В сентябре прошлого года группа компаний «Радио Ростова» запустила проект «Патруль». Спустя полгода корреспондентов в стильной форме на брендированном внедорожнике стал узнавать весь город.
«Мы рассчитывали повысить качество выдаваемого продукта, а стали городским рупором», — с удивлением признаются руководители «Радио Ростова» Марина Атчикова и Александр Щербаченко.
Ростовские СМИ вторичны, в один голос заявляют Марина Атчикова, генеральный директор «РР» («Радио Ростова») и Александр Щербаченко, управляющий директор «РР». Коллеги уверены, что почти вся корреспондентская сеть ростовских журналистов сидит в офисах и занимается обработкой пресс-релизов. «Максимум они выезжают на г-на Голубева или ранее объявленное мероприятие, но никто не хочет искать новости на улицах, — говорит Марина Атчикова. — А ведь за стенами редакций происходит множество событий, которые матерые журналисты отметают из-за отсутствия масштаба, а горожанам это интересно». Придя к этому выводу, руководители «РР» решили не упустить возможность сыграть на нем.
Форма для одного корреспондента "Патруля" обошлась "РР" В 50 тыс руб., автомобиль - порядка 2 млн руб.
Расширить аудиторию
Идея выпустить собкоров на улицы возникла у Александра Щербаченко и Марины Атчиковой еще в 2008 году. Уже тогда они продумали всю идею вплоть до мелочей, подсчитали вложения, которые, к слову, оказались внушительными. Однако проект пришлось отложить из-за кризиса.
Как вы пришли к идее создать «Патруль»?
Марина Атчикова: Общий принцип работы медиа — это обработка информации и выдача качественного продукта. Но местные СМИ перестали искать информационные поводы, а лишь обрабатывают полученные из первых, а того и вторых рук — министерств, компаний, рекламных агентств. Так работала и наша редакция.
Александр Щербаченко: Придя к этому выводу, мы стали понимать, что надо менять систему работы. И поставили перед собой задачу — перевести новостную службу из офиса на улицы, чтобы наши слушатели получали первичную информацию — не то, что уже написано где-то или сказано, а эксклюзив, качественный эксклюзив.
М.А.: Кроме того, в определенный момент мы поняли, что остановились. В Ростове примерно 400 тысяч дееспособных мужчин. Из них 120 тысяч слушают «Радио Ростова» каждый день. Это мужчины 30-40 лет, из которых 20% — руководители. Неплохой состав, не правда ли? Кто из конкурентов может похвастаться такой однородностью аудитории? Да, мы прочно заняли свою нишу, но, с другой стороны, достигли максимально возможного количества слушателей.
А.Щ.: Новости у нас были всегда, они шли вперемешку с развлекательным контентом. Поэтому задачей стало повысить их качество. Здесь важно понять, что мы нишевая узкоформатная станция. Наша постоянная аудитория слушает рок, новая же нейтрально к нему относится. Ради рока она не будет нас слушать, а вот ради новостей о жизни города… Почему бы и нет? Результатом мы и сами были удивлены.
Набрали бы тогда просто еще сотрудников в штат, установили бы требования к качеству, норму по ежедневному количеству новостей, и дело в шляпе.
А.Щ.: Да, но мы бы все равно создавали вторичный новостной контент. Зачем переключаться на «Радио Ростова», если эти же новости можно прочитать в Интернете? Причем не первой свежести. А люди хотят знать, что происходит в нашем городе здесь и сейчас. Так появилась идея патрульно-новостной службы.
М.А.: Мы все это придумали еще тогда, в 2008-м. И брендированную машину, и форму для корреспондентов. Но получилось дать старт проекту только осенью 2013 г.
И с чего вы начали?
А.Щ.: Мы набрали новых корреспондентов, которые хотели заниматься журналистикой, а не перепостами. Стали приглашать тренеров, асов профессии для мастер-классов. Пришлось взять в штат преподавателя по технике речи, который ежедневно проводит занятия со всеми, кто звучит в эфире. Ведь почти все наши новые корреспонденты толком без опыта работы на радио, надо убирать реГГГиональное звучание (смеется).
М.А.: Мы подсчитали недавно: за 7 месяцев вложения в проект составили порядка 4 миллионов рублей. Конечно, было бы дешевле сразу нанять опытных корреспондентов и не вкладывать в их обучение, но проблема в том, что специалистов в репортажной радиожурналистике в городе просто не осталось. И проблема не только в отсутствии системы профильного образования, но и в медиа, где эти навыки были бы востребованы.
Великая цель
Когда «РР» запустило «Патруль», руководители группы компаний были не уверены, что получится находить достойные новости ежедневно. Но постоянная оценка промежуточных результатов, грамотная модерация работы сотрудников и творческий подход помогают по ходу дела исправлять ошибки и корректировать развитие проекта.
Как вы ищете инфоповоды? Вы же не просто выгоняете корреспондентов утром из офиса в поля без цели и четкого задания со словами «Ищи сенсацию»?
