребенка давить: "Вот, я тебя в музыкальную школу записал, а ты бросил", "Ты сначала закончи, потом поговорим"... У ребенка должно быть право в этот момент сказать "Нет" или "Мама, извини, я попробовал - мне не понравилось".
- Что надо давать обязательно?
- Обязательно надо давать иностранный язык, это сразу кратно увеличивает количество возможностей. Человек начинает смотреть на мир иначе. Даже если он не выезжает из страны, он может смотреть и получать много разной информации. Идеально, конечно, давать азы программирования. И даже если ребенок уж "гуманитарий-гуманитарий", должен быть какой-нибудь кружок инженерный типа "лего". Это надо, чтобы развивалась структурность мышления. Плюс к этому - хорошие, правильные книжки. Не надо на детей орать, надо рассказывать, как устроен мир. И если вы все будете делать правильно, то к 14 годам у ребенка появятся первые "хотелки".
- Например, стать путешественником.
- Да, сначала они будут экзотические, типа "я хочу снимать кино". Но надо понимать, что мир - меняется, и это раньше такое желание у школьника было бы экзотикой, а сейчас при помощи телефона и YouTube люди реально это делают и зарабатывают деньги. Поэтому надо уметь отбрасывать возрастные шаблоны и уметь видеть на перспективу. Если "хотелка" вызывает у вас сомнения, попытайтесь найти среди своих знакомых людей это профессии - пусть ребенок с ним встретится, поговорит. Надо суметь вовремя снять мифологию профессии.
- Т.е. до 14-ти лет - это аксиома - все попытки профориентации тщетны?
- Дети формируются по-разному, взрослеют по-разному. Я вот очень поздно повзрослела. Но помню в классе 8-ом меня вдруг дико увлекла химия. Среди 12-летних уж точно единицы знают, куда будут поступать. Но к 14-ти годам уже можно точно понять, к какой сфере у ребенка есть склонность и хотя бы обеспечить ему хороший вуз по заданному направлению. Не надо раньше времени диагностировать, а то у нас некоторые родители уже готовы зародышу профессию подбирать. И это проблема родителей, а не детей. Давайте перестанем самоутверждаться на наших детях. Сейчас люди 40-45 лет приходят ко мне и говорят: "Я ненавижу свою профессию". А все просто: семья потомственных юристов не могла допустить, чтобы сын стал моряком, это ж позор. Потом: вуз, семья, ипотека... Человек сделал карьеру, у него вроде бы все получилось, а он дико несчастлив.
- Но людей счастливых в своей профессии - 0,1%.
- В этом и есть главная трагедия и проклятие нашего поколения. Мы шли за поколением, которое было старше нас. И наш выбор профессии - это был выбор способа выживания. Вспомните те времена: миллионы людей вдруг стали нищими. Мы сделали свой выбор, и сейчас мы несчастны. Но не надо туда же тащить своих детей! Ведь вы же всем пожертвовали ради того, чтобы они не знали, как это - вообще нет денег, нечего есть и пр. Наши дети путешествуют, у них дорогие гаджеты в кармане, очень глупо готовить их к жизни в прошлом и упрекать в том, что они "горя не видели".
- Ок, давайте о будущем. Digitaly-зации профессий - что делать нам, людям?
- Да, мы все боимся диджитализации, как когда-то наши предки боялись появления машин. К сожалению, HR в том виде, в котором мы видим его сейчас, умрет в ближайшие 5-10 лет. Всем тем, что сейчас идут в "эйчар" я говорю: первыми будут умирать "низовые истории". Это сейчас кажется, что в research в IT всегда будут деньги. Но именно потому, что это большие куски бизнеса и большие данные, это все обречено. Останется executive, потому что там очень сложно настроить автоматику, много тонких настроек. Когда-нибудь и до этого дойдет, но это очень далеко. А массовый рекрутинг уйдет в автоматизацию уже совсем скоро. Наши профили будут анализироваться. Вы подаете заявку и система будет не просто подбирать вам кандидата. Даже больше: допустим, вас невозможно "схантить" - вы не хотите менять работу, тогда я прошу систему найти кандидата такого же, как вы. Это первое, что изменится. А второе - тестирование. Сейчас трудно верить тестам: сам кандидат отвечал, не сам. А когда этим займется система, она сможет это делать онлайн и при этом анализировать ваше поведение: как быстро отвечал, отвлекался или нет и пр. Уйдет внутренняя система оценки сотрудников, построение грейдов - это совсем автоматическая будет история. И ваш компенсационный пакет будет высчитывать система. Это так же очевидно, как трудовые книжки, доживающие последние годы.
