Меню

Александр Коновалов: IT-акселератор собирает людей и идеи

Во всем мире уже давно проходят марафоны разработки IT-проектов. В Ростове готовится к старту первый такой проект — «47 часов», задача которого — сформировать локальную среду разработчиков.

«ДК» расспросил основателя проекта Александра Коновалова, зачем местному рынку такой марафон.

Марафоны разработки (их еще называют IT-акселераторами) бывают двух типов: разработчики ищут программистов, дают им кейсы сложных задач и отбирают талантливые решения. Либо специалисты собираются на командообразующем мероприятии со своими уже готовыми разработками и работают над общим перспективным проектом.

Деньги на воздухе из воздуха

14 июня в Ростове впервые стартует марафон разработки IT-проектов. В течение 47 часов, с вечера пятницы до вечера воскресенья, участ­ники должны будут довести свои идеи до работающего прототипа. В этом им помогут предприниматели, дизайнеры, иллюстраторы, копирайтеры, специалисты по маркетингу, тимлиды, менеджеры проектов. Эксперты в технологиях и практики бизнеса будут советовать каждой команде-участнику, что и как улучшить, на чем сконцентрироваться. В результате авторы идей улучшат бизнес-модель и техническую реализацию проекта, оценят его востребованность на рынке и инвестиционную привлекательность. Организаторы полностью отвечают за его техническое обеспечение — участникам предоставят оборудование для работы над проектом и его демонстрации. Инфраструктурным партнером проекта стал Донской государственный технический университет.

«47 часов» должен стать коммерческим проектом, но пока, разумеется, не приносит прибыли, поясняет Александр Коновалов. Одна из целей первого марафона — «прощупать» аудиторию. На таких форумах интересные проекты, вырастающие в стартапы, появляются обычно в соотношении 1 к 50, но не стоит пугаться таких цифр, говорят огранизаторы. Уже сейчас среди поданных заявок есть вполне перспективные проекты.

«По специальности я разработчик ПО, работать начал еще с 1 курса института, прошло с тех пор уже лет 10 или 12. В какой-то момент мне надоело работать «на дядю», а захотелось от любимого дела получать полноценный доход. Я начал разрабатывать проекты на заказ, а потом появилась мысль: сделать собственный продукт. Был и отрицательный опыт: в 2007 г. наша команда создала социальную сеть для потребителей мобильного контента, которая позволяла скачивать картинки для разных моделей телефонов и обмениваться ими. С этим проектом я поехал в Москву и Санкт-Петербург, на тематические выставки и конференции. В итоге я счел свой проект несовременным и закрыл его — рынок уже ждал эры мобильных приложений. Теперь и эта эпоха отживает свое, рынок пресыщен приложениями, создано все, что только можно придумать, но, тем не менее, рынок для IT-специалистов постоянно расширяется.

Сейчас моя команда разрабатывает информационные системы для бизнеса и интернет-проекты, однако немало сил отнимает и проект «47 часов». В идеале это будет акселератор IT-проектов на принципах бизнес-инкубатора. Подобное есть в Москве и Питере: там генерируют, рушат и вновь создают новые идеи, т. е. движение непрерывно. Это идеальные условия для стартап-проектов. В 2002 году мне надо было сделать для зарубежного разработчика программу, которая должна автоматически собирать результаты поискового запроса из Google. Спустя 10 лет в одном из современных бизнес-инкубаторов я увидел, как стартап-компания пишет программы, которые бомбят запросами Яндекс, собирает выборку и продает результаты SEO-оптимизаторам. Это не просто заработок из воздуха — так можно было назвать его еще 10 лет назад, а сейчас это деньги «на воздухе из воздуха в третьей степени».

Команда «47 часов» состоит из пяти человек, в их числе мой приятель Дмитрий Костин, представитель совсем другого бизнеса, которого еще интересует общественная деятельность. Используя свои связи, он на себя взял ответственную роль — подготовку важных встреч. С его помощью нами заинтересовалось Министерство связи Ростовской области. Большой творческий вклад в визуализацию проекта внес наш дизайнер Дмитрий Орлюк. Еща нам очень помогает Михаил Колтунов, главный редактор журнала «Свое Дело — медиа».

