Меню

Алгоритм IT-Решений

Журнал «Деловой квартал» предлагает воспользоваться уже готовыми и опробированными решениями в разных областях автоматизации, связи и компьютерного оборудования. А чтобы примеры выглядели нагляд

Только тот, кто лично сталкивался с внедрением в бизнесе информационных систем, понимает, какая это тяжелая работа и как трудно порой спрогнозировать ее результат. Вопросы начинаются сразу после постановки задачи. Как автоматизировать бизнес­процессы? На базе каких программных разработок? Как и кому доверить построение VPN? Предпочесть комплексную или узкоспециализированную систему?
Журнал «Деловой квартал» предлагает воспользоваться уже готовыми и опробированными решениями в разных областях автоматизации, связи и компьютерного оборудования. А чтобы примеры выглядели нагляднее, мы создали виртуальную компанию «РосПрод­Трест», бизнес которой типичен для ЮФО, и попросили ведущие IТ­ и телекоммуникационные компании показать, как их продукты будут способствовать росту эффективности конкретного предприятия.

Полигон для автоматизаторов

Компания «РосПродТрест» начала свою работу в конце 1999 г. как мелкооптовый поставщик продуктов питания в Ростове. Уже через год, летом 2000 г., компания открыла в центре города собственный универсам «КоробейникЪ», а еще через полгода, получив кредит в одном из крупных банков, открыла два новых универсама в спальных районах. Одновременно с розничным, «РосПродТрест» развивал оптовое направление, активно выходя на рынки Краснодара и Волгограда.

В 2004 г. руководство «РосПродТрест» приняло решение сосредоточиться на развитии розничного направления и расширении географии продаж. Универсамы «РосПродТрест» были открыты в крупных городах Ростовской области, Краснодаре, Сочи, Ставрополе и Волгограде, число их постоянно росло.

Для того чтобы управлять поставками товаров в собственные магазины, в 2005 г. компания создала специализированное логистическое подразделение, с сетью собственных складов по ЮФО, а также — транспортную компанию «РосПродТрест — Транс», осуществляющую междугородные перевозки товаров.

В 2007 г. компания вышла на качественно новый уровень развития: открыла свое производственное подразделение, которое занялось выпуском продуктов private label для универсамов сети.

Актуальная на сегодняшний день задача руководства компании — создание мощной IT­инфраструктуры. Она позволит систематизировать все бизнес­процессы и соединить географически разрозненные филиалы единым информационным пространством.

Работы по автоматизации были начаты в 2000 г. с автоматизации процессов учета финансовых средств — внедрили стандартную конфигурацию программы «1С:Бухгалтерия». В 2002 г. учет товаров в универсамах был переведен на платформу «1С:Торговля и Склад», а с 2004 г. кадровую службу перевели на платформу «1С: Зарплата и Кадры», была разработана простая система электронного документооборота.

В компании есть собственный IT­отдел, в обязанности которого входит поддержка пользователей. Каждый раз «РосПродТрест», внедряя новую информационную систему, обращалась к различным сторонним IT­компаниям и консультантам. Единая концепция и стратегия развития IT­инфраструктуры до сих пор не определены. Привлечь одного генерального подрядчика для решения всех возможных проблем руководству мешала большая территориальная распределенность подразделений.

Несмотря на это, собственники и топ­менеджмент компании «РосПродТрест» понимают, что без создания мощной IT­инфраструктуры,  постоянной ее поддержки и совершенствования, развитие бизнеса может затормозиться, поэтому готовы рассматривать затраты на нее как долгосрочные инвестиции.

Перед модернизацией «РосПродТресту» потребуется IT-аудит

Большинству российских компаний свойственен эволюционный путь развития IT­инфраструктуры: по мере изменения рыночной среды  и требований, предъявляемых к программным продуктам и IT­сервисам, в компании появляются новые программно­аппаратные платформы. Их совокупность, сложность и разнородность влияют на управляемость всей IT­инфраструктурой, а также на стабильность и эффективность работы компании. Именно аудит информационной системы поможет получить объективную оценку текущего состояния IT­инфраструктуры.

