Основатель TVIL.RU Алексей Черепахин рассказал «Деловому кварталу», почему успешный бизнес – долгий путь, а так же почему иногда отчество начальника – лишняя информация.
Осенью 2017 года в Ростове прошла встреча с основателем проекта TVIL.RU Алексеем Черепахиным. TVIL.RU – сервис для бронирования жилья по России. В 2012 году он вошел в ТОП-10 лучших молодых компаний по версии журнала Forbes. После встречи Алексей Черепахин пообщался с корресподентом "Делового Квартала".
- Алексей, расскажите, как появилась идея о создании российского сервиса аренды жилья?
- Первые мысли о создании такого проекта у меня появились во время очередного отдыха на море. Это была Кабардинка. На тот момент, а это было более десяти лет назад, поиск жилья осуществлялся по принципу «досок объявлений», либо простого сарафанного радио. Информации и отзывов – нет, проверок и гарантий качества – тоже. Арендодатель был не заинтересован в хорошем обслуживании – ведь все равно придут, больше-то некуда. Именно тогда я понял, чего так не хватает туристам, путешествующим по России: места, где они могут не только найти себе жилье, но и оставить о нем свой отзыв.
- Очень многие говорят, что идея «в яблочко» - гарантия успеха. А как это было у вас?
- По возвращении с того самого отдыха я сразу же зарегистрировал домен для своего проекта. Я думал, что еще два-три месяца — и все вот-вот заработает, будет успех. Это «вот-вот» продолжалось пару лет. Так как опыта у меня и моей команды тогда совсем не было, то мы постоянно пытались «налепить» на сайт как можно больше сервисов и деталей: социальные сети, какие-то обсуждения. Это было нашей ошибкой. Сейчас я могу с уверенностью сказать: мы старались больше делать, а надо было больше думать. Именно с тех пор TVIL.RU пошел в гору. Мы стали более гибкими. Это качество может позволить себе не каждая компания ввиду большого штата. Наших сотрудников – 50 человек, поэтому процесс контролировать куда легче.
- Раз уж заговорили о сотрудниках: скажите, какие качества в своих коллегах вы цените больше всего?
- Несомненно, это умение думать. Человек, который способен мыслить, научится всему сам, перенимая опыт у более умелых коллег. Более того, только такие люди способны подходить к вопросу творчески.
- А как вы распознаете «думающих» людей при приеме на работу?
- Это видно сразу. Буквально пара вопросов и человек «раскалывается». Иногда я могу дать какой-то кейс, но всегда обязательно прошу рассказать «о том, чего не знаю». То есть просто о каком-то хобби или интересном увлечении. Когда я вижу, что человек рассказывает о чем-то с энтузиазмом и рвением, то понимаю – он нам подходит.
- Будучи основателем проекта, как вы относитесь к выражению «начальник всегда прав»? Считаете ли такой подход устаревшим?
- Начальника нужно не бояться, с ним нужно общаться. В половине случаев моя идея по решению вопроса кардинально меняется в процессе обсуждения с сотрудниками. Я считаю, что начальник и подчиненный должны постоянно поддерживать связь. Я не приказываю, я выношу на обсуждение. Кроме того, никто не знает моего отчества – мы все обращаемся друг к другу по имени: это «стирает» некий формальный барьер. Такая небольшая деталь – и начальник из некого «монстра» превращается в того, с кем можно вести продуктивный диалог.
- А теперь немного о начальниках: какое, по вашему мнению, главное качество должно присутствовать у самого предпринимателя?
- Простота. Жадность к деньгам – противопоказание для начинания благополучного бизнеса. Если для вас работа – это хобби, то вас ждет успех. Конечно же, не без отсутствия стараний. Еще это должна быть любовь к своему делу. Я терял деньги, и даже когда закрывал компанию в 2012 году, интерес к делу сохранился. Многие, потеряв свои капиталы, впадают в апатию и уже никогда не возвращаются к задуманному.
- Сейчас ваша компания уже вышла из рамок стартапа. Какие дальнейшие планы?
- На данный момент TVIL.RU полноценная, уверенная в себе компания. Да, атмосфера стартапа никуда не делась, но у нас есть четкое распределение обязанностей и ориентация на будущие свершения. Мы специализируемся именно на частном секторе (где и являемся лидерами по России), а не на крупных отелях. Сейчас в наших планах страны СНГ, в особенности те, куда путешествуют русские. Не стоит забывать и о туристах из других стран. К примеру, грузины тоже хотят путешествовать по Грузии. Надо дать им такую возможность.
- То есть акцент делается именно на российского пользователя?
- В первую очередь – да. К примеру, TVIL.RU помог развитию туризма в Крыму. Пару лет назад там работала та же система «доски объявлений». А это 2015 год, представьте! Приехав туда, мы увидели огромный интерес владельцев отелей к нашему сервису. В то же время в поисковых запросах люди набирали лишь «отдых в Крыму». То есть люди банально не знали даже города, куда им можно поехать. На сегодняшний день ситуация, конечно же, колоссально изменилась в лучшую сторону.
- Сейчас в стране не совсем стабильная экономическая ситуация. В связи с этим чувствуете ли вы риски для вашей компании?
- Риски, безусловно, есть. Рынок туризма в России сейчас падает. Люди меньше стали ездить на отдых за рубеж. Это свидетельствует о том, что у них стало меньше денег, они экономят. Если раньше они ездили каждый год, то сейчас уже через год. Увеличился локальный туризм: соседние города, к примеру. Для нас это угроза. Если бы мы сейчас были на своеобразном «пике» развития, то мы бы потерпели колоссальные убытки. В любом случае, сейчас у нас есть поставленные задачи и цели, и мы будем делать все, чтобы еще больше упростить туристам такой совсем нелегкий процесс, как поиск жилья для отдыха.