Меню

Центробанк обязал страховые компании возвращать деньги за навязанные допуслуги

Банк России ввел «период охлаждения» - срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию.

Новая инициатива предусмотрена Указанием Банка России № 3854-У от 20.11.2015 «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», сообщает сайт ведомства.

В ЦБ не скрывают, что "период охлаждения" - вынужденная мера: так регулятор пытается повлиять на рынок ОСАГО, где в последнее время обнаружился ряд проблем.

- Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно, - говорится в сообщении.

Во многих регионах России, включая Ростовскую область и Краснодарский край, страховые компании по сути перестали продавать полисы ОСАГО, надоходя для этого самые разные объяснения. На самом деле, страховщики терпят серьезные убытки в связи с деятельностью т.н. автоюристов и ряда судей, которые обязывают их выплачивать большие премии. Чтобы не терять доходы, страховщики стали навязывать клиентам вместе с ОСАГО другие виды страховок, это вызвало возмущение потребителей. Ожидается, что введение "периода охлаждения" позволит автовладельцам обойти страховщиков: приобретя вместе с нужным полисом ОСАГО другую страховку, клиенты теперь смогут без проблем вернуть ее продавцу.

- «Период охлаждения» составляет не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса, - уточняет пресс-служба ведомства.

В ЦБ поясняют: для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.

Как говорится в документе ЦБ, страховые организации в срок до 30 мая обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Банк России обещает регулярно это проверять.

Страховщики инициативу Центробанка встретили сдержанно.

- Данная инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок, ведь повысится и качество страховой услуги и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов, - сказал корреспонденту ДК официальный представитель «АльфаСтрахование».

Тем временем, в ЦБ напоминают, что для защиты прав граждан в Банке России создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, в том числе и в Ростовской области (Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе). Обо всех фактах ущемления прав потребителей (физических и юридических лиц) при заключении договоров ОСАГО, а также об отказе страховщика расторгнуть вышеуказанные договоры, можно сообщать по адресу: Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе, 344006 г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22а, либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.