Перед началом модернизации необходимо определить ее цели

Компания «ЮБиТек» предоставляет «РосПрод­Тресту» услуги комплексного аудита IT­системы и консалтинга. Руководитель отдела проектных решений компании «ЮБиТек» Виталий Воронин: «Прежде чем приступить к модернизации IT­инфраструктуры, собственники «РосПродТреста» должны определить цели будущих изменений. «РосПродТрест» — это динамично развивающая­ся компания, которая уже достаточно эффективно построила свой бизнес и смогла достичь лидирующего положения на рынке ЮФО. Такие результаты стали возможны, благодаря усилиям собственной IT­команды, которая наладила основные бизнес­процессы организации. Однако мы видим, что за время развития «РосПрод­
Трест» существенно диверсифицировал свой бизнес, и работа IT­подразделения компании сегодня недостаточно эффективна. Об этом свидетельствует и тот факт, что в последнее время руководство столкнулось со снижением темпов роста предприятия, и не в последнюю очередь на это повлияли возникшие трудности в управлении разнородными активами».

Специалисты «ЮБиТек» уверены, что отправной точкой для последующего развития «РосПродТреста» является детальный аудит существующего положения вещей в IT­структуре и определение фундаментальных параметров будущего информационного пространства. Такой аудит называется технологическим и состоит из нескольких этапов: сбор первичных данных о системе и ее функционировании, аудит IT­службы и IT­инфраструктуры компании. На основании полученных данных разрабатываются предложения по модернизации и дальнейшему развитию информационной системы (ИС), в соответствии с положениями ITIL/ ITSM, мероприятия по оптимизации ИС.

А зачем нам нужен аудит?

Что же получает «РосПродТрест», воспользовавшись услугой IT­аудита? Прежде всего — обеспечение качественного функционирования IT­инфраструктуры офисов, их интеграцию в единое информационное пространство. Результаты аудита и мониторинга позволят руководству определить наиболее важные задачи и сосредоточиться на них. По окончании аудита должны быть сформированы поэтапные планы развития IT­инфраструктуры, выданы рекомендации по устранению обнаруженных проблем, проведена оценка рисков и стоимости изменений, выбраны оптимальные с позиции затрат решения, произведено планирование бюджета. Данная услуга позволяет перейти от реактивного решения проблем, возникающих при эксплуатации информационной системы, к проактивному подходу — предотвращению возможных проблем.

На что обратить внимание руководству «РосПродТреста»

Специалисты компании «ЮБиТек» рекомендуют «РосПродТресту» использовать следующие решения.

Уже на первом этапе очевидно несколько проблем. Одна из них — необходимость модернизации. «Для складов, административных центров, и транспортного подразделения компании оптимальным решением явилось бы построение терминальной сети, что позволит консолидировать усилия IT­подразделения на поддержке единого ЦОД (центр обработки данных), в рамках которого конечным пользователям будут предоставлены все необходимые сервисы. Это позволит реа­
лизовать полный спектр функций IT­структуры, существенно сокращая при этом издержки на поддержание рабочих мест сети», — уточняет Виталий Воронин.

Вторая — внедрение новых и/или перестройка существующих бизнес­приложений компании. «Персональный аудит требований бизнеса «РосПродТреста» позволит определить адекватность установки того или иного ПО в компании», — отмечает Виталий Воронин.

В результате действий компании «ЮБиТек» собственники «РосПродТреста» смогут представить комплекс задач по модернизации IT­инфраструктуры, не как закупку отдельных компонентов, а как единый проект с определением целей, задач и ограничений. И успех, в конечном итоге, будет определяться не количеством приобретенного оборудования и лицензий, а ростом бизнеса компании.c

ЗАО «ЮБИТЕК»:


344064 г
. Ростов-на-Дону,


ул. Шеболдаева, 54,


тел: (863) 295-31-00, факс: (863) 295-36-64,


e-mail: info@ubtec.ru, www.ubtec.ru

Кому доверит «РосПродТрест» построение собственной виртуальной частной сети?