- Все умрут, а кто останется?
- Автоматизация пойдет в массовые профессии. Кассиры, рядовые бухгалтеры, рядовые юристы, грузчики, курьеры, водители, там, где много денег и понятные алгоритмы. Вот поэтому я и говорю родителям: не тащите своего ребенка в бухгалтеры, потому что автоматизация будет выедать эту профессию. Конечно, очень хорошие бухгалтеры уровня финансового директора нужны будут всегда, но именно из-за автоматизации джуниор-позиций вашему ребенку после получения диплома будет очень трудно найти себе работу - конкуренция на входе будет большая. Сейчас программистов не хватает, и они стоят дорого. Крановщик хорошего уровня получает 150 тысяч. Это гораздо больше, чем большинство бухгалтеров. И в этом нет никакого перекоса или социальной несправедливости. Это рынок и конкуренция.
- Всем интересно, как попасть в обойму известных хэдхантеров?
- Это иллюзия, что кто-то будет заботиться о вашей карьере. Мы на вас деньги зарабатываем, а не счастливую миссию несем. Что нужно? Надо быть публичным. Не миллионы подписчиков, а ты должен быть экспертом, заметным в своей области знаний. Профессиональные блоги, конференции, форумы. Ты просто должен быть заметен. Должно быть профессиональное портфолио. Мы - хэдхантеры - ленивые люди, мы ищем кандидатов из открытых источников.
- А что вы скажете о тех работодателях, которые заставляют соискателей проходить полиграф?
- Полиграф устарел как технология. Люди не умеют им пользоваться. Это как пыточные доски. Нам их занесли без методики. Еще на уровне продавца — воруешь-не воруешь - это работает, и то: более тонкие настройки мы считывать не умеем. Репутационно это, конечно, не самая лучшая история для работодателя, потому что таким образом идет отсев профессионалов, нестандартно мыслящих. Если кандидат мыслит именно так - он полиграф не пройдет. И ты отсеиваешь людей, которые могли бы двигать твою компанию вперед. Конечно, надо проверять. Но нормальный сбор референсов — это не в одну компанию позвонить. Если ты опытный рекрутер — ты знаешь, как это делать. Это вопрос профессионализма.
- Какое оно - подрастающее поколение?
- О, оно не ужасно. Да, оно не хочет работать на дядю: ходить каждый день на работу, где начальник - идиот... Они - это не мы, у которых ценность любой стабильности высока. Они гораздо свободнее. Они создают новые форматы. Посмотрите на этих 20-летних мальчиков, которые ведут крупные бренды и к которым в очереди стоят мировые бренды. Это мы их создали, это наше поколение. Мы создали их своим трудом, ходили на нелюбимую работу, чтобы у них все было хорошо. Просто мы напуганы, а они - нет. Это типичная история: девочка после вуза приходит в отдел, куда на нее сваливают всю самую скучную рутинную работу. Ей повеситься хочется. И когда ей сделают предложение - чуть меньше денег, но чуть больше свободы - она с радостью побежит в какой-нибудь старт-ап.
- Но какое образование и где давать своим детям? Эти вопросы не перестают волновать родителей.
- Сейчас очень часто большие компании вообще не спрашивают про высшее образование. Все смотрят на портфолио. И в вузы надо идти не за дипломом. Вузы сейчас - это, прежде всего, network - работа в рамках вуза, знакомства, шансы на карьеру. Нетворк - это не новая история. Мы ведь всегда знали, что связи решают все.
- Как заполучить нужные связи?
- Правильно коммуницировать в нужных средах.
- У Алёны Владимирской есть какая-то цель?
- Если говорить о профессии - я хочу научить людей быть счастливыми в профессии. Мне хочется донести до общества, что надо уметь строить свою карьеру. Не из серии "я здесь потому, что я здесь". Это тоже цель — найти ту работу, которая позволяет решать цель по жизни. Но в целом человек должен знать, кем он хочет стать через несколько лет и что делать сейчас, чтобы им стать.
- Как вам Ростов?
- Я возмущена — не нашла раков! Зашла в три ресторана - нет раков. Мне сказали, что не сезон.
- В следующий раз сообщайте заранее о своем визите - организуем.
- Договорились!