М.А.: Летом, когда мы запускали этот проект, мы смутно представляли, как будем искать события каждый день без выходных. Неужели придется просто ездить по городу с утра до вечера? Я тогда сказала «Ребят, ну, два-три события в городе ежедневно точно проходит», а сама даже не предполагала, как они будут искать. Сначала сотрудники просто выезжали на запланированное событие, а по пути они находили что-то сами. Фишка была в оперативности.
А.Щ.: Сейчас, по обзорам, у нас около 20 событий в день. При этом база событий проработана всего на 40%. И самое главное, мы получаем огромное количество отзывов от аудитории. Люди начинают осознавать, что наш город наполнен не только официозными мероприятиями. Наши спикеры — это люди с социально активной позицией. Они же становятся и нашей аудиторией.
Давайте к конкретике. Из кого состоит патруль? Как проходит его рабочий день?
А.Щ.: Патруль состоит из 15 человек. Непосредственно в машине находятся два корреспондента. В редакции работает еще 7 человек. Они занимаются разработкой тем, связываются со спикерами, планируют календарь событий. Все работают в две смены по 6 часов, просто психологически тяжело выдержать весь день в полях. В итоге в одной смене: два патрульных, один дежурный редактор, два выпускающих и четыре внеэфирных редактора. Новости мы выдаем каждые полчаса. То есть надо приехать на событие, найти нескольких спикеров, успеть поговорить, сесть в машину, доехать на другое мероприятие и в процессе смонтировать материал и выложить его.
Сперва мы хотели в смену взять еще и фотографа-оператора, но понимаем, что пока это экономически нерентабельно. Разве что корреспондент для социальных сетей может сделать несколько полупрофессиональных снимков.
М.А.: Спустя время нам в редакцию стали поступать звонки: «Хочу вызвать патруль». То есть мы стали узнаваемы, нам стали верить, в нас появилась потребность. За полгода проекта мы добились такого эффекта, который планировали только через год. Сначала была проблема найти инфоповод и открытого спикера. Сейчас в 70% случаев у нас с этим сложности нет. Люди видят человека в форме и сами к нему подходят.
А есть уже финансовый эффект от проекта?
М.А.: Уже сейчас мы видим рост аудитории. С сентября этот показатель вырос на 12%. Мы такого не ожидали, рассчитывали максимум за полгода на 3%. Также наблюдается хороший прирост по рекламодателям. Однако сам контент «Патруля» мы не продаем, то есть наши корреспонденты не выезжают на заказные мероприятия. Есть желающие, но наша задача на сегодняшний день — выстроить профессиональную работу и выдавать качественный продукт.
А.Щ.: На нашем брендированном автомобиле нет логотипов партнеров. Хотя у нас есть дружественные компании. Например, «Ника Моторс Юг» — с ними мы сейчас ведем переговоры о приобретении еще нескольких подобных автомобилей. Далее, мы работаем с «АльфаСтрахованием». И также нам помогает «Цезарь Сателлит» с их системами навигации. Но это наши партнеры, мы никому ничего не должны.
Эксклюзивных новостей у вас стало больше. А качество их улучшилось?
Вы пришли к своей основной цели?
А.Щ.: Что такое СМИ? Это дилер. Своим контентом мы собираем определенную аудиторию. А рекламодателям продаем ее внимание. Мы давно даем качественную музыку и качественный контент. Теперь у нас есть и крутые новости.
М.А.: Правда, на старте проекта, самыми активными ивент-мейкерами, готовыми с нами сотрудничать, были культурные площадки нашего города: филармония, консерватория, театры, музеи и галереи. Так мы стали к концу осени превращаться в культурный альманах. Благо, на ранних стадиях мы это заметили и к новому году выровняли ситуацию. Сейчас строго следим за соблюдением баланса в тематике: политика, спорт, культура, социальные темы и, конечно, не без аварий и криминала.
А.Щ.: В дальнейшем в наших планах не просто освещение события, но и более серьезная аналитика происходящего. Однако в эфир такой объем информации просто не влезет.
Но у вас уже есть решение, да?
А.Щ.: Конечно! К осени мы запускаем портал. Сейчас он работает в тестовом режиме. Вот там-то мы и реализуем свою основную миссию — качественные новости 24 часа в сутки. Для этого мы и парк машин расширим, и пересадим корреспондентов на мотоциклы. То, что у нас есть сейчас, — лишь 10% от запланированного.
М.А.: Пока мы делаем нечто похожее на наших страничках в социальных сетях. Там же получаем и обратную связь, на основе которой сразу проводим работу над ошибками.
А.Щ.: Наша великая цель — скоммуницировать всех жителей города. Для этого нам всегда нужно быть в центре событий, стать рупором города. Мы хотим быть как в далекие советские времена, чтобы ростовчанин мог уверенно сказать «Я про вас в газету напишу» и имел ввиду «Радио Патруль»!
Досье
Александр Щербаченко
Управляющий партнер «Радио Ростова»
Родился 16 февраля 1975 г.
Образование: Ростовская государственная экономическая академия, факультет «Международные экономические отношения и маркетинг».
Марина Атчикова
Генеральный директор «Радио Ростова»
Родилась 6 сентября 1977 г.
Образование: Ростовский государственный университет, кандидат философских наук.