Управление сетью супермаркетов означает ежедневное принятие решений на основе анализа быстро меняющейся информации. Для того чтобы иметь под рукой в любой момент ключевую информацию, необходимо объединить географически разнесенные супермаркеты, склады в единое информационное пространство. Именно потребность в решении проблемы эффективного управления стала толчком появления на свет различных корпоративных приложений, удовлетворяющих телекоммуникационные потребности современного бизнеса.

До недавнего времени для решения текущих задач торговых организаций было достаточно простейшей телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей офисную телефонию с выходом на «межгород» и доступ в интернет... При этом, как правило, ресурсы местных операторов использовались для каждой торговой точки отдельно. В результате получались громоздкие и трудно управляемые телекоммуникационные сети, обслуживаемые большим числом операторов. «Такой подход безнадежно устарел, — считает Владимир Нестеров, коммерческий директор компании «РТКомм­Юг»*. — Наиболее современным и экономически оправданным методом информационного объединения структурных подразделений является построение виртуальной част­
ной сети (VPN), позволяющей организовать электронный документооборот, повысить эффективность взаимодействия подразделений и работы сотрудников, обеспечить конфиденциальность информационных потоков».

Основная цель построения VPN — объединение бизнес­процессов в розничной сети в единое информационное поле, полный контроль над деятельностью магазинов, прогнозирование и планирование продаж, увеличение их эффективности при одновременном снижении накладных расходов, логистика. «В этом случае обеспечивается автоматическое отслеживание товарных остатков и формирование заявки на их восполнение либо в адрес центрального склада, либо в адрес поставщика с доставкой через центральный склад. В компании упрощаются процедуры планирования различных маркетинговых акций, и становится легче отслеживать их результаты. Кроме того, объеди­
нив офисы, можно более эффективно применять дисконтные программы с использованием дисконтных карт», — говорит Владимир Нестеров. VPN делает возможным автоматический обмен данными между магазинами и складами, в том числе в режиме удаленного доступа, при этом управление может осуществляться из центрального офиса или же магазины (склады) могут иметь тот или иной статус самостоятельности.

Ключевой вопрос — кому доверить построение виртуальной частной сети?

Владимир Нестеров: «Существует только один правильный ответ — оператору связи, имеющему не только опыт работы, но и свою разветвленную сеть. Такой ответ справедлив и по сути, и по формальным соображениям, т. к. решением технологических задач должен заниматься профессиональный оператор, а владелец супермаркетов может сосредоточиться на своем основном бизнесе. Искушение строить все собственными силами, когда VPN проходит через публичную сеть интернет, надо отметать, как «от лукавого». И дело не в том, что это несовременно. Это в итоге неэффективно. Для того, чтобы построить такую виртуальную сеть, компании необходимо установить VPN­сервер и VPN­шлюзы на каждом объекте, при этом в публичной сети создаются туннели, по которым передается информация. При этом, как правило, затраты получаются больше, чем через оператора. Но этого мало — клиент начинает понимать, что он не в состоянии контро­лировать интернет, а значит, нет и речи о соблюдении таких параметров качества, как величина потерянных пакетов, временная задержка и т. д. То есть, если клиент пускается в самостоятельное плаванье через интернет, ему никто не обещает гарантированной связи. Если же ставится задача построения надежной информационной системы, объеди­няющей в себе передачу данных, голос, видео­конференцсвязь, то без оператора не обойтись. Только оператор связи гарантирует качество сервиса, причем клиент для каждой своей задачи может выбрать необходимый ему профиль трафика. Основа для таких гарантий — контроль над всей своей сетью со стороны оператора».

VPN — не цель. Это средство, благодаря которому, торговая организация получает жизнеспособное информационное поле, позволяющее эффективно управлять торговой сетью. Профессиональный оператор связи выступает гарантом такой жизнеспособности.