Зачем нужны марафоны самим разработчикам? Люди, участвуя в них, знакомятся друг с другом, создают среду для обмена идеями, объединяются в команды и, как итог, запускают общие проекты. Далее они либо возьмутся за что-то другое, либо доведут уже сделанное до рабочей версии, которую можно показать инвестору и сказать: дайте мне еще 5 млн руб. и мы сделаем коммерческий продукт. Мало кто из разработчиков имеет стратегический план развития проекта — тем, кто не имеет опыта в коммерции, трудно дойти до рыночной стадии своей разработки. Поэтому специалисты, обладающие опытом в бизнесе, являются желанными участниками акселераторов, бизнес-инкубаторов и IT-марафонов.

Экспертов выбирали из представителей IT, банковской сферы, бизнеса и преподавательской среды. Чтобы собрать самые разные отзывы. В идеале хотелось бы пригласить конкретные лица из области венчурного инвестирования, через которых уже прошли сотни, а то и тысячи таких проектов. Пока что все упирается в вопрос плотности графика таких специалистов и организационно-финансовые моменты поездки.

Будучи предпринимателями, мы — я и члены моей команды — и сами вкладываем деньги в интересные проекты и инвесторов подыскиваем. Для «47 часов» привлекаем спонсоров. Большую поддержку в их привлечении оказывает Минсвязи. Его интересы понятны: государство хочет развивать различные отрасли, но не всегда получается, ведь в госаппарате тоже кадровый голод. Важно, что Министерство связи Ростовской области и губернатор Василий Голубев выразили заинтересованность в развитии этой сферы, было подписано распоряжение о ежегодном конкурсе перспективных проектов в сфере IT. А бизнес хочет вложить деньги в проект, чтоб повышалось качество IT-решений, которые ему необходимы.

Если проект состоится, московские и зарубежные компании и фонды повысят свою заинтересованность в открытии в Ростовской области своих филиалов: уровень затрат здесь ниже, а база очень хорошая. Институтам же интересно привлечь федеральные деньги и сделать наконец-то своих выпускников востребованными. При таком стечении обстоятельств стартаперы действительно могут получить поддержку.

Риски стартаперов

В IT-сфере присутствует эффект Клондайка: успешный пример одного способен заразить массы и подвигнуть их на то же самое дело. Правда, «золото» находят единицы, но их успешный пример вдохновит уже новых последователей. В какой-то момент все стартапы сталкиваются с самой распространенной проблемой — это «варение в своем болоте», которое приводит к многократному изобретению велосипеда. Зачастую разработчики уверены, что умеют и знают все. На самом деле, качественная работа программиста — это от 5 до 50% залога успешности проекта. Стоимость рекламы и продвижения проекта намного превышает цену разработки, и это надо учитывать сразу.

Уже мало дать объявление или повесить в Интернете баннер — рано или поздно все методы рекламы себя изживают. Мы не смотрим рекламу по ТВ, все меньше обращаем внимания на вирусные видеоролики в Сети, не кликаем по баннерам. Для создания и продвижения продуктов в таких условиях нужны менеджеры, сочетающие в себе 3 ипостаси — в свое время такой специалист работал где-то программистом, то есть имеет технический бэкграунд, понимает в дизайне, т. е. имеет какой-то вкус к рекламе, и при этом он умеет продавать. И вот на стыке этих трех полей получается человек, который способен постоянно генерировать идеи. Его портрет дополняет способность концентрироваться на рынке, анализировать, кто, где и как работает, понимая технические особенности разрабатываемого продукта.

Однако даже присутствие таких сотрудников, опытных сторонних экспертов не всегда может гарантировать успех предприятия. Венчурное инвестирование — это трата денег с риском: из 10 тщательно отобранных проектов «выстреливает» один. Успех очень многих проектов — случайный, не поддающийся простой логике. Сама уникальность зачастую не в технологии, а в правильно подобранной команде. Идею трудно защитить от копирования. Инвестируют не только в идею, но и в конкретных людей, в их энтузиазм.