ООО «РТКомм-Юг»:


тел: 203-55-55,


e-mail: sales@rtcomm-yug.ru 


Переход на «1С: Предприятие 8» добавит «РосПродТресту» рыночной гибкости

Автоматизация управления таким крупным предприятием, как «РосПродТрест», — задача сложная и чрезвычайно важная для компании на текущем уровне ее развития. Положение, в котором оказался «РосПродТрест», характерно для очень многих динамично развивающихся компаний нашего региона. Задача автоматизации учета (в первую очередь, бухгалтерского учета) в таких компаниях, как правило, уже решена. А вот к задаче комплексной автоматизации управления предприятием только начинают подходить. 


Прежде чем начинать автоматизацию бизнеса, необходимо четко определить цели проекта. «Случается, что проекты автоматизации начинаются только для того, чтобы отдать дань моде, не отставая от коллег и конкурентов. При таком подходе проект практически всегда обречен на неудачу. Руководство компании в первую очередь, а затем уже и все рядовые сотрудники должны понимать, зачем они ввязались в это нелегкое мероприятие. Идеальным вариантом будет, если цели проекта будут оформлены в виде внутреннего документа компании и доведены до всех участников процесса», — уверен Евгений Рыбасов.

Специалисты компании «IT­Центр Рыбасова», проанализировав текущее состояние автоматизации в «РосПродТресте», разработали план модернизации системы управления предприятием на основе программного комплекса «1С: Предприятие 8». «Этот программный комплекс сочетает в себе готовые программные решения, способные автоматизировать все текущие задачи «РосПродТреста» и дающие хорошую основу для автоматизации задач компании в перспективе», — считает Евгений Рыбасов.

Центральной частью программного комплекса может стать программный продукт «1С: Управление Производственным Предприятием 8» («1С: УПП 8»). Это современная, динамично развивающаяся система ERP­класса, способная в едином информационном пространстве решать множество взаимосвязанных задач: управления производственными и торговыми бизнес­процессами, ведения бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы и кадрового учета, бюджетирования. По мнению специалистов «IT­Центра Рыбасова», решение на основе «1С: УПП 8» — это надежный и легко масштабируемый фундамент автоматизации управления предприятием, способный объединять всю информацию о деятельности компании, предоставлять возможности анализа и предоставлять руководству компании надежную опору в принятии ключевых решений.

Для автоматизации отдельных узких функ­циональных участков «РосПродТреста», специалисты «IT­Центра Рыбасова» предложили применить специализированные решения от  фирмы «1С» и ее партнеров. «Все эти решения интегрируются в единое информационное пространство и содержат возможности обмена информацией с ядром автоматизированной системы управления предприятием — «1С: УПП 8», — говорит Евгений Рыбасов. В частности, для автоматизации управления складскими комплексами компании в «IT­ Цент­ре Рыбасова» предложили использовать продукт «1С: Логистика. Управление складом», для автоматизации управления розничной сетью — «1С: Управление розничной торговлей», управление взаимоотношениями с покупателями и поставщиками, было предложено путем построения качественной CRM­системы на предприятии на базе продукта «1С: CRM. ПРОФ», а управление деятельностью автотранспортного подразделения было предложено перевести на «1С: Управление автотранспортом 8».

Создание системы автоматизированного управления такой сложной распределенной филиальной структуры, как у «РосПродТреста», должно быть обеспечено приемлемой инфраструктурой. Для повышения оперативности сбора информации из удаленных точек и минимизации количества ошибок при обмене данными необходимо создать современную систему телекоммуникаций, например на основе VPN.

Евгений Рыбасов говорит, что его компания целенаправленно занимается развитием направления комплексной автоматизации управления предприятием: «Мы обладаем такими высокими статусами, как Центр Компетенции по Производству и Центр Компетенции по Строительству. Эти статусы присваиваются  фирмой «1С» ведущим партнерам, способным качественно провести процесс сложного комплексного проекта автоматизации».

IT Центр Рыбасова:

пр. Буденновский, 80, оф. 1018,

тел./факс: (863) 220-32-01, 218-20-68,

web : www.it-cr.ru,

e-mail : it-cr@aaanet.ru 


Построение ЦОД снижает расходы компании на управление 


Специалисты компании «Эр­Стайл Юг» считают, что для управления таким предприятием, как «РосПродТрест», необходимо внедрить современную систему бизнес­аналитики Оracle Business Intelligence. После внедрения эта система станет эффективным инструментом в руках топ­менеджеров, и даст им возможность в любой момент получить развернутую картину финансовой деятельности компании на любом уровне. Это позволит вовремя заметить риск понести убытки или пути получения прибыли и оперативно среагировать. При этом система позволит найти наиболее оптимальные пути реализации этих возможностей.

Основной составляющей такой системы станет хранилище данных RS­DataHouse. Специалист подразделения банковских технологий компании  «Эр­Стайл Юг» Виталий Мищенко: «Эта система позволяет снять нагрузку с СУБД различных учетных систем, используемых в компании, и приведет к единым стандартам репозитории этих систем, что достигается за счет применения уникальной технологии очистки данных», — рассказывает Виталий Мищенко.

В хранилище данных RS­DataHouse входит модуль бюджетирования, помогающий структурировать различные версии бюджетов и обеспечивающий полную согласованность данных. В системе предусмотрен и модуль сценарного анализа данных, который позволяет прогнозировать ситуацию на рынке, и строить
сценарии вида «что, если...». «Виртуальная среда моделирования и проведения экспериментов Оracle Business Intelligence не требует специальной подготовки, и имеет интуитивно­понятный интерфейс. Эта возможность хороша для отдела аналитики компании, который получает мощнейший инструмент в виде интерактивных настраиваемых OLAP кубов, графиков и витрин данных», — рассказывает Виталий Мищенко.

Для эффективного функционирования такой системы, необходимо создать мощную IT­инфраструктуру. Ее ядром является Центр обработки данных (ЦОД). Он представляет собой комплексную информационно­технологическую систему, предназначенную для оперативной обработки запросов, составления целенаправленных отчетов, проведения гибкого анализа данных, обеспечения надежности и доступности работы с корпоративными данными.

«Для создания единого хранилища данных и снижения затрат на обеспечение надежности хранения и скорости обработки информации мы предлагаем использовать централизованную систему хранения на основе высокопроизводительных виртуальных корпоративных дисковых массивов. К этой системе по технологии сетей хранения данных (SAN, Storage Area Network) подключены серверы прикладных систем. Применение сетей хранения данных SAN позволяет разделить уровень обработки данных, представленный серверным оборудованием ЦОД и уровень хранения информации, представленный централизованными системами хранения. Разделение этих уровней обеспечивает независимое наращивание функциональности, производительности, надежности и мощности оборудования каждого из уровней без необходимости внесения изменений в конфигурацию и состав системного программного обеспечения. Таким образом, достигается максимальная эффективность затрат на программно­технические средства Центра Данных в течение всего жизненного цикла информации (ILM)», — объясняет суть организации ЦОД интегратор отдела телекоммуникаций и сетей компании «Эр­Стайл Юг» Кирилл Ковалёв.

Состав программно­технических средств ЦОД должен обеспечить решение следующих вопросов, которые являются актуальными для данного предприятия. Это функционирование системы управления предприятием (ERP системы), синхронизация процессов управления складами и продажами в супермаркетах, создание и ведение единых баз данных, функционирование единой информационной системы, объединяющей производственный комплекс, транспортную компанию, складские комплексы и сеть супермаркетов, функционирование процессов бухгалтерского учета всего комплекса в целом, функционирование собственного корпоративного портала, функционирование электронного документооборота и так далее. 


ООО «Эр-Стайл ЮГ»:

г. Ростов-на-Дону,

пр. Ленина, 118 а,

тел: (863) 293-91-93,

www.rostov.r-style.ru